Тунгдил и его спутники остановились на холме. Перед ними раскинулся самый большой военный лагерь, когда-либо виденный на землях Потаенной Страны.
Зрелище было потрясающим.
Солдаты из человеческих королевств и Аландура окружили входы в подземное княжество орков, так что никто не мог пройти тут незамеченным. Собралось не менее семидесяти тысяч воинов, среди которых было много добровольцев. Солдаты были исполнены решимости уничтожить зло, победить Бессмертных и их коварные машины.
Зелень луга, поросшего сочной травой и невысокими деревьями, взрезала ров. У рва выставили часовых, которые могли при необходимости перебраться на противоположную сторону по узкому подвесному мосту.
Шатры гномов виднелись далеко за этой преградой. Часовой, встретивший Тунгдила и его друзей, сообщил, что гномьи отряды обшарили пещеры Тоборибора в поисках Бессмертных. Почти все кланы гномьих племен прислали сюда своих воинов. Стяги развевались на ветру. Немного в стороне от остальных шатров виднелись вымпелы пяти городов Свободных.
– Красота, правда? Злу не укрыться от нас, – с гордостью заявил Боиндил.
– Если зло притаилось в пещерах, конечно, – с сомнением протянул Лот-Ионан.
Тунгдил кивнул.
– Давайте выясним, как продвинулись наши солдаты в своих попытках уничтожить Бессмертных, – он сжал бока пони пятками.
Златорукий заметил, что шатры Свободных слишком далеко от лагеря остальных гномов. Очевидно, Брамдаль был прав.
Лот-Ионан ехал рядом с ним.
– Твои размышления принесли свои плоды или ты в таком же замешательстве, как и я?
– Боюсь, что мне не удалось разобраться в ситуации лучше, чем вам, – вздохнул Тунгдил. – Все зависит от дальнейшего поведения эльфов, а я не решаюсь его предсказать. – Он заставил себя отвернуться и не смотреть на стяги.
– Я тоже. Эсдалан не кажется мне лжецом, хотя я могу предположить много причин, по которым эльфы станут расстреливать своего собрата из луков. По крайней мере, хорошо, что мы оставили его в соседней деревне. Для начала я хочу посмотреть на все сам, – маг указал на шатер, над которым развевались штандарты Маллена. – Поедем к нему. Я полагаю, нам следует посвятить принца. После всего, что ты рассказывал, он, на мой взгляд, является достойным доверия правителем. Несмотря на то что он из рода Идо.
Наверное, Брамдаль все-таки сообщил об их прибытии, так как войско встретило Тунгдила и его спутников радостными возгласами и бряцаньем оружия по щитам. Воины кланялись вернувшемуся магу, у многих на глазах выступили слезы счастья.
Шум заставил Маллена выйти из шатра. На Идоморце был роскошный доспех предков, белокурые волосы разметались по плечам.
– Добро пожаловать, почтенный Лот-Ионан, – поклонился принц. – Рад приветствовать вас и ваших спутников, – Идо пожал руки Боиндилу и Родарио. – Брамдаль сообщил, что скоро вы присоединитесь к нашим воинам. Здесь собрались величайшие герои Потаенной Страны. Теперь мы сможем дать отпор Бессмертным. – Принц придержал перед гостями полог шатра. – Входите. Если вы не очень устали, я хотел бы побеседовать о том, чего нам удалось достичь за последние дни. – Маллен послал гонца к командующим отрядами гномов, а потом повернулся к Лот-Ионану. – Простите, что не оказываю вам должный прием, достойный вашего возвращения, однако, к сожалению, сейчас мы не можем терять время.
– Я прекрасно понимаю это, ваше высочество, – кивнул Лот-Ионан. – Есть дела и поважнее. А отпраздновать мое возвращение мы сможем и после победы.
Маг обратил внимание на крупный рисунок странного вида, изображенный на обратной стороне стяга.
– Это карта, – объяснил Маллен. – Заслуга гномов. Они измерили и нарисовали все пещеры и коридоры, в которых им удалось побывать, – принц указал на отмеченные синим места на карте. – Эта территория уже полностью контролируется ими. Гномы разбили в пещерах небольшой лагерь и воздвигли там укрепления.
