Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Просвещение и система образования



Просвещение являлось чрезвычайно важным направлением государст­венной политики. Его развитие определялось потребностями государства (создание министерств требовало квалифицированных чиновничьих кадров с университетским образованием).

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены прин­ципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, пре­емственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре сту­пени учебных заведений:

1 — приходские училища для самых низких состояний (одноклассные; к 1812 г. их числилось 671);

2 — уездные училища для городского недворянского населения. (трех­классные; их было учреждено 210);

3 — гимназии для дворян и чиновников (шестиклассные; всего к 1812 г. — 47);

4 — университеты, в уставах которых декларировалась возможность обучения в них всем сословиям, кроме крепостных крестьян.

Всего университетов было 6: Московский, Киевский, Харьковский, Дерпт­ский, Казанский, Петербургский. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университе­тов. Согласно уставу, Университеты имели четыре факультета: нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия); физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия); врачебных и медицинских наук (анатомия. врачебное дело, ветеринария); словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). Получить высшее образование также было возможно в специальных учебных заведениях — Технологическом институте, Горном и Межевом институтах, Артиллерийской и Инженерной академиях. Во главе всей учебной сис­темы находилось Министерство народного просвещения (1803 г.).

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было об­разовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены попечи­тели. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять над­зор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра I; Петербургского — Н.Н. Новосильцев, Виленского — А. Чарторыйский, Харьковского — гр. Северин Потоцкий, Казанско­го — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Клингер.

При Николе I устав учебных заведений был пересмотрен. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, который должен был проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принци­пы просвещения.

19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты.

8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохраня­лось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сослов­ному составу обучающихся.

В 1833г. министром народного просвещения назначен С.С.Уваров, сменивший на этом посту К.А. Ливена (1828-1833).

В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Учебные заведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчи­нение непосредственно попечителю.

Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция.

26 июля 1835 г. принят новый университетский устав. Университеты по­теряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразд­нялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, деканов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных.

Сокращено число студентов — не более 300 человек для каждого уни­верситета; отменено преподавание государственного права и философии.

В 1850 г. министром народного просвещения назначен П.А. Ширинский-Шихматов.

Первые десятилетия XIX века характеризуются значительным развитием книгоиздательства и периодической печати. С начала XIX в. до 1850 г. коли­чество периодических изданий увеличилось с 44 до 56. Известными общест­венно — политическими и литературными журналами являлись: «Вестник Европы» (издатель Карамзин Н.М.), «Северный вестник» (издатель — Глин­ка Н.С.), «Телескоп» (издатель Надеждин Н.И.), «Московский телеграф» (из­датель Полевой Н.А.), «Отечественные записки» (издатель — Краевский А.А.), «Современник» (издатель Пушкин АС, затем Некрасов Н.А.).

Большую роль в распространении просвещения сыграло издательство А.Ф. Смирдина.

Развитие науки.

 

 

Существенных успехов достигла русская наука в математике, физике, химии медицине, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных наук.

Важнейшими научными центрами России являлись Академия наук и уни­верситеты, среди которых ведущее место занимал Московский университет.

Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н. Зинина, создание металлографии П.П. Аносовым, исследования в области практического применения электричества В.В. Петрова, Б.С. Якоби).

Выдающиеся ученые I-й половины XIX в. в различных областях знаний: математика: Лобачевский Н.И. — открытие неевклидовой геометрии: Бунявский В.Я.— открытия в области интегральной математики; Остро­градский М.В., Чебышев П.Л.;

физика: Петров В.В. — открытие формы перехода электрической энер­гии в тепловую, изобретение электрической дуги; Ленц Э.Х. — изобретение гальванометра; Якоби Б.С. — создание модели электродвигателя и первого телеграфного записывающего аппарата;

астрономия: Струве В.Я. — основание Пулковской обсерватории под Петербургом (1839);

медицина: Пирогов Н.И. — развитие отечественной хирургии, изобрете­ние наркоза; Бэр К.М. — открытия в области эмбриологии;

география, этнография: в начале века были организованы многочис­ленные научные экспедиции, исследовавшие Ледовитый, Тихий океаны, Дальний Восток, Среднюю Азию. Огромное значение имели экспедиции Лисянского Ю.Ф. и Ф.Крузенштерна (1803-1806 гг.), кругосветное плава­ние М.П.Лазарева и Д.Д.Беллинсгаузена (1819-1821 гг.), исследование южного полюса и открытие Антарктиды.

