Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурно - эстетические принципы формообразования



Деятельностная, конструкционная и технологическая составляющие материального формообразования сливаются воедино, обеспечивая физическое существование машины. Но для достижения гармоничной целостности форма машины обязательно должна строиться с опорой на культурно- эстетические принципы формообразования. Принцип эмоционального осмысления материала в формепредполагает отражение во внешнем облике связи видов декоративных материалов и способов отделки с назначением характером машины. Неверное применение отделочного материала приводит к имитации другого объекта и к безвкусице; отказ от декоративного решения – к холодному рационализму формы технического изделия.

 

 

 

Рисунок – 5. Крайности в принципах формообразования машин: а-техницизм (мюльмашина Кромптона, 18в.); б-формализм (контейнеровоз Л. Колани, 1970-е гг.)

 

Эмоциональное оптимальное выражение формы достигается полнотой соответствия декоративно-отделочных материалов техническим характеристикам машины и степени ее близости к человеку.

В форме должна быть выявлена фирменная принадлежность технического изделия, раскрывающая не только его высокое качество, но и своеобразие.

По совокупности этих признаков машина должна стать культурным образцом, качественно характерным изделием, потенциальным памятником культуры своего времени.

Неверное следование этому принципу отражает бескультурье проектирования производства, сознательное пренебрежение им ведет к отрицанию своей культуры, космополитизму.

Оптимальное воплощение системы культурно - ценностных ориентации превращает форму изделия в полноценный культурный образец «эталон на века», живой памятник достигнутой высоты культуры.

Игнорирование принципа эстетической организации приводит к утилитаризму, неправильное понимание – к дисгармонии форм машины.

Оптимальными будут гармоничность, эстетическая выразительность, современность стиля и новизна форм технического изделия.

Литература:[2] (стр. 66-74).

Контрольные вопросы:

1). В чем заключается необходимость в стилизации формы машины? Дать определение рациональной стилизации.

2). Рассказать об основных принципах стилизации.

Лекция-11. Факторы, средства и приемы рациональной стилизации.

К основным условиям рациональной стилизации относятся: научные, производственные, общественные, антропологические, эстетические факторы.

Научные факторы обусловливают современные возможности формообразования в разных областях деятельности

Производственныеусловия определяют общие технико-экономические способы создания формы изделий.

Общественныеситуации – опосредуют социальный заказ на формообразование и социально-необходимые условия освоения формы.

Антропологические требования предполагают характер психофизических связей формы изделия с человеком.

Эстетические нормы обусловливают социально-культурные позиции и принципы эстетического восприятия предметной формы.

Специальными средствами работы художника-стилиста, как и всякого дизайнера, являются знания: общая и конкретная для данной методики и непосредственной разработки проектная информация; умение и навыки – профессиональные способы переработки информации в процессе проектирования.

Информационно-психологические и эргономические средства заимствуются у эргономистов. Следует подчеркнуть, что при рациональной стилизации эргономические средства необходимы только для разработки форм, с которыми человек контактирует непосредственно (рукоятка ручного инструмента, органы управления, сидения и т.п.)

В основном же применяются психологические средства, обеспечивающие комфорт зрительного восприятия формы машины.

Основные, характерные и для дизайна в целом, профессиональные средства рациональной стилизации – художественно-композиционные. При единстве средств формообразования для изделий любого типа, средства гармоничного построения формы существенно различны. Проектирование на математической, расчетной основе обуславливает совпадение физической и эстетической организации формы. При интуитивно-творческом поиске гармонизация и физическое построение не «сливаются».

К основным видам композиционных средств – материалов, необходимых для стилизации, относятся: точка, линия, плоскость, объем, цвет. Совершенно ясно, что средства – материалы композиции не реальны, а условия.

Они подобны изображенным кирпичам или деталям машин, из которых настоящее здание не возвести, а реальную машину не сделать. Однако из нарисованных блоков можно "построить» изображение дома, а из изображенных узлов – «смонтировать» чертеж станка.

Так же и из нереального композиционного материала, пользуясь им как средством, можно «строить» композицию формы машины.

