Рабочие задачи и действия человека с производственным оборудованием составляют основное содержание проектирования рабочих систем, включая и проектирование взаимосвязанной групповой деятельности. Цель анализа и проектирования задач – создание основы интеграции человека и машины в единую систему.
Деятельность, как мы ее определяем, есть мотивированная целью работа и как таковая является частью (хотя и значительной) поведения в целом. Возможно, было бы преувеличением сказать, что человеческие факторы в технике интересуются только деятельностью, но такое утверждение во многом верно.
Определяющими, для проектирования рабочих задач служат цель и результат деятельности. От четкости формулировки цели, ее характера, степени субъективной осознанности, личной значимости зависят функциональные и эмоциональные компоненты деятельности и психофизиологического состояния работающих людей. Цель выполняемой человеком работы и ее место в структуре совместной с другими людьми деятельности задают степень ответственности за результаты труда, которая регламентируется как системой социально-экономических нормативов, так и субъективными критериями работающего.
Проектировщику важно определить, что именно делает работу содержательной и интересной для человека, и на этой основе строить каждую рабочую задачу и деятельность, ответственность за выполнение, возлагается на человека. Проектируя же рабочие системы так, чтобы человек делал как можно меньше, мы тем самым исключаем и всякий интерес к работе.
Не следует, однако упускать из виду, что имеется немало людей, выполняющих монотонную работу в навязанном темпе более охотно, чем ту, где надо самому проявлять инициативу и активность. Современный человек все еще подвержен соблазну потерять свободу, «превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат».
Эффективность рабочих движений:
Больше:
- при остановке механизма машины движением на себя;
- при пуске механизма машины движением от себя;
- при вращении руками одновременно на себя или от себя;
- при тяге стоя;
- при толкании сидя;
- в положении стоя при усилиях выше 10 кг;
- в положении сидя при усилиях до 5 кг;
- при перемещении предмета сверху вниз.
Меньше:
- при прямолинейном (ломаном) движении;
- при вращении одной рукой на себя, а другой – от себя;
- при толкании стоя;
- при тяге сидя;
- при поднятии;
- в положении стоя при усилиях до 5 кг;
- в положении сидя при усилиях выше 10 кг;
- при перемещении предмета снизу-вверх.
Усилия, развиваемые при различных движениях:
Больше:
- при толкании рукой, согнутой в локтевом суставе;
- при давлении сверху вниз, стоя;
- при давлении от себя, стоя;
- при давлении согнутой рукой в горизонтальной плоскости;
- стоя – на уровне плечевого пояса;
- сидя – на уровня локтя.
Меньше:
- при толкании выпрямленной рукой;
- при давлении сверху вниз, сидя;
- при давлении от себя, сидя;
- при давлении вытянутой рукой.
Проектирование рабочих задач и деятельности обуславливает формирование функционального состояния человека и уровень напряженности деятельности, динамику состояний работоспособности. Функциональное состояние – качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия в процессе деятельности. Состояния, которым сопутствуют комплексы субъективных переживаний, многочисленны: усталость, вялость, бессилие – при утомлении; скука, апатия, сонливость – при монотонии; тревога, нервозность, переживание опасности и страха – при повышенной эмоциональной напряженности.
К особому виду функционального состояния относится утомление, вызванное временным снижением работоспособности под влиянием продолжительной или интенсивной нагрузки и приводящее к снижению ее эффективности. Нагрузка определяется не только требованиями деятельности, но и зависит от функционального состояния человека.
Различают нагрузку:
1) умственную, зависящую от сложности и числа проблемных ситуаций;
2) физическую, связанную с силой, быстротой, координированностью и интенсивностью рабочих движений;
3) зависящую от субъективной значимости деятельности для человека.
Факторы, вызывающие стресс – стрессоры– различны, но они пускают в ход
одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса… Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.
Не любое перенапряжение ведет к нарушению нервной деятельности и управляемых ею систем, и органов, Г. Селье называл стресс острой и необходимой приправой к жизни. Стресс поднимает уровень бодрствования, активизирует мышечную и психическую активность. Опасна не перегрузка, не деятельность, не возбуждение или даже отрицательные эмоции сами по себе. Опасно систематическое превышение возможностей, заложенных в механизмах саморегуляции.
Для проектирования рабочих систем важно знать, происходит ли ухудшение деятельности как реакция на стресс. Решение этой проблемы сопряжено с определенными сложностями. Во-первых, многие стрессоры (например, шум) приводят к неоднозначным эффектам – повышению, снижению уровня выполнения деятельности или не оказывают ощутимого воздействия на нее. Во-вторых, в силу значительных индивидуальных и личностных различий весьма сомнительным представляется определять стресс в качестве главной причины ухудшения выполнения деятельности.
Основная литература: [1] (стр. 184-190; 235-239).
Контрольные вопросы:
1) Рассказать о понятиях «рабочая система». Основные задачи эргономического проектирования «рабочих задач».
2) Как распределяются функции между человеком и машиной при проектировании рабочих систем?