Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 3. Принципы эргономического анализа трудовой и других видов деятельности. Деятельность в ее различных проявлениях – объединяющее начало эргономики



Категория деятельности является важнейшей в сис­теме эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно — практической, произ­водственной, познавательной и управляющей деятель­ности. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб­разование этого мира [1].

Деятельность в эргономике выступает в каче­стве предмета объективного научного изучения. При этом она расчленяется и воспроизводится в теоретичес­ких схемах и моделях в соответствии с методологически­ми принципами, развитыми в науке, и в зависимости от конкретных эргономических задач. Деятельность в эр­гономике выступает и как предмет управления, т.е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокуп­ности фиксированных принципов, которые формулиру­ются в эргономике, в социальной психологии и социоло­гии труда. Деятельность в эргономике выступает и как предмет проектирования, т.е. перед эргономикой стоит задача выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности. Наконец, деятельность в эргономике выступает и как пред­мет многоплановой оценки, которая и должна осущест­вляться в соответствии с различными критериями, таки­ми, как эффективность, надежность, удовлетворенность, комфортность и т.п. Таким образом, деятельность вы­ступает в эргономике как начало, содержание и за­вершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки. Естественно, что такая самая общая характеристика функций деятельности может иг­рать лишь роль методологического ориентира эргономи­ческих исследований и проектирования. Для решения научных и практических задач эргономики понятию де­ятельности должен быть придан определенный конструк­тивный смысл. Эта задача отнюдь не простая.

В эргономике широко используются концептуаль­ные схемы анализа деятельности, имеющиеся в смежных науках, особенно в психологии и социологии. Эти кон­цептуальные схемы не только ассимилируются, но и трансформируются эргономикой в соответствии со спе­цификой решаемых ею задач. Эргономика разрабатывает методы анализа и выявления функциональных структур различных видов деятельности и прежде всего трудовой: от сравнительно элементарных до предельно сложных. Таково обязательное условие оптимизации трудовой де­ятельности, ее рационального проектирования. В против­ном случае задачи эти решаются либо на основании здравого смысла, либо путем эмпирического перебора множества факторов, так или иначе влияющих на эффек­тивность и другие аспекты деятельности, т.е. методом последовательных приближений.

Обосновывая необходимость решительного поворо­та эргономики к изучению деятельности человека, фран­цузский ученый Ж. Лепля предлагает в этих целях разви­вать психологическую эргономику. "Поведение можно определить, — отмечает Д. Мейстер — очень широко, как любую активность — когнитивную, физиологическую, психомоторную — человеческого организма... Деятель­ность, как мы ее определяем, есть мотивированная целью работа и как таковая является частью (хотя и значитель­ной) поведения в целом. Возможно, было бы преувеличе­нием сказать, — подчеркивает ученый — что человечес­кие факторы в технике интересуются только деятельнос­тью, но такое утверждение во многом верно".

Для эргономики основополагающим является исход­ное расчленение деятельности, в соответствии с кото­рым в ней выделяют цель, средство (орудие труда) и результат. В научном и практическом отношениях по­лезна, и более детальная схема единиц анализа деятельности, разработанная в психологии. Приведем вариант структуры деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым и модифицированной в работе В. Зинченко и В. Мунипова

МОТИВ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ – ДЕЙСТВИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО – УСЛОВИЕ

ПРЕДМЕТНОЕ СВОЙСТВО – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

Выделенные единицы анализа и их детерминанты составляют в своей совокупности четыре уровня анализа: от макроанализа (мотив— деятельность) до микроструктурного и микродинамического анализа на последнем уровне. Уровень анализа определяется задачами эргоно­мического исследования.

Вместе с тем различные формы активности обладают относительной автономностью (например, восприятие выступает как деятельность у контролера качества про­дукции или оператора-наблюдателя, мышление — как деятельность у оператора-исследователя и т.д.). Но и здесь они сохраняют свойства структуры деятельности как таковой и могут рассматриваться лишь сквозь при­зму ее основных компонентов. Они вычленяются из контекста целостной деятельности и обслуживают ее (рис. 1).

Действие может входить в состав различных деятель­ностей, при этом действие, сохраняя свою цель, меняется только по мотивации и, следовательно, по субъективному смыслу и эмоциональной окраске. Операции определя­ются теми условиями, в которых дана цель. Они пред­ставляют собой техническую сторону действий и поэтому могут быть формализованы и переданы машине. Опера­ции в свою очередь подлежат расчленению на более мелкие единицы — функциональные блоки.

Деятельность субъекта, с одной стороны, зависит от психической организации человека, а с другой — сама детерминирует формирование и протекание психичес­ких процессов. Экспериментально обосновано представ­ление о процессах восприятия, памяти, мышления, вни­мания как о системах перцептивных, мнемических, ум­ственных и других действий.

Прежде чем рассматривать функциональную струк­туру трудовой деятельности, единицы ее анализа и типы связей между ними, необходимо охарактеризовать "мир деятельности", к которому относится и в который "погру­жен" эмпирический материал эргономики.

  Мотив Цель  
Деятельность
Действие Отношение результата к цели Цель Действие
Действие
Операция Свойства и отношения элементов объекта Требования способа действия Операция
Операция
Функциональный блок Информативность признаков Требования структуры операции Функциональный блок
             

Рисунок -1. Схема системно-структурных отношений единиц анализа деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.