Определяется законом РБ о валютном рег и валютном контроле.
Органами валютного контроля в РБ являются СМ РБ, НБ, КГК, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом.Агентами валютного являются респ органы госуд управления и иные госуд организации, подчиненные Правительству РБ, обл (Минский городской) испол комитеты, таможни, банки и небанк кредитно-фин организации, если иное не определено Президентом. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными НБ. Респ органы госуд управления и иные госуд организации, подчиненные Правительству РБ , обла (Минский городской) исп комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными СМ РБ.Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.Объектом вал. регулир. являются валютные операции.Разновидности валютных операций можно объединить в группы: 1.осуществление сделок, предусматривающих использование ин. ва-люты и белор. рублей, цен. бумаг в ин. валюте и белор. рублях, пла-тежных документов в ин. валюте; 2.ввоз, вывоз и пересылка физ. ли-цами ин. валюты, документарных цен. бумаг в ин. валюте и платежных документов в ин. валюте, бел рублей и документарных цен. бумаг в бел. рублях; 3.осущ-е международных банковских переводов; 4. операции нерезидентов с белор. рублями по счетам и вкладам (депо-зитам) в банках и небанк. кред-фин-х орг-ях РБ.При осущ-нии внешнеторг. деят-ти проводятся различные вал. опера-ции, которые делятся на: текущие валютные оп и валютные оп, связ-е с движением капитана. Текущие валютные операции вкл-ют; 1) осущ-е расчетов по сделкам, предусматр-м экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на ре-зультаты интеллект. деятельности, если срок между датой поступл-я ден. ср-в (платежа) и датой отгрузки (поступл.) товара (выполнен. ра-бот, оказания услуг), не превыш 180 дней, вкл-я осущ-е таких расчетов с исп-ем цен. бумаг, выполн-х функции расчетных док-в, если срок платежа по цен. бумаге обеспечивает поступл-е (уплату) ден-х ср-в в срок, не превыш-й 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг); 2) предоставл-е и получ-е кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней; 3) пере-вод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям; 4) опе-рации неторгового характера.
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие: 1) приобр. акций при их распр-нии среди учредителей, а также доли в УФ или пая в имуществе нерезид.; 2) приобр-ие цен. бумаг, выпущ-х резидентами или нерезид., за искл приобретения акций при их распределении среди учредителей; 3) переводы для осущ-я расчетов по обязательствам, предусматрив. передачу имущества, относимого нормами права РБ к недвиж. имуществу, либо прав на не-го; 4) расчеты по сделкам, предусматр. экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой инф-и, исключит. прав на результаты интеллект. деятельности, если срок между датой поступления ден. средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара, превышает 180 дней.
Субъекты ВЭД при их участии в вал. отношениях делятся на две ка-тегории: резиденты и нерезиденты. Нерезиденты РБ: физ. лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РБ, в т. ч. вре-менно находящиеся в РБ; юр. лица и организации, не являются юр. лицами, с местом нах-я за пределами РБ, созданные по праву ин. го-сударств; международные. организации. Резиденты РБ: физ. лица, им-е постоянное место жительства в РБ, в т. ч. временно находящиеся за пределами РБ; юр. лица и организации, не являющихся юр. лицами, с местом нахождения в РБ, созданные в соответствии с законодательст-вом РБ.
122.Пор-к осущ. валют. опер-й суб. хоз. деят-ти. Ответ-ть за наруш. пр-л о валют. опер-х.
Пост. Прав. НБ РБ от 30.04.2004 N 72 – правила провед валют операций.
Валют. опер. провод-ся резид-ми и нерез-ми в рамках требов. закон-ва РБ на основ. заключ. ими догов. либо на ин. основ., предусм. зак-вом РБ или зак-вом иност. гос-в.
Банки и небанк. кр.-фин. орг-ции: осущ. валют. операц., явл-ся банк. операц., на основ. спец. разреш. (лиц.) на осущ. банк. деят-ти, выд. НБ., осущ. валют. операц., не явл-ся банк. операц., в порядке, уст. зак-вом для иных юрлиц - резидентов.
