Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проектирование рабочих задач



Рабочие задачи и действия человека с производственным оборудованием составляют основное содержание проектирования рабочих систем, включая и проектирование взаимосвязанной групповой деятельности. Цель анализа и проектирования задач – создание основы интеграции человека и машины в единую систему.

Деятельность, как мы ее определяем, есть мотивированная целью работа и как таковая является частью (хотя и значительной) поведения в целом. Возможно, было бы преувеличением сказать, что человеческие факторы в технике интересуются только деятельностью, но такое утверждение во многом верно.

Определяющими, для проектирования рабочих задач служат цель и результат деятельности. От четкости формулировки цели, ее характера, степени субъективной осознанности, личной значимости зависят функциональные и эмоциональные компоненты деятельности и психофизиологического состояния работающих людей. Цель выполняемой человеком работы и ее место в структуре совместной с другими людьми деятельности задают степень ответственности за результаты труда, которая регламентируется как системой социально-экономических нормативов, так и субъективными критериями работающего.

Проектировщику важно определить, что именно делает работу содержательной и интересной для человека, и на этой основе строить каждую рабочую задачу и деятельность, ответственность за выполнение, возлагается на человека. Проектируя же рабочие системы так, чтобы человек делал как можно меньше, мы тем самым исключаем и всякий интерес к работе.

Не следует, однако упускать из виду, что имеется немало людей, выполняющих монотонную работу в навязанном темпе более охотно, чем ту, где надо самому проявлять инициативу и активность. Современный человек все еще подвержен соблазну потерять свободу, «превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат».

Эффективность рабочих движений:

Больше:

- при остановке механизма машины движением на себя;

- при пуске механизма машины движением от себя;

- при вращении руками одновременно на себя или от себя;

- при тяге стоя;

- при толкании сидя;

- в положении стоя при усилиях выше 10 кг;

- в положении сидя при усилиях до 5 кг;

- при перемещении предмета сверху вниз.

Меньше:

- при прямолинейном (ломаном) движении;

- при вращении одной рукой на себя, а другой – от себя;

- при толкании стоя;

- при тяге сидя;

- при поднятии;

- в положении стоя при усилиях до 5 кг;

- в положении сидя при усилиях выше 10 кг;

- при перемещении предмета снизу-вверх.

Усилия, развиваемые при различных движениях:

Больше:

- при толкании рукой, согнутой в локтевом суставе;

- при давлении сверху вниз, стоя;

- при давлении от себя, стоя;

- при давлении согнутой рукой в горизонтальной плоскости;

- стоя – на уровне плечевого пояса;

- сидя – на уровня локтя.

Меньше:

- при толкании выпрямленной рукой;

- при давлении сверху вниз, сидя;

- при давлении от себя, сидя;

- при давлении вытянутой рукой.

Проектирование рабочих задач и деятельности обуславливает формирование функционального состояния человека и уровень напряженности деятельности, динамику состояний работоспособности. Функциональное состояние – качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия в процессе деятельности. Состояния, которым сопутствуют комплексы субъективных переживаний, многочисленны: усталость, вялость, бессилие – при утомлении; скука, апатия, сонливость – при монотонии; тревога, нервозность, переживание опасности и страха – при повышенной эмоциональной напряженности.

К особому виду функционального состояния относится утомление, вызванное временным снижением работоспособности под влиянием продолжительной или интенсивной нагрузки и приводящее к снижению ее эффективности. Нагрузка определяется не только требованиями деятельности, но и зависит от функционального состояния человека.

Различают нагрузку:

1) умственную, зависящую от сложности и числа проблемных ситуаций;

2) физическую, связанную с силой, быстротой, координированностью и интенсивностью рабочих движений;

3) зависящую от субъективной значимости деятельности для человека.

Факторы, вызывающие стресс – стрессоры– различны, но они пускают в ход

одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса… Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Не любое перенапряжение ведет к нарушению нервной деятельности и управляемых ею систем, и органов, Г. Селье называл стресс острой и необходимой приправой к жизни. Стресс поднимает уровень бодрствования, активизирует мышечную и психическую активность. Опасна не перегрузка, не деятельность, не возбуждение или даже отрицательные эмоции сами по себе. Опасно систематическое превышение возможностей, заложенных в механизмах саморегуляции.

Для проектирования рабочих систем важно знать, происходит ли ухудшение деятельности как реакция на стресс. Решение этой проблемы сопряжено с определенными сложностями. Во-первых, многие стрессоры (например, шум) приводят к неоднозначным эффектам – повышению, снижению уровня выполнения деятельности или не оказывают ощутимого воздействия на нее. Во-вторых, в силу значительных индивидуальных и личностных различий весьма сомнительным представляется определять стресс в качестве главной причины ухудшения выполнения деятельности.

 

Основная литература: [1] (стр. 184-190; 235-239).

Контрольные вопросы:

1) Рассказать о понятиях «рабочая система». Основные задачи эргономического проектирования «рабочих задач».

2) Как распределяются функции между человеком и машиной при проектировании рабочих систем?

3) Проектирование «рабочих задач» их цели.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.