Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема лекции 10. Возможности рациональной стилизации и частная проектная установка на разработку формы машины



Проведенный морфологический анализ прототипа и аналогов и одновременная оценка профессиональ­ных сил разработчиков при наличии цели, задач и проектного задания определяют возможности рациональной стилизации — в первую оче­редь ее обстоятельность и глубину. Если это будет незначительное «косметическое освежение» внешней формы, о рациональности не прихо­дится говорить — это чисто коммерческий подход. Если же форма будет разрабатываться в органичной связи с функциональным содержанием машины, важно определить меру этой связи, т. е. характер рациональной стилизации.

Поскольку цель рациональной стилизации — создание эстетиче­ски структурированной, функционально обоснованной формы, проектная установка художника-стилиста носит частный характер, т. е. связана с разработкой одной стороны машины. Заведомо полагаемое, таким образом, «долевое участие» в проектировании существенно ограни­чивает возможности и результаты разработки. Однако, как будет показано ниже, подобна и установка потребителя, которого также заведомо и од­нозначно интересует лишь (или в первую очередь) высокое качество внеш­ней формы машины. При всем этом неотделимость формы от содержа­ния объективно обусловливает системный характер истинно рациональной стилизации.

Всякая проектная установка формируется, существует и функциони­рует на основе имеющегося опыта в определенной области деятельности, в данном случае, в области рациональной стилизации. Под опытом подразумевается сумма накопленной и осознанной специальной информа­ции. Установка связана с предварительной целью непосредственно выпол­няемой работы стилиста и с ее суммарной целью общей перспективной ориентацией творчества.

Постановка новой творческой задачи по стилизации опирается на сопоставление профессионально-информационного материала, полученно­го в результате морфологического анализа, с особенностями общей твор­ческой направленности проектировщика — уровнем способностей, личным проектным «почерком», профессиональными интересами и др.

Частной проектной установке художника-стилиста присуще целе­направленное сосредоточение творческого внимания на одной машине и, точнее, на внешней форме одной машины (при учете ее связи с содер­жанием). Эта установка предполагает обязательный учет существую­щих тенденций стилизации технических устройств данного вида (при кон­формистской установке сделать «как у всех») или явное стремление к принципиально новой трактовке формы (при негативистской установке сделать «как ни у кого нет») — в зависимости от требований заказчика. Для нее типична предпочтительная ориентация на сиюминутную реали­зацию проекта (исходя из конкретной цели стилизации) или на пер­спективное предложение, которое послужит определенным эталоном, куль­турным образцом для дальнейшей работы заказчика.

Характерна направленность стилизации только на улучшение формы во имя новизны (характерного отличия от форм прототипа и аналогов), или на создание содержательной формы, обладающей тематическим характером «деловитости», «инструментальности», «интеллектуально­сти» и пр.

Важной чертой частной проектной установки является предположе­ние о «свободном существовании формы» (производственная машина массового тиража с неконкретным адресом будущего потребителя) или об определенной привязке ее к предполагающимся среде и потребителю (бытовая машина для городских квартир). Установка исходит из необ­ходимости учета производственно-экономических возможностей заказчика-изготовителя и создания, в связи с этим, простой или сложной, мас­совой или уникальной формы технического изделия. Наконец, существен­но предположение о возможном рынке сбыта и характере распределения (целевое снабжение, свободная продажа и пр.) машин с новой формой.

Проектная установка стилиста завершает аналитические операции алгоритма. Концептуальные операции начинаются с формирования уста­новки потребителя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.