– А Бессмертные вообще еще в пещерах? – осведомился маг, усаживаясь за стол.
Остальные последовали его примеру.
– По крайней мере, мы так думаем. Отряды гномов видели механических чудовищ. Я предполагаю, что эти монстры должны отвлекать нас от Бессмертных, и потому гномы решили продвигаться в те части подземелий, где чудовища не нападали на них. И догадка оказалась верна, – Маллен указал на закрашенный зеленым участок. – Вот здесь воины внезапно столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Судя по всему, альвы находятся где-то в этом регионе.
В шатер вошел Гандогар. Тунгдил и остальные поклонились своему королю. Следом показались капитаны отрядов Свободных… и Брамдаль. Смерив Тунгдила взглядом, бывший палач загадочно улыбнулся.
– Как я рад видеть всех вас в добром здравии! – с облегчением воскликнул Гандогар. – Почтенный маг, раньше мне доводилось видеть вас лишь в облике статуи! Лот-Ионан Терпеливый, рад приветствовать вас!
– Не всем удалось пережить наше приключение. Слишком многие отправились в тот день в кузницу Враккаса. – Тунгдил вкратце рассказал Верховному королю о событиях в Вейурне. – Фургас погиб на том острове, сгорел в расплавленном железе. Мы видели, как он погиб, но ничего не могли предпринять.
Маллен и Гандогар понурились.
– Так, значит, Фургас мертв. – Идо опустил ладони на столешницу. – Нам нелегко придется без его гения, разум механикуса породил удивительнейшие механические создания, и не только те, что принесли зло Потаенной Стране. Я знаю, что сейчас это может показаться неуместным, но не осталось ли его заметок, по которым можно было бы понять слабые места созданных им чудовищ?
– Да. – При упоминании об усопшем друге у Родарио слезы навернулись на глаза. Актер положил на стол папку, которую извлек из седельной сумки. – Он передал мне множество записей и зарисовок, призванных обнажить слабости чудовищ. – Лицедей откашлялся. – Фургас показал, как легче ранить механических монстров, но для этого нужно попасть в их уязвимые места, а они невелики. Чтобы справиться с чудовищами, нам нужны будут меткие воины.
Маллен протянул папку своему слуге, чтобы тот занялся изготовлением копий.
– Поверьте, я сожалею о его смерти, но у нас нет времени горевать. Мы будем оплакивать его уже после того, как победим альвов.
Полог шатра дернулся, вошла Рейялин в сопровождении трех охранников и двух невооруженных эльфов.
– Никто не сообщил мне, что планируется очередное заседание военного совета, – мягко улыбнулась княгиня. – Если бы я не заметила, как в ваш шатер вошел Гандогар, я ни о чем не узнала бы. Вы не хотели прислушаться к мнению эльфов?
– Уж на это можешь… – начал Бешеный.
– Боиндил хотел сказать, что вы могли целиком и полностью рассчитывать на то, что мы пригласили бы вас на заседание, – поспешно перебил друга Тунгдил. – Нам нужно поскорее вызвать как можно больше ваших солдат в Тоборибор. Нам представляется, что они сейчас нужнее здесь, чем в гномьих королевствах.
– Почему? Я полагала, что нам следует оказывать вам помощь в защите Врат, ведь так много ваших солдат сейчас в Тобориборе. Нам нельзя забывать о том, что чудовища, которые приходят из Потусторонних Земель, до сих пор представляют угрозу для Потаенной Страны. Кроме того, эльфы смогут поддержать вас в случае нападения Третьих, которые до сих пор скрываются среди вас. – Остроухая красотка говорила совершенно невозмутимо, но нельзя было не услышать неприкрытый упрек в ее словах. Княгиня считала, что предателей необходимо искать, не брезгуя никакими методами.
Тунгдила подобные воззрения нисколько не удивляли. Больше не удивляли. Рейялин придерживалась взглядов эоил, вот и все!