Расчеты по валют. операц., провод. между юрлицами, между юрлицами и ИП, а также между ИП, осущ. в безнал. форме, искл - случ, пред. зак. актами и (или) нпа НБ.
Расчеты по валют. операц. с участ. физлиц, не связ. с осущ. ими предпр. деят-ти, могут произв. налич. деньгами либо в безнал. форме.
Текущ. валют. опер. осущ-ся между резид. и нерезид. без огранич., и для их провед. разреш. (лиц.) НБ не требуется. На провед. валют. опер., связ. с движ. капитала, физлицами – резид. (за искл. физлиц – ИП) разрешение НБ треб. только в случ.:1)приобр. акций при их распред-и среди учред-й, а также доли в устав. фонде или пая в имущ. нерез-та;2)приобр. у нерез. цен. бумаг, выпущ. нерез., за искл. приобр. акций при их распред. среди учред-й;3)приобр. в соб-ть имущ-ва, наход. за пред. РБ и относ. к недвиж. имущ.;4)размещ. ден. ср-в в банках и иных кред. орг-х иностр. гос-в;5)предост. займов на срок, превыш. 180 дней;6)перевода ден. ср. по сделкам, предусм. довер. упр. валют. цен-ми.
Пост. Прав. НБ РБ от 28.01.2008 N 15 – Инстр. о пор. выдачи разреш. на провед. валют. опер. и на откр. счетов за пред. РБ, а также предст. в банк уведомл. при соверш. валют. опер., связ. с движ. кап. Выдача указ. разреш. НБ РБ, реш. о приост., прекр. действ. разреш. осущ. гл. упр. валют. регул. и валют. контроля НБ РБ за подписью Предс. Прав. НБ либо его зама. Юрлицами – резид. и ИП – резид. осущ. обязат. продажа иностр. валюты на внутр. валют. рынке. Ук През 17.07.2006 N 452 Об обяз. продаже иностр валюты в целях обесп. устойч. бел. рубля, потр-тей юрлиц и ИП в иностр. валюте уст., что они осущ продажу в размере (в % от суммы выручки в ин. валюте) и пор., опр. НБ.
Обяз. продажа ин. валюты осущ.:1.на осн. плат. инстр., предст. юрлицом и ИП в банк и (или) небанк. кр.-фин. орг-ю не позднее 7 раб.дней со дня поступл. выручки в ин. валюте на их счета; 2.через банки и небанк. кр.-фин. орг-и на торгах ОАО "Бел. вал-фонд биржа". Если сумма ин. валюты, подлеж. обяз. продаже, менее лота, уст. на торгах ОАО -//- такая продажа осущ. банкам и небанк. кр.-фин. орг-ям, 3.до исп.плат. инстр. по бесспор. спис-ю ден. ср-в со счетов юрлица и ИП.
Ст.11.3 КоАП - Несвоевр. обяз. продажа ин. валюты влечет налож. штрафа на юрлиц и ИП в размере до 1% от непрод. валюты за кажд. день проср., но не свыше суммы непрод. валют. средств. Необосн. заниж. суммы валютн. средств, подлеж. обяз. прод., - штраф на юрлиц и ИП в размере необосн. заниж. валют. ср-в. Произв-во по указ. правон-м осущ. уполн. Долж. лицами налог. органов и органов КГК. Налож. адм. взыск. за несвоевр.обяз. продажу ин. валюты либо необосн. заниж. суммы валют. средств, не освоб. юрлиц и ИП от осущ. обязат. продажи ин. валюты по выручке в ин. валюте, по кот. обяз. продажа не была произв.
Ст.11.2 КоАП 3 части – 1.Скупка, прод., обмен ин. валюты, осущ. без лиц. или гос. рег., иное незак. исп-е цен. бум. и плат. докум. в ин. валюте, 2.осущ. ИП, юр или физ л. валют. опер., связ. с движ. капит., без разреш. НБ, когда оно надо, или, 3.без рег. либо увед., когда оно надо.
