Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Положение о крестьянах и Манифест 19 февраля 1861 г



 

16 февраля 1861 г. Госсовет завершил обсуждение проекта и 19 февраля 1861 г. Положения о крестьянах и Манифест были подписаны Александром II.

Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридически­ми лицами (могли заключать различные сделки, приобретать имущество, . открывать торговые и промышленные заведения и т.д.; но при этом сохра­нялась принадлежность к крестьянскому сословию, юридически самому не­полноправному).

Надел.

 

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» устанавливало обязательное наделение крестьян усадебной и полевой землей, за исключением тех, кто не имел земли до реформы. Наделение землей носило принудительный характер — помещик обязан дать надел, а крестьянин — взять его. Нормы наделов определялись местными положениями. Вся территория Европейской России была разделена на три полосы — черноземную, нечерно­земную и степную — и для каждой устанавливались свои нормы. Для черно­земной и нечерноземной — «высшая» и «низшая» (1/3 высшей), для степной — одна — «указная». Если до реформы крестьянин пользовался большим наде­лом, чем определялось «высшей» нормой, то помещик мог «отрезать» излишки, если меньшим, чем «низшая» норма — должен был «прирезать» землю. Кроме того, закон разрешал «отрезки», если у помещика после раздела оставалось ме­нее 1/3 земли по отношению к крестьянским наделам (в степной зоне — менее 1/2). Возможно было выделение 1/4 нормы надела— «в дар» бесплатно, в та­ком случае остальная земля также «отрезалась». Не получали земли те катего­рии крестьян, которые не пользовались ею до реформы, например, дворовые, или крестьяне мелкопоместных помещиков (эти последние могли переселяться на казенные земли если совсем не получали надела от помещика). Помещик имел также право нарезать землю «черезполосно», в разных местах своего именияи переносить крестьянские усадьбы и наделы в другое место в момент раздела. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестья­нина — собственника», но земля находилась в общинной собственности. В свя­зис увеличением количества домохозяев община впоследствии получала воз­можность переделять землю, что приводило к измельчению наделов, находившихся в пользовании отдельных семей. Стремясь сдержать этот про­цесс, правительство принимает 18 марта 1886 г. закон, по которому семейный раздел мог производиться только с согласия главы семьи и с разрешения не ме­нее 2/3 домохозяев на сельском сходе, а 8 июня 1893 г. — закон, который по­зволял производить переделы полевой земли в общине не чаще как через 12 лет, при этом для назначения передела требовалось 2/3 голосов на сельском сходе. По закону, до 1870 г. крестьянин не мог отказаться от надела. Чтобы от­казаться после 1870 г. нужно было полностью рассчитаться со всеми податями и повинностями.

Повинности.

 

До перехода на выкуп и полного расчета с помещиком крестьянин должен был выполнять фиксированные законом повинности Для барщинных имений ус­танавливалась единая норма барщинных дней — 40 дней мужских и 30 — жен­ских на один душевой надел. 2/3 дней отрабатывались летом (12 часов в день), 1/3 — зимой (9 часов в день). Для оброчных имений за высший надел в промыш­ленных губерниях — 10 руб., в остальных — 8 — 9 руб. с д.м.п. Собственником земли крестьянин формально считался с момента перевода на выкуп. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость выделяемой крестьянам земли, а феодальные повинности, которые крестьяне несли до реформы. Размер выкупа определялся путем «капитализации» оброка из расчета 6% годовых. Таким обра­зом, при годовом оброке в 10 рублей крестьянин должен был бы единовременно заплатить помещику 166 руб. 67 коп. (10 руб.: 6% х 100% = 166 руб. 67 коп.). Де­ло выкупа взяло на себя государство. Выкупная операция проводилась под кон­тролем Главного выкупного учреждения (1861 — 1895), с 1895 — Департамента окладных сборов Министерства финансов. Крестьяне получали от государства выкупную ссуду, которую должны были погасить в течение 49 лет по 6% еже­годно (т.н. выкупной платеж), из них 0,5% предназначалось на покрытие расхо­дов правительства, а 5,5% — на уплату процента и погашение долга. Государство выплачивало помещику 75 — 80% суммы выкупной оценки — в зависимости от размера надела, предоставленного крестьянам (80% — если крестьяне получали по норме высший надел и 75% — если менее высшего), остальные 20 — 25% — т.н. дополнительный платеж — крестьяне вносили сами — единовременно или, по соглашению с помещиком, в рассрочку сроком на 3 — 10 лет; нередко допол­нительный платеж заменялся работой.

Выкуп.

 

Выкупная сумма выдавалась помещику (за вычетом долга кредитным учреждениям) специально выпущенными 5%-ными бумагами (аналогично

долгосрочному кредиту) и выкупными свидетельствами, которые принима­лись казначейством в уплату по платежам. Ссуда выдавалась крестьянам только при приобретении усадьбы вместе с землей. Всего помещикам было выдано 902 млн. руб. Из них 316 млн. зачтено в уплату их долгов банкам.

С 1 июля 1882 г. выкупные платежи крестьян центральных губерний Европейской России были понижены на 20%. Прекратилось взимание с кре­стьян выкупных платежей по закону от 1 января 1907 г.

Постепенно, в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие пореформенные повинности и поземельные отноше­ния крестьян с помещиками. Летом 1861 г. создан институт мировых посред­ников, которые должны были проверять и утверждать уставные грамоты, удо­стоверять выкупные акты при переходе крестьян на выкуп, разбирать споры между крестьянами и помещиками, утверждать сельских старост и волостных старшин, надзирать за органами крестьянского самоуправления.

Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян — землевладельцев по представлению губернаторов совместно с гу­бернскими предводителями дворянства и были подотчетны уездному съезду мировых посредников (иначе — «мировому съезду»), а съезд — губернско­му по крестьянским делам присутствию.

По «Положениям 19 февраля 1861 г.» крестьяне переводились на положе­ние «временнообязанных» до момента перехода на выкуп. Первоначально за­кон не определял срок перевода крестьян на выкуп. Лишь 25 декабря 1881 г. принят закон о переводе всех помещичьих крестьян на обязательный выкуп, начиная с 1 января 1883 г. В 1895 г. в 29 великорусских губерниях завершен пе­ревод на выкуп помещичьих крестьян. Временнообязанным крестьянам пре­доставлялось право пользования землей за установленные законодательным путем повинности или платежи. С приобретением земельного надела в собст­венность временнообязанный крестьянин переходил в разряд землевладельцев.

26 июня 1863 определено поземельное устройство, повинности и выкуп удельных крестьян.

24 ноября 1866 принят закон о поземельном устройстве государствен­ных крестьян, а 12 июня 1886 — закон о переводе их на выкуп.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Х гг. XIX в.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.