– Мы узнали, что из пещер можно выйти в Потусторонние Земли. Прямо под нашим войском сейчас собираются орды чудовищ. Гномы хорошо умеют воевать в пещерах, но ни они, ни войско людей не справятся с этой новой угрозой без помощи эльфов. – Златорукий знал, что княгиня примет его ложь. Даже если она поймет, что гном пытается обмануть ее, она все равно не сможет отказать.
– Откуда вы узнали об этом, Тунгдил Златорукий? – ошеломленно спросила эльфийка.
– Третьи признались. – Он пересказал события в Вейурне, не упоминая о роли Фургаса. Тунгдил решил свалить вину на Бессмертных и Третьих. – Бандилор заключил союз с альвами. Он-то и поведал мне о планах Бессмертных.
– И вы поверили словам гнома, который вступил на путь зла? – Рейялин смерила его недоуменным взглядом.
– Я верю словам, произнесенным под страхом смерти, – поправил ее Златорукий. – Он был убежден, что я пощажу его, к тому же Лот-Ионан убедился в правдивости его слов при помощи магии.
Поддержка пришла к гному с неожиданной стороны.
– Нам нужны эльфийские воины Аландура здесь, княгиня. Причем быстро, пока силы зла не выбрались на поверхность и не смели наши части. Вы же не хотите понести вину за то, что Идомор и всю Потаенную Страну завоюют чудовища? – Принц Маллен не просил помощи. Он требовал!
Его поведение было вполне понятно. Во-первых, наибольшая угроза нависла над его землями, а во-вторых, эльфийка вселяла все больше подозрений. Возможно, неразумно было грубить княгине, но Идо просто не сдержался.
Тунгдил был рад: его просьба о помощи приобретала большее правдоподобие.
– Так, значит, вы требуете подкрепления, принц Маллен? – Рейялин спокойно поднесла стакан с водой к губам и неторопливо сделала глоток. – Разве не вы услали восвояси мое посольство, которое прибыло к вашему двору?
– Существует огромная разница между послами и войском, княгиня, – возразил Идо. – Сейчас у меня нет времени на заумные беседы и обмен культурным наследием. Я здесь затем, чтобы предотвратить новую беду, готовую свалиться на наши земли, знаете ли. – Идоморец наклонился вперед. – Когда мы победим, я с радостью буду приветствовать в моем замке ваших послов, но пока что, будьте любезны, избавьте меня от их общества. Мне нужны солдаты. И я встречу ваших воинов с распростертыми объятиями.
Гандогар кивнул.
– Не тревожьтесь, Рейялин. Мы ценим вашу помощь, но гномы и сами способны за себя постоять. Думаю, что успокою вас, если сообщу, что мы обнаружили уже семерых гномоненавистников в наших рядах. И мы обошлись без пыток. Третьи, которые всерьез собираются строить с нами общее будущее, помогли нам отыскать предателей.
У эльфийки не оставалось иного выхода, кроме как сдаться.
– Что ж, так тому и быть, – очаровательно улыбнулась она. – Я сегодня же пошлю гонцов к моим солдатам с приказом прибыть в Тоборибор. – Княгиня взглянула на карту с пещерами. – Гномам следовало бы продвигаться быстрее. Чем больше мы знаем об этих туннелях, тем легче нам будет справиться с теми чудовищами, что пройдут по ним сюда из Потусторонних Земель. Знание местности и умело расставленные ловушки сослужат нам добрую службу.
– Я согласен с вами. – Гандогар поднял кружку, так что его слова прозвучали как тост. – Мои минеры осмотрят наиболее подходящие места для взрыва и начнут работу.
– А что известно о том, когда войско прибудет сюда? – поинтересовалась Рейялин. – Вдруг мои воины опоздают?
– Нет, это невозможно. Бандилор говорил лишь о подготовке к атаке. Время еще есть, – покачал головой Тунгдил. – Простите, но мы с друзьями устали с дороги. Завтра мы устроим настоящее заседание совета, чтобы сообщить все командирам отрядов. А сейчас я хотел бы прилечь.
Кивнув, эльфийка удалилась, за ней последовали капитаны и Брамдаль.
Как только посторонние ушли, Тунгдил договорился с Гандогаром и Малленом о тайной встрече вне лагеря.