Правовое регулирование хоз-ой (коммерческой) деятельности в зарубежных странах. Понятие и принципы хозяйственного и торгового права зарубежных стран. Источники хозяйственного и торгового права зарубежных стран.
Заруб. ХП сформ-но преимущ-но из общих положений частного права и явл-ся, т.о, особым частным правом предпр-лей. Однако в нем сод-ся и многие публично-правовые нормы. Они касаются гос. рег-и и наимен-ия фирм, бухг-го учета и банковского надзора, права обществ, банк-ва, права промыш-ой собст-ти и права конк-ции. Хоз-ое законод-во отличается большей степенью вмеш-ва гос-ва в сферу эк-х отн-й. В ряде гос-в наряду с гражд-ми были приняты торговые кодексы (Франция - 1807 год, Германия - 1897 год, Чехия - 1991 год), к-ые в силу хар-ра предмета рег-ия (хозяйство) несравнимо более стабильны, нежели конституции, и действуют до сегод-го дня.
ХП в заруб. странах в последние годы переживает сущ-ную содерж-ую и системную трансформацию, кот-я обусл-на в решающей мере доминирующими идеями и тенденциями в эк-ой сфере - глобализацией, высок. показ-ми либерально-соц-ого хоз-ва, переходом челов-ва в инфор-ую эпоху с ее всеохват-ей коммуникационной сетью, в кот-ой теряют свое знач-е такие привычные факторы, как пространство и время. Необх-ть быстро реаг-ть на многочисленные новые процессы обусловливает рыночный хар-р новейших актов законод-ва, кот-е предоставляют в соот-и с принц-ми свободы предприн-ва и дог-ра участникам хозяйственных отношений возможности для их самостоятельного моделирования под собственную отв-ть. Учредительно-инвестиционные, торговые, подрядные и иные предприн-ие дог-ры явл-ся в условиях глобализации хоз-ва выходом из ситуации тотальной коллизионности нац-ых законод-в. В совр-х усл-х попытка сколько-нибудь исчерпывающего законод-ого урегул-ия практически любого отн-ия сопровождалась бы принятием громоздкого документа (скорее всего, кодекса). Традиционно принятие закона в заруб. странах занимает много лет, сопровождается обсуждением в предприн-их и научных кругах. К моменту введения в действие такой акт в значительной мере и, прежде всего, в конкретной части утратил бы свою актуальность, а еще хуже - затруднил бы хоз-ый оборот. В связи с этим детализированность законов, стремление к конкретизации их предписаний несовместимо с современным либеральным динамичным хозяйством.
ХП отн-ся к числу основных дисц-н программы подготовки специалистов-юристов и юристов-экономистов в заруб. странах. В первую очередь изл-ся темы о предпосылках развития и основных понятиях ХП, в рамках которых раскр-ся соц-но-эк-ие предпосылки ХП, даются определения понятий ХП и управления хоз-ом.
Ядро курса составляют хоз-но-констит-ное право, вкл-е конст-ые пр-пы, имеющие особое конституционно-правовое знач-е; основные права и свободы; предприн-ая и проф-ая свободы, запрет на принуд-ые работы; свобода объединений; свобода выбора места для ведения предприн-кой деят-ти, свобода движения людей и имущества; защита коммерческой тайны; равноправие субъектов предприн-ва; пр-пы публичного рег-я и осущ-ия хоз. деят-ти. Своеобразную ос. Ч. ХП образуют институты пр-го рег-я предприн-ой деят-ти, конкурентное право; надзор за отдельными сферами хоз-я; права управления эк-кой. Непрямое рег-е вкл-ет воздействие через бюджетную, фин-ую, кред-ую и нал-ую пол-ку. Прямое рег-е прис-ет прежде всего в сфере внешней торговли. В закл-е изучаются темы, кас-ся публичного предприн-ва: понятие публичного предприн-ва, гос. монополии, приватизация.
