Структурными элементами деятельности всякого предприятия, (в том числе машиностроительного) являются человек, материал, орудие, процесс, среда, продукция. Все эти элементы в отдельности и производство в целом, подлежат обустройству, управлению, обслуживанию и постоянному усовершенствованию. Производственные взаимоотношения предполагают оптимальность структур и форм производственной деятельности в масштабе предприятия на основе планов экономического, социального, культурного развития трудовых коллективов.
Трудовые процессы требуют оптимальных форм и способов контактов людей между собой и с техникой в процессе работы.
Аналогично организуются процессы отдыха (на производстве и вне него). Общественное воспитание и обучение осуществляется средствами информации, рекламы, воспитательными и учебными средствами. Наконец, проявления общественного человека опираются на устойчивые формы социальной психологии, воплощаемые в обычаях, обрядах, ритуалах, и отражаются в его поведении.
Все эти формы обучения, их системная научно-художественная организация преследует цепь достижения высокого уровня культуры личности трудящегося, деловых отношений, рабочей обстановки, производственной сферы и оборудования, процесса и продукта труда.
Именно с этих позиций должна осуществляться научно-художественная организация производства в целом, аттестация рабочих мест и всех структурных уровней предприятия.
Архитектурно-дизайнерские методы и средства позволяют, в этой связи, совершенствовать практически все стороны производства. Включая экономическую, физическую, экологическую, технологическую, психологическую, педагогическую, социологическую, эстетическую, культурологическую и этологическую стороны производства.
Этологический компонент формирует деловое поведение, широко понимаемую диалектику труда (Л 2 стр.10).
По мере своего внутреннего развития и внешнего распространения дизайн приобретает все большее значение для производства.
Художественное конструирование как одно из средств повышения эффективности производства и качества промышленной продукции.
Развитие производственной эстетики в промышленности и архитектуре относится к одному из назревающих и важных направлений нашего времени.
Рост культуры производства с учетом её эстетического аспекта призван способствовать повышению производительности, привлекательности и творческого характера труда, художественного вкуса рабочих и ИТР.
Проводимые практические и теоретические работы дизайнеров обобщаются и оцениваются с позиции необходимости дальнейшего расширения и совершенствования художественно-конструкторских служб на производстве, углубления эргономического обоснования дизайнерских проектов.
Для активизации и улучшения управления качеством всех видов промышленной продукции необходимо непосредственное включение художественного конструирования в систему работы по повышению качества товаров народного потребления, в том числе бытовых приборов и машин.
Практика художественного конструирования, направленная на повышение эффективности производства и качества промышленной продукции, определяется рядом принципиальных положений.
К ним относятся: системный подход, структурная организация, концептуальность проектирования, информативность проекта, квалиметричность продукта, языковая специфика дизайна.
1. Системный подход. Сама сфера приложения творческого труда дизайнера – предметно – техническая среда и составляющие её элементы – внешне выглядит хаотичной.
В действительности же, входя в объективно существующую гиперсистему природы, искусственно образованная предметная среда не может быть бессистемной – в противном случае она просто не смогла бы существовать.
Другое дело, что она невероятно сложна, диалектически не завершена – таково условие процесса развития – и поэтому воспринимается как бы неупорядоченной.
Вне системной организации всякая деятельность была бы неполноценной или совершенно невозможной.
Собственно, дизайн как специфический вид проектного творчества, составной элемент деятельности и культуры системен.
Область и масштаб приложения дизайна могут простираться от создания эстетики выразительной формы изделия до участия в комплексном формировании целостной гармоничной предметно-технической среды всех сфер жизнедеятельности человека.
Но во всех случаях художественно-конструкторскую деятельность целесообразно объективно рассмотреть с позиций системного подхода.
Под системой в наиболее общем виде понимается комплекс элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих в относительно определенных границах единое целое.
Элемент обладает (может обладать) одновременно разными характеристиками, параметрами, выполняя разные функции и т.д. Существенным свойством ряда системных объектов является их самоорганизация.
Учитывая самостоятельность компонентов системы необходимо представлять её в виде подсистемы более сложной гиперсистемы.
2. Структурная организация.
Диапазон задач дизайна простирается от создания удобных и красивых промышленных изделий до формирования целостной гармоничной предметно-технической среды.
Во всех случаях предполагается определенное построение (или переустройство) проектируемых объектов.
Формируются (переформируются) не столько сами объекты, сколько определенные их признаки. Такая перестройка идет в сравнение с объектами – аналогами, а новое построение – вне сравнения с ними (без аналоговый дизайн). Поэтому существом дизайнерской деятельности является структурная организация, структурообразование, а её результатом – структурность, целостная гармоничная структура.
Понятие структуры относится, прежде всего, к форме. Дизайн, создавая форму объекта, организует и его содержание (рис.3).
Эти два понятия являются в дизайнерском творчестве методически основополагающими.
Рисунок – 3. Внешнее и внутреннее содержание и формы объекта дизайна.