Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техника – эстетические (антропономические) свойства машины



Существо операций проектного синтеза художественного конструирования раскрывается в его процессе.

Смысл процесса художественного конструирования – формирование системы технико-эстетических свойств машины, оптимально отвечающей всему диапазону антропономических требований оператора. Линию проектного поиска определяет социально – производственный заказ, нередко диктуемый лишь потребностью в новой форме машины. Но, художник–конструктор, как специфический критик, должен увидеть за морфологическим построением машины, действительный, предметный – конфликт.

Кульминационный этап процесса художественного конструирования машины – определение концептуального стержня, одновременный поиск и композиционной темы, и образной предпосылки объекта.

Целостность и непрерывность процесса художественного конструирования обеспечивается единством всех проектных процедур: информационных, исследовательских, критико-оценочных, собственно художественно – проектных.

 

Проектно-композиционная модель машины. Выходом проектного синтеза — восьмой операции алгоритма — является художественно-кон­структорский проект во всей полноте его содержания — наличия потре­бительских (антропономических) признаков будущего технического изде­лия. Система необходимых и достаточных документов, представляющая собой проектно-композиционную модель машины, включает задание, раз­личные чертежи и модели, дополнительные материалы и пояснительную записку.

Технико-эстетическое задание содержит систему требований к худо­жественно-конструкторской разработке. Чертежи общего вида (разверт­ки) и элементов отражают композицию, геометрию деталей, цветогра­фическую трактовку. Технические рисунки, перспективные изображения отражают особенности и машины в целом, с ее деталями; теоретические чертежи — геометрию общей формы (обводы) и координаты составных частей, необходимые при разработке сложных криволинейных поверх­ностей. На чертежах декоративно-графических элементов дается точное изображение надписей, символов и др. Модели и макеты материально выражают пространственное построение проектируемой машины, вклю­чая ее цветовое, фактурное и графическое решение. Схемы, таблицы, расчеты и другие дополнительные материалы позволяют более подробно обосновывать осуществляемую разработку. Завершает комплект поясни­тельная записка, «документ, содержащий описание и обоснование выб­ранного художественно-конструкторского решения, перечень требований и замечаний либо к последующим стадиям разработки, либо к изготов­лению образцов (серий) объекта проектирования»

Полнота представления перечисленных элементов проектно-композиционной модели машины, зависит от вида проекта (при многоэтапной разработке — от ее стадии), а также от экономических, материальных, временных, профессиональных и других возможностей художественного конструирования.

Эстетический уровень художественно-конструкторской разработки машины. Результатом разработки является техническое изделие, постро­енное «по законам разума и красоты». Действие законов красоты в худо­жественном конструировании диалектично и связано с общим различием между эстетическим и художественным.

Под эстетической деятельностью понимается формирование реальных объектов и явлений по законам эстетики (красоты), а под деятельностью художественной — образное отражение реальной действительности по за­конам искусства. Эстетическая деятельность не осуществляется специаль­но, а сопутствует деятельности внеэстетической; она всеобща. Художест­венная же деятельность специальна, особа, обладает видовым своеобра­зием.

«Реально эстетическая и художественная деятельность взаимосвя­заны диалектически: с одной стороны, первая шире второй, а вторая есть частный случай первой, поскольку красоту человек создает не только в ис­кусстве, но непременно и в искусстве; с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической, и последняя выступает как частное про­явление, как одна из сторон первой, поскольку художественное творчест­во во всем объеме своих содержательных и формальных качеств выходит далеко за пределы одного только творчества «по законам красоты».

Из этих общих положений следует, что если машина разработана художником-конструктором в соответствии с принципами и закономер­ностями композиции, то она гармонична, красива и находится на должном эстетическом уровне. Если же при наличии композиционной гармонич­ности структуры машина обладает и содержательным началом — ху­дожественно-образной предпосылкой (см. п. 3.1.8 [2]), то она выходит на уро­вень художественный. Диалектичность такого выхода, отмеченная ранее, подтверждается практикой художественного конструирования.

Оценка характерных образцов художественно-конструкторского решения отдельных машин. Завершающая операция алгоритма худо­жественного конструирования — девятая — связана с реализацией раз­работки — изготовлением производственного (полупроизводственного) образца машины и проверкой ее взаимодействия с человеком-оператором. Только такая проверка гарантирует эффективность внедрения, учиты­вая обычно значительные тиражи продукта художественно-конструк­торского.

В этой связи выполнение головного образца или действующего (посадочного— при наличии выделенного рабочего места типа кабины) макета обязательно. Имитационный макет возможен лишь при выпуске единичных или мелкосерийных изделий. Тогда первое из них все равно по­служит головным образцом для проверки и доводки как технических, так и антропономических параметров.

Конструктор, идея которого заимствована у природы (все сущее «сконструировано» из типовых физических и химических элементов, живые организмы — из однотипных клеток, и т. д.), является идеальным методическим принципом и детского игрового, и взрослого «серьезного» моделирования (см. п. 5.3.1 [2]). Однако, как правило, игровые технические и строительные конструкторы представляют собой модификации друг друга, различаясь, в основном, номенклатурой деталей, величиной их набора, но незначительно — в формообразовании. Последнее обуслов­ливает предметный конфликт между устоявшейся структурой конструк­тора и потребностью ребенка в новых его видах.

Основная литература: ([2] стр. 111-135).

Контрольные вопросы:

1). Сущность и виды художественного конструирования.

2). Антропономические свойства машин. Чем определяется предметный конфликт?

3) Рассказать об основных принципах художественного конструирования машин.

Планы практических (семинарских) занятий

 

Задание 1.Изучить аспекты развития производства и изменения, происходящие в трудовой деятельности людей в ее организаций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.