Основным субъектом изучаемых отн-й явл-ся предприн-ль, поэтому в уч. Лит-ре ХП часто оценивается как спец-е право предприн-ей.
125.Субъекты хоз. деят-ти в заруб. странах. Понятие и прав. статус коммерсантов.
Субъекты хоз.дейт-ти:
1. ИП. (ФЛ, осущ. Хоз. деят-ть в разл. сферах произв-ва от своего имени).
Предприниматель обязан зарегистр-ся в торг. реестре, приобрести разреш-е (патент) на ведение хоз. деят-ти с уплатой устан. пошлины, вести торг. книги, отраж. сост-е им-ва и рез-ты коммерч. деят-ти.
Доминир. роль в экономике играют объед-я предприн-лей, действ. в разл. прав. формах (объед-я на основе дог-ра лиц, преследующих общую цель).
2. Хоз.общества. В праве Германии все хоз. общества делятся на две группы: общества, основанные на объединении лиц, и общества, основанные на объединении капитала.
В общ-ве, основ. на объед. Лиц (в нашем ГК – товар-во), гл. роль играют его уч-ки, кот. ведут дела и представл-т об-во в отнош. с 3-ми лицами.Их созд-ся примерно в 100 раз больше, нежели АО. Характерным и объединяющим признаком разл. типов товар-в выступ.т их завис-ть от личностей уч-ков. Товар-во поэтому м.б. представлено во внешн. отнош. самими его уч-ми. Важная черта - неогранич. отв-ть уч-ков по его обязат-вам.
В). Коммандитное товар-во. (Отлич-ся от полного товар-ва тем, что имеет 2 вида уч-ков: комплементарий и коммандитист. Комплементарий отвеч-т неограниченно всем своим им-вом, а отв-ть коммандитиста огранич-ся вкладом в им-во товар-ва, размер кот. указ-ся в торг. реестре). Г). Негласные товар-ва (негласный ("тихий") товарищ уч-ет в хоз.деят-ти, кот. ведет др. субъект своим имущ. вкладом, от чего получ. прибыль).
Д). Товар-во, в кот. в кач-ве единств. уч-ка с полной отв-тью выступ. ООО.В данной форме коммандитного товар-ва ни 1 лицо не несет отв-ти своим личным им-вом.
Коммерсант - лицо, ведущее торг. деят-ть в виде промысла, т.е. на профессиональных началах. Коммерсантами м.б.как ФЛ, так и ЮЛ.=>коммерсанты бывают колектичные и индивидуальные. Коллект. коммерсантами счит-ся торговые товар-ва, индивид.— ФЛ, облад. полной право- и дееспос-тью и выступ. в торг. отнош-ях от своего собств. имени. Закон не относ. к числу коммерс-тов служащих предприятий, поверенных в дог-ре поруч-я, представ-лей и агентов, действ. от чужого имени.
В соотв. с Герм Торг Уложением (ГТУ) выдел. 3 вида коммерсантов: 1) Коммер-ты, заним-ся основн. видами коммерч. деят-ти, заключающие наиболее значимые с точки зрения закона сделки, отнесены § 1 ГТУ к "обязательным коммерсантам". В числе соверш. ими сделок з-н называет приобр-е и послед. продажу движ. вещей или цен. бумаг; принятие товаров для обраб-ки или перераб-ки за рамками обычной ремесл. деят-ти; страх-е; банко. сделки и валютн. операции и др.2) "коммер-ты по желанию". В эту группу вкл. ком-ты, заним-ся видами деят-ти, не перечисл. в § 1 ГТУ, но фирма которых вкл-на в торг. реестр.3) Согласно § 3 ГТУ предприниматели в области сельского или лесного хоз-ва при желании могут пройти регистр-ю в торг. реестре и приобрести статус коммерсанта. Это "возможные комм-ты".
Понятие коммерс-тов имеется в Германии, США, Франции, Италии, Швейцарии и др.