Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установка потребителя на идеал модной формы и взаимосвязь с установкой художника-стилиста



Основанием рациональной стилизации и становление идеала модной формы является распространенная категория стиля.

Мода универсальна для всех проявлений и результатов деятельности человека. Характерные его черты – постоянное стремление к новизне, оригинальности, кардинальному отказу от существующего.

Проявления моды предстают как подвижные «фрагменты» основной категории – стиля, который, со своей стороны, можно представить, как «застывшую моду».

Стиль – устойчивая система форм, являющаяся художественным всеобщим понятием.

По своему строению стиль - это динамическая информационная структура практического освоения бытия, в той или иной сфере человеческой деятельности, которая является необходимым средством ее самосознания, самоутверждения и оптимизации. Этим определяется объективная необходимость стилеобразования предметного мира и происходящих в нем процессов.

Взаимосвязь стиля, характеризующего все элементы формы и моды, придающей формам машин особую остроту, хорошо прослеживается в изделиях с четкой однотипной структурой на протяжении определенного времени.

Так, структура колесного трактора периода 1920-1970гг всего за полвека претерпевает существенные изменения в стилевой трактовке (рис.4).

Взаимосвязанность установок стилиста и потребителя формы технического изделия через понятия стилевого ряда служит основанием выработки главной концептуальной идеи формы, закладываемой всего разработку на основе норм стиля и моды.

Концептуальная стилевая идея формы и цель стилизации.

В методике рациональной стилизации творческая концепция сводится к четкой идее формы машины.

Концептуальная идея формы непосредственно обуславливается принятыми в данном обществе и культуре стилевыми нормами и тенденциями моды.

Как правило, основная морфологическая мысль рациональной стилизации по своей психологической природе сугубо ассоциативна. Уже в исходном объемно-пространственном построении общей формы машины можно провести простейшие и прямые паралле­ли — от ажурных структур паука и фермы до тяжелых масс бегемота и автосамосвала [1]. Более глубокие ассоциации позволяет выявить эвристический прием эмпатии — вживания, на основе кото­рого определяются сходные черты человека и вещи (эмпатический анализ дизайнера Д. Е. Лазарева, см. форзатц). Такой прием способствует зна­чительному повышению выразительности проектируемой машины.

Ассоциация – отправная точка возникновения морфологической идеи машины. Ее конкретизация происходит на основе структурно- пластического выявления и последующего воплощения в форме назначения технического предмета.

 

 

Рисунок-4. Взаимосвязь стиля и моды в форме трактора: а - «Универсал» (1920-е гг.); б - «Кировец» (начало 1960-х гг.); в - «Кировец» (середина 1960-х гг.); г - модификация «Кировца» (конец 1960-х гг.); д - легкий трактор (1970 –е гг.); е - самоходное шасси (конец 1970-х гг.).

 

Назначение определяется через главные функции вещи: инструментальную, адаптивную, результативную, интегративную (рис.5).

Инструментальнаяфункция направлена на преобразование внешней среды

и выполняется всеми орудиями труда.

Адаптация, приспособительная функция обеспечивает нормальную среду жизнедеятельности и реализуется через одежду и прочее.

Результативная функция направлена на достижение определенных общественных целей, например, престижности в форме легкового автомобиля.

Интегративная функция объединяет людей в их совместных действиях: таково, например, назначение оборудования для игры на спортивной площадке.

На ассоциативные и функциональные основания и опирается стилист при выдвижении концептуальной идеи машины, которую в общем, виде можно определить, как «форму для человека». Ясно, что в действительности речь идет о «вещи для человека». Но стилизация реализует, прежде всего, результативную функцию. И поэтому форма оказывается первым и главным средством «представления» пылесоса или трактора человеку.

Цветопластическая трактовка формы следует стилевым закономерностям, которые действуют в соответствии с социально-культурным за­казом: автомобиль сугубо современного облика или стиля «ретро» 1920—1930 гг. В этом и проявляется собственно концептуальная идея, основная стилевая мысль. Обычно она складывается на основе аналогов, особенно если предполагается стилизация в ключе старых форм. Совре­менные же и особенно перспективные формы часто безаналоговы ([2], рис. 2.5), и в их построении таится определенная опасность «бесчело­вечности».

На идею формы влияют репродуктивный и продуктивный способы творческого подхода к формообразованию. Репродуктивный способ осно­ван на переработке известной проектной информации с ориентацией на повторение уже имеющихся стилистических решений; продуктивный — опирается на выработку неизвестной ранее проектной информации со скачкообразным получением новой стилистической трактовки.

Поиск идеи формы, вырастающий из проектно-потребительских уста­новок— центральная концептуальная операция алгоритма рациональ­ной стилизации машины. На основе этого поиска определяется цель сти­лизации — создание оптимальной для человека формы машины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.