Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индивидуальные средства защиты от шума



Основными методами и средствами в решении вопросов ослабления вредного воздействия шума на организм людей являются технические мероприятия:

1) ликвидация причин, создающих шум, или ослабление шума в источнике возникновения;

2) поглощение шума методами звукопоглощения;

3) применение предметов звукоизоляции.

В настоящее время основными средствами коллективной защиты от шума являются: звукоизолированные кабины, которые ослабляют уровни звукового давления на 15-35 дб. в диапазоне частот от 50 до 10 000 гц. Такие кабины строятся с массивными стенами, с двойными дверями и окнами двойного или тройного остекления. Внутренние поверхности кабин облицовываются звукопоглощающими материалами.

В тех случаях, когда технические меры ослабления шума оказываются недостаточными и человеку приходится длительное время находится в условиях шума, превышающего 80-100 дб., рекомендуется пользоваться индивидуальными защитными устройствами, изолирующими слуховой аппарат от шума и улучшающими разборчивость речи и полезных сигналов.

Помимо шумозащитных костюмов (из искусственной кожи со свинцовыми вкладками), которые еще не получили распространения на производстве, существует два основных типа индивидуальных средств защиты от шума (противошумов):

а) устройства в виде наушников, повязок или шлемов, прикрывающих снаружи ушную раковину тили всю околоушную область:

б) устройства в виде заглушек, вкладывающихся внутрь слухового прохода.

Анализ схем расположения противошумов показывает, что звук при этом может проникать в ухо следующими путями:

1) в щель между подушкой и поверхностью головы;

2) при вибрации системы противошума как жесткого поршня;

3) вследствие деформации корпуса противошума;

4) в результате костной проводимости звука к барабанной перепонке.

Задаваясь параметрами противошума, можно получить теоретическую частотную характеристику ослабления, и наоборот, по заданной частотной характеристике- выбрать геометрические размеры противошумов.

При помощи резонаторов Гельмгольца, присоединенных к противошуму, можно значительно улучшить его частотную характеристику. Изменяя резонансную частоту резонаторов, можно получить дополнительное ослабление по всему диапазону звуковых частот и особенно на частотах ниже 1000 гц. Противошумы с резонаторами могут быть настроены для максимального ослабления шума с определенным спектром. Заполнение части полости резонатора звукопоглощающим материалом позволяет выровнять частотную характеристику противошума.

Следует иметь в виду, что резонатор позволяет повысить общее ослабление шума только в том случае, когда добавление его увеличивает общий объем, заключенный в противошуме.

С учетом вышеизложенного, при конструировании и применений противошумов – наушников, должны соблюдаться следующие условия.

1) корпус противошума выполняют из материалов с высокой звукоизоляцией;

2) оболочку вкладыша наушника, прилегающую к голове, заполняют пластическим материалом с большим внутренним трением;

3) противошум должен обладать, по возможности, большой массой и снабжаться резонаторами.

В качестве индивидуальных средств защиты от шума могут быть использованы также волокнистые материалы: вата, пропитанная вязкими веществами (воск, вазелин, парафин, глицерин и т.п.), вата без пропитки и ультратонкое стекловолокно. Эти материалы вкладываются в канал уха в виде тампонов.

Заглушая преимущественно высокие тоны, противошумы незначительно ослабляют звуки человеческого голоса, и поэтому сравнительно мало мешают оператору. Более того, из-за снижения громкости шума ослабляется его маскирующее действие и поэтому в противошумах улучшается слышимость речи, полезных сигналов и т.д. Улучшение слышимости полезного сигнала в значительной степени зависит от частотной характеристики индивидуальных средств защиты от шума.

 

Дополнительная литература: [8] (стр. 50-58).

Контрольные вопросы:

1) Рассказать о взаимодействии человека с техническими средствами. Назвать основные компоненты технических средств.

2) Какие Вы знаете требования, предъявляемые при создании информационных моделей.

3) Какие Вы знаете индивидуальные средства защиты от шума. Назвать и охарактеризовать существующие звуковые сигналы и шумы в производственной обстановке.

 

Тема лекции 8. Основные положения дизайнерской деятельности. Роль и место дизайна в развитии отечественного производства. Виды дизайна. Художественно – конструкторская практика в машиностроении.

 

Технический прогресс приводит ко все более широкой механизации и автоматизации производственных процессов, централизации управления ими, внедрению вычислительной техники и автоматизированных систем управления. Использованию системных методов в организации управлении производством.

Все это существенно изменяет специфику и структуру трудовой деятельности человека, предъявляет повышенные требования к оптимизации его взаимодействия с современной техникой.