Простейший композиционный материал – точка. Точки, расположенные рядом, образуют линию. Это - основные, опорные виды средств – материалов художественно - проектного творчества, которые «работают» на плоскости, и в совокупности составляют группу графических средств. Сама плоскость – тоже средство - материал, формируемый линиями, расположенными вплотную друг к другу. Сворачиваемая плоскость дает объем – основное из пластических средств.

Выделенная из плоскости часть ее, определенная по конфигурации, - пятно (см. рис.1), специфически, по сравнению с фоном (остальной плоскостью), отражающее свет. Последнее основное средством - материал – цвет ([1], стр.76). На основе перечисленных основных средств рациональной стилизации возможно применение синтетических методик – цветографии, цветопластики и графопластики (последняя эффективна при построении рельефных букв и знаков).

Средства – материалы – это исходное «сырье». Для воплощения композиционного замысла необходима обработка «сырого материала» средствами – инструментами гармонизации.

Средства – инструменты, обеспечивают решение основной задачи гармонизации – позволяют измерить количество необходимого композиционного материала. К ним относятся собственно измеряющие (пропорции и масштаб) и организующие (ритм и метр) (рис. 1, а- г).

Для эффективного применения средств-инструментов необходимо овладение приемами работы.

Приемов гармонизации немного, но они позволяют применить средства – инструменты для расположения композиционного материала в должном порядке.

Каждый прием располагает материал по признакам пространства – симметрия /асимметрия; отношения – нюанс / контраст; движения - статика / динамика, (рис.6, д - к).

Применение художественно-проектных средств, в первую очередь средств композиции, позволяет проектировщику осуществить процесс и получить универсально - гармонично построенное техническое изделие.

Законы гармонии, а также средства и приемы композиции постоянны и неизменны, поскольку «взяты» человеком из объективной действительности. Однако при единой универсальной, гармоничной основе построения эстетическое восприятие полученных результатов в условиях конкретного времени и места существенно – различно. Причина этого заключается в том, что содержательная сторона технического предмета формируется другими средствами, к числу которых следует отнести особые средства творческого языка.

В системе всех рассмотренных выше средств работы художника – стилиста языково – ценностные средства формообразования имеют наиболее своеобразное значение.

В уже отмечавшемся ранее [2] двуединстве, вербально - визуальном характере профессионального языка дизайна. Вербальная сторона языка дизайна лингвистически обычна и, благодаря своей обыденности, не выделяема из естественной общеразговорной речи дизайнеров, что профессиональному языку, особому по содержанию, хотя и традиционному по лингвистической форме, в вузах просто не учат.

Постепенно и незаметно, вербальный язык переходит в визуальный, начиная с очень беглых набросков, о которых на этом этапе приходится еще очень много говорить словами. Для разъяснения сути таких набросков, до готового проекта и тем более, изделия – и тогда «уста молчат, но изрекают очи». Впрочем, лишь до того момента, когда к делу приступают эксперты, осуществляющие критику и оценку.

Возвращаясь к языково–ценностным средствам формообразования, используемым при рациональной стилизации, следует отметить, что именно они в своем визуальном выражении определяют содержательно – качественный характер создаваемой формы машины. Подразумевается, что форма благодаря работе художника обретает некий язык и потому становится способной «рассказать» нечто о себе самой и о представляемой ею машине. Если вербальная сторона профессионального дизайнерского языка подчиняется всем общим принципам, закономерностям, правилам лингвистики, то его визуальная сторона фактически им не следует.

Структура средств профессионального языка едина для всех методик дизайна. Но на современном уровне развития дизайнерской лингвистики главенствующее место в ней занимают лексика, тезаурус, грамматика и семантика.

