В декабре 2001 года в стране принят чакон «О демографической безопасности Республики Беларусь», устанавливающий правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности.
Демографическая безопасность — состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, лри котором обеспечивается развитие страны в соответствии с ее национальными демографическими интересами.
Демографические угрозы - демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь. К ним относятся: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи. Демографическая угроза оценивается следующими показателями: нетто-коэффициент воспроизводства населения, коэффициент депопуляции, суммарный коэффициент рождаемости, показатель смертности населения трудоспособного возраста, ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни, коэффициентом старения населения, коэффициентом брачности и разводимости; численностью нелегальных мигрантов и др.
СХЕМА АНАЛИЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
При анализе демографических показателей первоначально указывается величина полученного показателя (например, рождаемости), затем он оценивается согласно критериям ВОЗ (низкий, средний, высокий). Далее, этот показатель сравнивается в динамике с предыдущими годами, сопоставляется с данными по Республике Беларусь (приложения 6, 7). По аналогичной схеме анализируется все остальные показатели.
Исходя из анализа показателей, дается оценка демографической ситуации в целом (благоприятная, не весьма благоприятная, неблагоприятная) на данной территории. Нельзя считать обстановку благоприятной при высокой младенческой смертности. Наиболее благоприятно сочетание низкой смертности, особенно младенческой, с умеренной рождаемостью
АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Анатомо-физиологические особенности детского организма, биологическая функция женщины по воспроизводству населения требуют специальной охраны здоровья женщины-матери и ребенка и выделения в здравоохранении специальной (самостоятельной) отрасли — охрана здоровья матери и ребенка (ОМД). '
Следует учитывать, что женщины и дети в структуре населения занимают превалирующее положение. Это также диктует необходимость рассматривать ОМД как общественную и государственную задачу, придавая ей социальную значимость. Для любого государства и общества в целом воспроизводство населения является важнейшим актуальным вопросом. Процесс воспроизводства населения зависит не только от совокупности социально-экономических условий и определяющего способа производства, но и от плодовитости женщин фертильного возраста. Поэтому состояние здоровья женщин в возрасте 15-49 лет становится в ряд социальных задач и проблем государства.
ОМД — это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на укрепление и охрану здоровья матери и ребенка, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей, и при этом участвовать в производственной и общественной жизни.
В дореволюционной Беларуси организованной системы ОМД не существовало. Акушерско-гинекологическую помощь в родах получали лишь около 5% рожениц, в связи с чем тысячи женщин погибали при родах. Младенческая смертность достигала колоссальных цифр: каждый четвертый ребенок умирал, не дожив до года. Сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует налаженная система оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам и детям, как в городах, так и в сельской местности, способная обеспечить своевременную квалифицированную и специализированную помощь на современном уровне.Руководство службой ОМД на уровне республики осуществляется министром здравоохранения. В Министерстве здравоохранения имеется отдел материнства и детства, где работают главные специалисты республики: акушер-гинеколог и педиатр, на которых возложена персональная ответственность за организацию медицинской помощи матерям и детям на территории нашей страны. На уровне области имеются главные акушер-гинеколог и педиатр; в крупных городах областного подчинения в городских отделах здравоохранения введены такие же должности.
В центральных районных больницах (ЦРБ) РТМО существует штатная должность районного педиатра, а функции внештатного районного акушер-гинеколога возложены на заведующего соответствующим отделением ЦРБ.
В районах с численностью населения более 70 тыс. вводится должность заместителя главного врача ЦРБ по родовспоможению и детству вместо штатной должности районного педиатра.
Охрана здоровья матери и ребенка включает два основных раздела:
- акушерско-гинекологическую помощь женщинам;
- лечебно-профилактическую помощь детям.
Здоровье будущего поколения зависит от состояния репродуктивного здоровья обоих родителей, но в большей степени, — от здоровья будущей матери. Состояние репродуктивной функции женщины во многом определяется ее здоровьем в детстве и пубертатном периоде. Но самый важный — это прегра-видарный период, который определяет готовность женского организма к беременности. От состояния здоровья женщины в момент зачатия зависит полноценность оплодотворения, формирования плодного яйца и течение беременности. Несмотря на филогенетически обусловленную устойчивость женской репродуктивной системы к неблагоприятным факторам окружающей среды, она может стать уязвимой в результате сочетанного действия различных повреждающих факторов. Поэтому существует этапный контроль за репродуктивным здоровьем в динамике возрастных периодов женского организма (схема 1).
Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в специальных организациях амбулаторно-поликлинического и стационарного типа. Их номенклатура определяется приказом министра здравоохранения республики. В городах основными из них являются объединенный родильный дом с женской консультацией, родильные и гинекологические отделения общих больниц, гинекологические больницы, самостоятельные женские консультации, женские консультации или гинекологические кабинеты, входящие в состав поликлиник или медико-санитарных частей промышленных предприятий, НИИ охраны материнства и детства, медико-генетические консультации.
Женщинам, проживающим в сельской местности, акушерско-гинекологи-ческая помощь предоставляется на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах), в сельских участковых больницах или амбулаториях, в родильных (гинекологических) отделениях центральных районных, межрайонных и областных больниц, НИИ охраны материнства и детства.
По показаниям
I
консультирование в МГЦ
НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ
детская поликлиника (педиатр, детский гинеколог, узкие специалисты)
Девочка (0-14 лет)
консультирование в МГЦ
Подросток (15-18 лет)
женская консультация (акушер-гинеколог)
поликлиника (подростковый врач)
поликлиника (диспансерное наблюдение узких специалистов при наличии экстраге-нитальной патологии)
женская консультация (акушер-гинеколог)
Женщина (15-49 лет)
консультирование в МГЦ
поликлиника (терапевт)
поликлиника (диспансерное наблюдение узких специалистов при наличии экстра-генитальной патологии)
поликлиника (диспансерное наблюдение узких специалистов при наличии экстрагенитальной патологии)
детская поликлиника
госпитализация в родильный дом при наличии осложнений беременности (акушер-гинеколог, реаниматолог)
родильный дом
(акушер-гинеколог,
РОДЫ
неонатолог, реаниматолог,
врач УЗ-диагностики)
Схема I. Алгоритм этапного медицинского контроля за репродуктивным здоровьем женщин в динамике возрастных периодов жизни
женская консультация
Может быть как самостоятельной организацией, так и структурным подразделением родильного дома, поликлиники, медсанчасти, больницы и т. д. и относиться к государственным организациям здравоохранения. Руководит женской консультацией заведующий.
Она действует на основании Устава, в котором определены наименование, предмет, цели, место нахождения, порядок управления деятельностью организации. Устав утверждается региональным ТМО. Деятельность женской консультации планирует администрация.
Женская консультация взаимодействует с акушерско-гинекологическим стационаром, перинатальным центром, взрослой и детской поликлиникой, центром планирования семьи и репродукции, станцией скорой и неотложной медицинской помощи, а также другими лечебно-профилактическими организациями (медико-генетическая служба, консультативно-диагностические центры, кожно-венерологические, противотуберкулезные диспансеры и т. д.).
Женская консультация может располагаться в типовом здании или занимать часть здания, в состав которого она входит (поликлиника, медсанчасть, родильный дом). Помещение ее должно быть изолировано, чтобы исключить контакт беременных с больными, обращающимися к врачам других специальностей.