В связи с этим возникает большой круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием систем «человек - машина» (СЧМ), являющихся основным объектом исследования сравнительно молодой науки – инженерной психологии. Основами инженерной психологии должен овладеть каждый инженер, каждый организатор производства, т.к. развитие современного производства на научной основе, грамотное проектирование и эксплуатация техники, организация труда требует учета психологических и других особенностей человека, обслуживающего современную технику.

Современные системы управления условно можно разбить на два больших класса: технологические и организационные.

В первом случае человек при помощи технических средств управляет производственными агрегатами и процессами, транспортными средствами и т.д., т.е. другими машинами. Человек в таких системах выполняет функции оператора.

В системах организационного типа человек, используя технические средства для выработки решений, управляет коллективами людей.

Деятельность человека в таких системах носит управленческий характер.

Главной производительной силой общества является человек. Используя средства труда, он преобразует природу соответственно заранее поставленной цели. С развитием средств труда изменяется и трудовая деятельность человека.

Если прежде производственный труд человека имел преимущественно физический, мускульный характер, то сейчас в связи с достижениями научно – технического прогресса – он все более интеллектуализируется. Управление современными машинами, связано не столько с физическими нагрузками, сколько с умственными.

Основными функциями человека на производстве все более становится программирование работы машин, управление ими и контроль. Они связаны с необходимостью, перерабатывать большие потоки информации и принимать ответственные решения.

За счет развития техники возможности человека расширяются, но техника, в свою очередь, оказываются настолько сложной, что ею становится трудно управлять. Возникает задача согласования конструкции машин с психологическими и физиологическими характеристиками человека. Как бы ни была совершенна техника, ее эффективное применение в конечном итоге зависит от действий людей, управляющих этой техникой. Поэтому и возникает необходимость изучения работы машин и деятельности операторов в едином комплексе «человек - машина».

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью их использования в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ.

Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека. Нельзя правильно понять отношение «человек - машина», не рассматривая человека как субъект, а машину – как орудие труда. Любая машина, любые технические устройства являются лишь средствами для осуществления трудового процесса и создаются для использования их человеком.

Машина представляет собой «созданные человеческой рукой органы человеческого мозга», овеществление сущностных сил человека.

Эргономика как наука изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука, эргономика изучает посты и пульты управления, кабины машин, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека – оператора.

Основные задачи эргономики могут быть сформулированы следующим образом:

1. Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификация деятельностей оператора.

2. Изучение процессов преобразования информации человеком – оператором. Преобразование информации человеком включает четыре основных этапа: прием информации, переработка принятой информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

3. Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек - машина».

5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ. Профессиональная подготовка операторов включает: профессиональный отбор, обучение, формирование коллектива, тренировку.

6. Инженерно – психологическое проектирование и оценка систем СЧМ. Эта задача является обобщающей, при ее решение используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач.

7. Определение экономического эффекта инженерно – психологических разработок.

Прием информации человеком – оператором необходимо рассматривать как процесс формирования (чувственного) образа, которое включает в себя несколько стадий: обнаружение, опознание и различение.

Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

Различение – стадия восприятия, на которой наблюдатель способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), выделять детали объектов.

Опознание – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.

Человек – оператор, около 90% всей информации получает через зрительный анализатор.

Раздражителем зрительного анализатора является световая энергия, а рецептором – глаз. Поэтому создание оптимального светового климата является неотъемлемой частью научной организации труда и эстетики производства, показателем уровня культуры и технического прогресса и способствует улучшению условий труда.

Важнейшей характеристикой условий освещенности является яркостный контраст между рассматриваемыми деталями и фоном. Не меньшее значение в производственных условиях имеет быстрота различения объекта или его деталей, длительность ясного видения, которые также возрастают с улучшением условий освещения. Эти и другие свойства зрительного анализатора (конвергенция, острота зрения) должны учитываться при профессиональном отборе операторов для выполнения различных производственных функций, управления производственными и технологическими процессами, аппаратами и системами.

Термины и понятия художественного конструирования

Роль и место дизайна в развитии отечественного дизайна

В реализации концепции ускорения социально-экономического развития нашей страны, увеличение темпов научно-технического прогресса ключевая роль принадлежит машиностроению.

Интенсификация машиностроительного производства и повышение качества его продукции, от которой преимущественно зависит качество всей другой промышленной продукции, в значительной мере обусловлены человеческим фактором. Для обеспечения воздействия человеческого фактора необходимы различные практические методы.

К таким методам относится художественное конструирование, дизайн.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.