– Ни стражников, ни свиты. Только вы двое, – попросил он, уходя. – Доверьтесь мне. Это очень важно, поэтому ни с кем не говорите о рандеву, – напомнил он.
Оба правителя удивленно смотрели ему вслед.
Когда над Идомором засияли звезды, троица встретилась в оговоренном месте. Маллен и Гандогар сгорали от любопытства, но Тунгдил попросил их потерпеть и хранил молчание. Вскоре к ним присоединился Лот-Ионан. Теперь уже четверо оседлали коней и отправились в деревушку Оглобля, где друзья оставили Эсдалана. Тунгдилу показалось, что эльф с момента своего выздоровления становится все красивее и красивее. Сейчас Эсдалан выглядел свежее и приятнее любого другого существа. Так же как и Рейялин.
В пустом зале постоялого двора среди отблесков свечей Маллен и Гандогар выслушали историю эльфа и удивленно переглянулись.
– Значит, я не зря не доверял Рейялин, – заявил принц. – Впрочем, я предпочел бы убедиться в их непогрешимости, чем услышать такое…
– Они убили своего князя. Это немыслимо! – Гандогар просто не мог поверить словам Эсдалана.
– Я полагаю, что ее воины способны на все, и потому заманил их в Тоборибор под предлогом военной помощи, – пояснил Тунгдил. – По-моему, лучше собрать их там, где расквартировано объединенное войско Потаенной Страны. Так они не смогут причинить нам много неприятностей.
– Речь шла о магии. – Маллен посмотрел на Лот-Ионана. – Вам что-то известно о магических способностях эльфов, почтенный волшебник?
– Немного. Эльфы, как и их темные сородичи, альвы, могут плести простейшие заклинания, связанные с самой их природой. Если мои книги не врут, то эльфы могут налагать чары на растения и использовать магию для создания произведений искусства. Лиутасил никогда не упоминал о том, что кто-то из его народа может пользоваться магией так, как это делаю я или другие волшебники.
– Возможно, так и есть. – Голос Эсдалана пьянил своей звонкой чистотой. – Эльфы Аландура никогда не обладали особыми способностями к магии, но другие наши собратья, к примеру эльфы Золотых Равнин, уничтоженные альвами, умели плести и другие чары. Я вспомнил об этом совсем недавно. Говорят, что некоторые из эльфов Золотых Равнин пережили нападение альвов и сбежали в Аландур.
Тунгдил заметил, что речь эльфа постепенно менялась, как и его голос. Это существо становилось все совершеннее, и гнома это раздражало.
– Это заставляет нас иначе смотреть на все. Мы не можем исключать того, что в ряды атаров встали и потомки магически одаренных эльфов. С другой стороны, возможно, эоил поделилась со своими сторонниками магическими знаниями, – подытожил Лот-Ионан. – Вот зачем им нужен бриллиант.
Гандогар, прищурившись, обернулся к магу.
– Не сочтите меня грубым, почтенный Лот-Ионан, но что случится, если вы или Дергард обретете силу, дарованную камнем? Какова будет эта сила?
– Если все обстоит именно так, как говорил мне Тунгдил, то эта сила будет… какое же слово выбрать? – Маг потеребил седую бороду. – Безгранична. Да. Эта сила будет безгранична. – Старик хитро улыбнулся. – Не волнуйтесь, Верховный король Гандогар. Сила волшебного камня не прельщает меня, как и Дергарда. У нас есть источник, который даст почти то же самое, так что для нас бриллиант не имеет особого значения. Кроме того, ни я, ни он не стремимся к злу.
– Вы уверены? – Гандогар скрылся за прилавком и достал из-под стола трактирщика бутылку вина. – Дергард был учеником Нудина. Мы не знаем, что это за маг.
– Не забывайте! Обстоятельства! – вступился за юного мага Лот-Ионан. – Нет никакого демона, который попытался бы поработить его душу. Наши враги могущественны, но на этот раз это существа из плоти и крови. А значит, их можно убить. – Потянувшись за стаканом, маг вдруг покачнулся.
