При анализе начальной подготовки ряда выдающихся пловцов, в том числе неоднократных олимпийских чемпионов Д. Монтгомери и М. Мигер (ее мировой рекорд на 200 м баттерфляем удерживается уже 19 (!) лет), выявлена следующая любопытная тенденция; они в значительном объеме преодолевали короткие отрезки с интенсивностью, близкой к максимальной (часто в форме игр и эстафет). Это требует, на наш взгляд (особенно если дело касается подготовки юных пловцов, проявляющих предрасположенность к спринту), пересмотра широко распространенных рекомендаций по построению начальной подготовки в основном на базе длительного равномерного плавания.
Ведущие тренеры мира в основном придерживаются единой позиции в отношении структуры и содержания этапа начальной подготовки, в соответствии с которой она должна быть подчинена укреплению здоровья детей, устранению недостатков в их физическом развитии, разносторонней физической подготовке, формированию интереса к занятиям плаванием, обучению всевозможным двигательным умениям и навыкам, основам техники избранного вида спорта. Причем, чем меньше возраст начинающих пловцов, тем менее целенаправлено и на более разнообразном материале решаются эти задачи.
Этап предварительной базовой подготовки.Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная. Стремление увеличить объем специально-подготовительных упражнений, как правило, приводит к быстрому росту результатов юных пловцов, но в дальнейшем неизбежно негативно сказывается на становлении их спортивного мастерства.
Важнейшим принципом подготовки на втором этапе является
доступность для подростка тренировочных и соревновательных нагрузок и развитие его физических качеств и функциональных возможностей в строгом соответствии с особенностями возраста. При этом очень важно учитывать темпы биологического развития юного спортсмена.
Суммарный объем тренировочной работы в начале рассматриваемого этапа не должен превышать 25 %, а к его окончанию 50 % характерного для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей.
На втором этапе многолетнего совершенствования многие пловцы приступали к ежедневным, а некоторые — и к двухразовым тренировочным занятиям в течение дня. При этом некоторые выдающиеся стайеры (например, В. Сальников), тренируясь уже 10—11 раз в неделю, проплывали при этом 50-60 км. Основное внимание в процессе их подготовки уделялось повышению аэробных возможностей организма и развитию силовой выносливости. Для спринтеров же характерен существенно меньший объем плавания — 20 — 35 км в неделю. При этом в процессе их подготовки основное внимание уделялось повышению скоростных и координационных способностей, а также развитию скоростной силы, что во многом обеспечивалось широким применением элементов разных видов спорта и подвижных игр.
Это еще раз убеждает в том, что на втором этапе многолетнего со вершенствования уже необходима дифференциация подготовки плов цов, предрасположенных к спринту и к длинным дистанциям. При под готовке первых необходимо такое соотношение тренировочных
средств, которое позволяло бы развить функциональные возможности спортсменов и создать фундамент для их дальнейшего роста и не повредило бы наследственно обусловленной предрасположенности к