Лекция 3. Принципы эргономического анализа трудовой и других видов деятельности. Деятельность в ее различных проявлениях – объединяющее начало эргономики
Категория деятельности является важнейшей в системе эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно — практической, производственной, познавательной и управляющей деятельности. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира [1].
Деятельность в эргономике выступает в качестве предмета объективного научного изучения. При этом она расчленяется и воспроизводится в теоретических схемах и моделях в соответствии с методологическими принципами, развитыми в науке, и в зависимости от конкретных эргономических задач. Деятельность в эргономике выступает и как предмет управления, т.е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов, которые формулируются в эргономике, в социальной психологии и социологии труда. Деятельность в эргономике выступает и как предмет проектирования, т.е. перед эргономикой стоит задача выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности. Наконец, деятельность в эргономике выступает и как предмет многоплановой оценки, которая и должна осуществляться в соответствии с различными критериями, такими, как эффективность, надежность, удовлетворенность, комфортность и т.п. Таким образом, деятельность выступает в эргономике как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки. Естественно, что такая самая общая характеристика функций деятельности может играть лишь роль методологического ориентира эргономических исследований и проектирования. Для решения научных и практических задач эргономики понятию деятельности должен быть придан определенный конструктивный смысл. Эта задача отнюдь не простая.
В эргономике широко используются концептуальные схемы анализа деятельности, имеющиеся в смежных науках, особенно в психологии и социологии. Эти концептуальные схемы не только ассимилируются, но и трансформируются эргономикой в соответствии со спецификой решаемых ею задач. Эргономика разрабатывает методы анализа и выявления функциональных структур различных видов деятельности и прежде всего трудовой: от сравнительно элементарных до предельно сложных. Таково обязательное условие оптимизации трудовой деятельности, ее рационального проектирования. В противном случае задачи эти решаются либо на основании здравого смысла, либо путем эмпирического перебора множества факторов, так или иначе влияющих на эффективность и другие аспекты деятельности, т.е. методом последовательных приближений.
Обосновывая необходимость решительного поворота эргономики к изучению деятельности человека, французский ученый Ж. Лепля предлагает в этих целях развивать психологическую эргономику. "Поведение можно определить, — отмечает Д. Мейстер — очень широко, как любую активность — когнитивную, физиологическую, психомоторную — человеческого организма... Деятельность, как мы ее определяем, есть мотивированная целью работа и как таковая является частью (хотя и значительной) поведения в целом. Возможно, было бы преувеличением сказать, — подчеркивает ученый — что человеческие факторы в технике интересуются только деятельностью, но такое утверждение во многом верно".
Для эргономики основополагающим является исходное расчленение деятельности, в соответствии с которым в ней выделяют цель, средство (орудие труда) и результат. В научном и практическом отношениях полезна, и более детальная схема единиц анализа деятельности, разработанная в психологии. Приведем вариант структуры деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым и модифицированной в работе В. Зинченко и В. Мунипова
МОТИВ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ – ДЕЙСТВИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО – УСЛОВИЕ
ПРЕДМЕТНОЕ СВОЙСТВО – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
Выделенные единицы анализа и их детерминанты составляют в своей совокупности четыре уровня анализа: от макроанализа (мотив— деятельность) до микроструктурного и микродинамического анализа на последнем уровне. Уровень анализа определяется задачами эргономического исследования.
Вместе с тем различные формы активности обладают относительной автономностью (например, восприятие выступает как деятельность у контролера качества продукции или оператора-наблюдателя, мышление — как деятельность у оператора-исследователя и т.д.). Но и здесь они сохраняют свойства структуры деятельности как таковой и могут рассматриваться лишь сквозь призму ее основных компонентов. Они вычленяются из контекста целостной деятельности и обслуживают ее (рис. 1).
Действие может входить в состав различных деятельностей, при этом действие, сохраняя свою цель, меняется только по мотивации и, следовательно, по субъективному смыслу и эмоциональной окраске. Операции определяются теми условиями, в которых дана цель. Они представляют собой техническую сторону действий и поэтому могут быть формализованы и переданы машине. Операции в свою очередь подлежат расчленению на более мелкие единицы — функциональные блоки.
Деятельность субъекта, с одной стороны, зависит от психической организации человека, а с другой — сама детерминирует формирование и протекание психических процессов. Экспериментально обосновано представление о процессах восприятия, памяти, мышления, внимания как о системах перцептивных, мнемических, умственных и других действий.
Прежде чем рассматривать функциональную структуру трудовой деятельности, единицы ее анализа и типы связей между ними, необходимо охарактеризовать "мир деятельности", к которому относится и в который "погружен" эмпирический материал эргономики.
Мотив
Цель
Деятельность
Действие
Отношение
результата
к цели
Цель
Действие
Действие
Операция
Свойства и отношения элементов объекта
Требования способа действия
Операция
Операция
Функциональный блок
Информативность признаков
Требования структуры операции
Функциональный блок
Рисунок -1. Схема системно-структурных отношений единиц анализа деятельности.