Острая боль пронзила его спину, в глазах помутнело… и тут ему показалось, что у двери кто-то стоит. Какое знакомое лицо…
– Нудин? – охнул он.
– Почтенный Лот-Ионан, что с вами? – Лицо постепенно приобрело очертания, и маг узнал своего приемного сына. – Вам опять плохо?
Покачав головой, волшебник залпом выпил вино и налил еще.
– Вероятно, в моем теле сохранились следы камня, – задумчиво протянул он. – Они влияют на мой рассудок, и я вижу то, чего нет на самом деле. – Лот-Ионан прошел в темный угол рядом с дверью, где, как ему показалось, он заметил старого друга.
Но там ничего не было. И волшебника это успокоило.
– Почтенный Лот-Ионан, так что же с вами? – повторил Тунгдил.
– Ничего. Нужно просто размять ноги. Очень болит спина. Пока я был статуей, как-то этого не замечал, – улыбнулся старик, возвращаясь к остальным. – Так что же нам делать с эльфами? – Лот-Ионана зазнобило. – Потребуем у них объяснений и послушаем, как они будут оправдываться? Или вначале займемся Бессмертными?
– Я полагаю, что не следует откладывать разговор с княгиней, – заявил Маллен. – Только представьте, что случится, если во время боя с альвами и их механическими чудовищами эльфы стащат бриллиант и, обретя магическую силу, начнут творить немыслимое. Да, они победят зло, в этом я не сомневаюсь. – Он обвел глазами всех присутствующих. – Но не думаю, что после этого мы сможем поговорить с ними. Я хочу, чтобы во время боя Рейялин осталась среди нас. Как залог того, что эльфы не предадут нас.
– Хороший план. Если эльфы на это согласятся, конечно, – заметил Лот-Ионан, потирая уставшие глаза, только что сыгравшие с ним злую шутку.
– Ну что ж, полагаю, принц Маллен высказал то, о чем мы все думаем. Если эльфы откажутся, то сразу станет ясно, что они ведут нечестную игру. – Эсдалан пригладил волосы. – Я предлагаю сразу устранить опасность и взять под арест тех эльфов, которые находятся в Тобориборе.
– Давайте возьмем с собой Эсдалана и попросим его выступить завтра перед советом, – предложил Тунгдил. – А потом посмотрим, как отреагируют эльфы.
– Мы не должны забывать еще кое о чем. Нас тут немного, и все мы готовы поверить барону, потому что сами сталкивались с атарами. – Маллен повернулся к эльфу. – Но вам следует быть готовым к тому, что завтра вас не станут слушать так уж охотно. Король Нат, правитель Табаина, и королева Изика поддерживают Рейялин и вряд ли примут нашу сторону.
Эсдалан величественно кивнул. Казалось, что он король, который сейчас выслушивает советы подданных.
– Я благодарю вас за предупреждение, принц Маллен. Но я глубоко убежден в том, что завтра смогу пролить свет правды на происходящее, чтобы правители Потаенной Страны познали истину. Пускай это будет стоить мне жизни.
– Жизни? – обескуражено переспросил Гандогар. – Нам нужно оставаться осторожными. Мне не хотелось бы, чтобы вы заходили настолько далеко, ведь мы не можем позволить себе потерять последнего здравомыслящего эльфа Аландура.
– Угроза неотвратима, – стоял на своем Эсдалан. – Я хорошо знаю Рейялин. Мои слова раздразнят ее, и в какой-то момент она больше не сможет держать себя в руках. – Эльф опустил ладонь на руку Тунгдила. – Я обязан это сделать ради вас и Потаенной Страны. Ситалия сохранила мне жизнь, прислав гнома мне в помощь. Я принимаю волю богини. Наши народы должны вместе выступить против тех, кто ведет эльфов к погибели.
– Враккас да благословит наш союз, заключенный в сих стенах. – Гандогар торжественно обвел взглядом всех присутствующих. – Давайте же помолимся нашим богам, чтобы они благоволили к нам и ниспослали нам помощь в деяниях наших.
Верховный король опустил ладонь на центр стола, и Эсдалан накрыл его руку своей. Их примеру последовали и Маллен, и Тунгдил, и Лот-Ионан.