Основанием рациональной стилизации и становление идеала модной формы является распространенная категория стиля.
Мода универсальна для всех проявлений и результатов деятельности человека. Характерные его черты – постоянное стремление к новизне, оригинальности, кардинальному отказу от существующего.
Проявления моды предстают как подвижные «фрагменты» основной категории – стиля, который, со своей стороны, можно представить, как «застывшую моду».
Стиль – устойчивая система форм, являющаяся художественным всеобщим понятием.
По своему строению стиль - это динамическая информационная структура практического освоения бытия, в той или иной сфере человеческой деятельности, которая является необходимым средством ее самосознания, самоутверждения и оптимизации. Этим определяется объективная необходимость стилеобразования предметного мира и происходящих в нем процессов.
Взаимосвязь стиля, характеризующего все элементы формы и моды, придающей формам машин особую остроту, хорошо прослеживается в изделиях с четкой однотипной структурой на протяжении определенного времени.
Так, структура колесного трактора периода 1920-1970гг всего за полвека претерпевает существенные изменения в стилевой трактовке (рис.4).
Взаимосвязанность установок стилиста и потребителя формы технического изделия через понятия стилевого ряда служит основанием выработки главной концептуальной идеи формы, закладываемой всего разработку на основе норм стиля и моды.
Концептуальная стилевая идея формы и цель стилизации.
В методике рациональной стилизации творческая концепция сводится к четкой идее формы машины.
Концептуальная идея формы непосредственно обуславливается принятыми в данном обществе и культуре стилевыми нормами и тенденциями моды.
Как правило, основная морфологическая мысль рациональной стилизации по своей психологической природе сугубо ассоциативна. Уже в исходном объемно-пространственном построении общей формы машины можно провести простейшие и прямые параллели — от ажурных структур паука и фермы до тяжелых масс бегемота и автосамосвала [1]. Более глубокие ассоциации позволяет выявить эвристический прием эмпатии — вживания, на основе которого определяются сходные черты человека и вещи (эмпатический анализ дизайнера Д. Е. Лазарева, см. форзатц). Такой прием способствует значительному повышению выразительности проектируемой машины.
Ассоциация – отправная точка возникновения морфологической идеи машины. Ее конкретизация происходит на основе структурно- пластического выявления и последующего воплощения в форме назначения технического предмета.
Рисунок-4. Взаимосвязь стиля и моды в форме трактора: а - «Универсал» (1920-е гг.); б - «Кировец» (начало 1960-х гг.); в - «Кировец» (середина 1960-х гг.); г - модификация «Кировца» (конец 1960-х гг.); д - легкий трактор (1970 –е гг.); е - самоходное шасси (конец 1970-х гг.).
Назначение определяется через главные функции вещи: инструментальную, адаптивную, результативную, интегративную (рис.5).
Инструментальнаяфункция направлена на преобразование внешней среды
и выполняется всеми орудиями труда.
Адаптация, приспособительная функция обеспечивает нормальную среду жизнедеятельности и реализуется через одежду и прочее.
Результативная функция направлена на достижение определенных общественных целей, например, престижности в форме легкового автомобиля.
Интегративная функция объединяет людей в их совместных действиях: таково, например, назначение оборудования для игры на спортивной площадке.
На ассоциативные и функциональные основания и опирается стилист при выдвижении концептуальной идеи машины, которую в общем, виде можно определить, как «форму для человека». Ясно, что в действительности речь идет о «вещи для человека». Но стилизация реализует, прежде всего, результативную функцию. И поэтому форма оказывается первым и главным средством «представления» пылесоса или трактора человеку.
Цветопластическая трактовка формы следует стилевым закономерностям, которые действуют в соответствии с социально-культурным заказом: автомобиль сугубо современного облика или стиля «ретро» 1920—1930 гг. В этом и проявляется собственно концептуальная идея, основная стилевая мысль. Обычно она складывается на основе аналогов, особенно если предполагается стилизация в ключе старых форм. Современные же и особенно перспективные формы часто безаналоговы ([2], рис. 2.5), и в их построении таится определенная опасность «бесчеловечности».
На идею формы влияют репродуктивный и продуктивный способы творческого подхода к формообразованию. Репродуктивный способ основан на переработке известной проектной информации с ориентацией на повторение уже имеющихся стилистических решений; продуктивный — опирается на выработку неизвестной ранее проектной информации со скачкообразным получением новой стилистической трактовки.
Поиск идеи формы, вырастающий из проектно-потребительских установок— центральная концептуальная операция алгоритма рациональной стилизации машины. На основе этого поиска определяется цель стилизации — создание оптимальной для человека формы машины.