Существо операций проектного синтеза художественного конструирования раскрывается в его процессе.
Смысл процесса художественного конструирования – формирование системы технико-эстетических свойств машины, оптимально отвечающей всему диапазону антропономических требований оператора. Линию проектного поиска определяет социально – производственный заказ, нередко диктуемый лишь потребностью в новой форме машины. Но, художник–конструктор, как специфический критик, должен увидеть за морфологическим построением машины, действительный, предметный – конфликт.
Кульминационный этап процесса художественного конструирования машины – определение концептуального стержня, одновременный поиск и композиционной темы, и образной предпосылки объекта.
Целостность и непрерывность процесса художественного конструирования обеспечивается единством всех проектных процедур: информационных, исследовательских, критико-оценочных, собственно художественно – проектных.
Проектно-композиционная модель машины. Выходом проектного синтеза — восьмой операции алгоритма — является художественно-конструкторский проект во всей полноте его содержания — наличия потребительских (антропономических) признаков будущего технического изделия. Система необходимых и достаточных документов, представляющая собой проектно-композиционную модель машины, включает задание, различные чертежи и модели, дополнительные материалы и пояснительную записку.
Технико-эстетическое задание содержит систему требований к художественно-конструкторской разработке. Чертежи общего вида (развертки) и элементов отражают композицию, геометрию деталей, цветографическую трактовку. Технические рисунки, перспективные изображения отражают особенности и машины в целом, с ее деталями; теоретические чертежи — геометрию общей формы (обводы) и координаты составных частей, необходимые при разработке сложных криволинейных поверхностей. На чертежах декоративно-графических элементов дается точное изображение надписей, символов и др. Модели и макеты материально выражают пространственное построение проектируемой машины, включая ее цветовое, фактурное и графическое решение. Схемы, таблицы, расчеты и другие дополнительные материалы позволяют более подробно обосновывать осуществляемую разработку. Завершает комплект пояснительная записка, «документ, содержащий описание и обоснование выбранного художественно-конструкторского решения, перечень требований и замечаний либо к последующим стадиям разработки, либо к изготовлению образцов (серий) объекта проектирования»
Полнота представления перечисленных элементов проектно-композиционной модели машины, зависит от вида проекта (при многоэтапной разработке — от ее стадии), а также от экономических, материальных, временных, профессиональных и других возможностей художественного конструирования.
Эстетический уровень художественно-конструкторской разработки машины. Результатом разработки является техническое изделие, построенное «по законам разума и красоты». Действие законов красоты в художественном конструировании диалектично и связано с общим различием между эстетическим и художественным.
Под эстетической деятельностью понимается формирование реальных объектов и явлений по законам эстетики (красоты), а под деятельностью художественной — образное отражение реальной действительности по законам искусства. Эстетическая деятельность не осуществляется специально, а сопутствует деятельности внеэстетической; она всеобща. Художественная же деятельность специальна, особа, обладает видовым своеобразием.
«Реально эстетическая и художественная деятельность взаимосвязаны диалектически: с одной стороны, первая шире второй, а вторая есть частный случай первой, поскольку красоту человек создает не только в искусстве, но непременно и в искусстве; с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической, и последняя выступает как частное проявление, как одна из сторон первой, поскольку художественное творчество во всем объеме своих содержательных и формальных качеств выходит далеко за пределы одного только творчества «по законам красоты».
Из этих общих положений следует, что если машина разработана художником-конструктором в соответствии с принципами и закономерностями композиции, то она гармонична, красива и находится на должном эстетическом уровне. Если же при наличии композиционной гармоничности структуры машина обладает и содержательным началом — художественно-образной предпосылкой (см. п. 3.1.8 [2]), то она выходит на уровень художественный. Диалектичность такого выхода, отмеченная ранее, подтверждается практикой художественного конструирования.
Оценка характерных образцов художественно-конструкторского решения отдельных машин. Завершающая операция алгоритма художественного конструирования — девятая — связана с реализацией разработки — изготовлением производственного (полупроизводственного) образца машины и проверкой ее взаимодействия с человеком-оператором. Только такая проверка гарантирует эффективность внедрения, учитывая обычно значительные тиражи продукта художественно-конструкторского.
В этой связи выполнение головного образца или действующего (посадочного— при наличии выделенного рабочего места типа кабины) макета обязательно. Имитационный макет возможен лишь при выпуске единичных или мелкосерийных изделий. Тогда первое из них все равно послужит головным образцом для проверки и доводки как технических, так и антропономических параметров.
Конструктор, идея которого заимствована у природы (все сущее «сконструировано» из типовых физических и химических элементов, живые организмы — из однотипных клеток, и т. д.), является идеальным методическим принципом и детского игрового, и взрослого «серьезного» моделирования (см. п. 5.3.1 [2]). Однако, как правило, игровые технические и строительные конструкторы представляют собой модификации друг друга, различаясь, в основном, номенклатурой деталей, величиной их набора, но незначительно — в формообразовании. Последнее обусловливает предметный конфликт между устоявшейся структурой конструктора и потребностью ребенка в новых его видах.
Основная литература: ([2] стр. 111-135).
Контрольные вопросы:
1). Сущность и виды художественного конструирования.
2). Антропономические свойства машин. Чем определяется предметный конфликт?
3) Рассказать об основных принципах художественного конструирования машин.
Планы практических (семинарских) занятий
Задание 1.Изучить аспекты развития производства и изменения, происходящие в трудовой деятельности людей в ее организаций.