Лексика – это оптимальный словарь, включающий весь круг необходимых понятий. Тезаурус – это группировки соподчиненных терминов вокруг коренного по значению. Грамматика – это свод правил построения языковых структур и систем, т. е. некие «инструкции пользования» словами. Семантика – значения используемых лингвистических форм и построений, своего рода «справочник по технологии и материалам» применительно к языку. Основу и словарного фонда, и гнезд тезауруса составят, главным образом, те понятия, которые относятся к качественному уровню, ценностным критериям оценочным показателям, присущим данной методике дизайна, ее процессу и результатам. Поэтому базисное значение приобретут не общие термины, определяющие собственно физическую, технологическую, функциональную и другие стороны формообразования. Ведущая роль в тезаурусе будет принадлежать точным и тонким, нюансным вербальным характеристикам качества перечисленных сторон морфологии машины.

Таков же и принцип построения тезауруса формообразования. Так, в одном из основных его гнезд — «форма» — особенно актуальным в ряду «форма — техника (машина) — узел (деталь) — пространство — объ­ем— поверхность (плоскость)» окажутся ветви «пластика—строгая — точная — четкая — жесткая — мягкая — текучая»; в гнезде «факту­ра» — «грубая — рифленая — шероховатая — гладкая — полированная — зеркальная»; в гнезде «колорит (цветовая гамма)» — «теплый — холодный — яркий — сдержанный — строгий — пестрый» и т, п.

Одно из принципиальных достоинств тезауруса — «переплетение ветвей», основанное на многозначности, ассоциативности и смежности терминов, благодаря чему один и тот же термин попадает в разные гнезда или имеет смысловые продолжения в других гнездах. Чем «вет­вистее» тезаурус, тем он богаче, полнее, точнее и тем выше, полезнее, эффективнее его возможности как языкового средства проектной мор­фологии.

Разработанность и наполненность вербального тезауруса — это хо­рошее основание для логичного перехода к тезаурусу визуальному. Да­леко не во всех случаях такой переход прост или даже возможен. Ведь общеизвестно, что многие поэтические словесные обороты просто не пе­реводимы в адекватные изображения.

«Трудности возникают и в преобразовании текстовых сведений внутри собственно вербальной информации, но в особенности — при переработке вербальной информации в изобразительную и обратно. И это понятно: недаром некоторые специалисты по семиотике... считают в выс­шей степени сложным творческим актом именно такого рода трансформа­цию содержания в целях его адекватного выражения на другом языке».

В этой связи визуальный язык формообразования значительно более ограничен в своих возможностях, нежели вербальный, хотя и является по своей природе основным средством проектирования, в первую очередь, при рациональной стилизации машин. Общепризнано, что «для дизайнера элементы изобразительного языка в конечном счете являются своего рода операционными единицами формообразования. При этом в каждом от­дельном элементе визуального языка заложен своего рода генетический код — информация о некотором свойстве целого, характеризующем определенную ступень развития культуры. Анализ изображения связан с декомпозицией, расчленением формы. При этом происходит как бы абстрагирование элементов от целого. Так создаются условия для хра­нения элементов визуального языка в памяти дизайнера и обеспечивает­ся манипулятивность этих элементов в последующем комбинаторном формообразовании...».

Построение пластической формы при рациональной стилизации должно осуществляться на основе грамматики визуального языка ди­зайна, которая не может быть прямым повторением лингвистической грамматики обычного языка. Однако оригинальная визуальная граммати­ка дизайна еще не разработана. Поэтому создание внешней и внутрен­ней формы машины опирается на правила архитектурно-художествен­ной, композиции, рассмотренные в пп. 2.2.5 и 3.2.3, [2]. Эти правила опреде­ляют художественно-морфологический аспект формирования техниче­ского изделия. Но построения собственно формы недостаточно — не­обходимо выявление аксиологической стороны, ценностного значения машины, смысл которой на уровне рациональной стилизации воплоща­ется в содержательности формы.

 

 

а – пропорция, б – масштаб, в – ритм, г – метр; приемы гармонизации: д – контраст, е – нюанс, ж – динамика, з – статика, и – симметрия, к – ассиметрия.

Рисунок -6. Композиционные средства – инструменты

Литература: [2] (стр. 74-81)

Контрольные вопросы:

1) Рассказать о концептуальных условиях рациональной стилизации.

2) Чем обуславливаются факторы рациональной стилизации?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.