К концу века центром географических исследований становится Русское географическое общество (1845 г.).

Развитие гуманитарных наук, особенно исторической — характерная черта культурной жизни России I-й половины XIX в. Историческая наука приобрета­ет большое общественное и политическое значение: в изучении прошлого пы­тались найти ответы на злободневные вопросы настоящего. Появляются раз­личные научные школы и направления, возникают вспомогательные исторические дисциплины (археология, археография, палеография, нумизмати­ка, геральдика, генеалогия). Начинается широкая научная публикация источни­ков (летописей, актового материала, мемуаров и т.д.). Именно в первой полови­не XIX в. был опубликован основной корпус письменных источников по российской истории XI-XVI вв. «Колумбом русской истории» называли Н.М. Карамзина, создавшего 12-томную «Историю государства Российского». Вид­ными представителями дворянской историографии были профессора МП. Погодин («Исследования, замечания и лекции о русской истории») и Н.Г. Устрялов («Русская история», «Историческое обозрение царствования государя императора Николая I», «История царствования Петра Великого» в 9 томах). Представителем «скептической школы» в русской историографии был профессор Московского университета М.Т. Каченовский (школа требовала строгого критического отношения к источникам). На рубеж 40-60-х гг. прихо­дится становление историографии в России. Выдающимся представителем это­го направления был Соловьев СМ., создавший 29 —томную «Историю России с древнейших времен». Изучение всеобщей истории было представлено труда­ми профессоров Московского университета: медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О.М. Бодянского.

Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний играли научные общества: Математическое, Испытателей природы, Люби­телей Российской словесности и др. Крупное значение имели публичные лекции, читавшиеся ведущими профессорами университетов.

Возросший интерес к отечественной культуре и истории вызвал к жизни частное собирательство предметов культуры и старины (коллекции Н.П.Румянцева, А.И.Мусина-Пушкина, Н.Б.Юсупова, А.С.Строганова, вошедшие впоследствии в Румянцевский и Русский музеи).

Литература.

 

Литература становится ведущей областью культуры. Происходит склады­вание современного литературного языка. Для литературы I половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: сентимента­лизм сменяется романтизмом, на смену последнему приходит реализм.

Русский сентиментализм представлен творчеством Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Русский романтизм утверждается в литературе в период Отечественной войны 1812 года. Ярким представителем этого направления являлся В.А. Жуковский. К этому направлению относится также творчество поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева (Марлинского). Романтизмом были проникнуты ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В 30-40-е годы в литературе утверждается реализм. Становление этого на- правления связано с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова. Внутри этого направления начинает оформ­ляться критический реализм, или «натуральная школа». С ней связано твор­чество Н.В. Гоголя («Шинель»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), А.Н. Островского. Утверждение «натуральной школы» связано с борьбой за подлинную народность в противовес «официальной народности».

Становление принципов реализма и народности происходило в изобра­зительном искусстве, театре, музыке.

Живопись.

Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма, оплотом которого была императорская Академия художеств.

Одновременно в живописи происходит отход от академизма. Видными представителями академической школы были Бруни А.Ф. («Медный змий»),

Брюллов К.П. («Итальянский полдень», «Последний день Помпеи», «Всадни­ца», «Автопортрет»).

Представителями внеакадемического направления являлись:

• А.Г. Венецианов, обратившийся к бытовому жанру; он создал серию картин, изображавших сельский быт («Гумно», «На пашне», «На жат­ве») в сентиментальном ключе;

• П.А. Федотов, создавший 9 небольших жанровых полотен, в которых высмеивал «темное царство» купечества, тупую спесь дворянства. Его называют «Гоголем в живописи». Самые знаменитые его картины: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»;

• выдающиеся художники — портретисты О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. В работах Кипренского чувствуется влияние роман­тизма, он ищет в человеке возвышенное начало (портрет А.С. Пушкина). Для Тропинина характерны жанровые портреты, на­полненные светом и чувством («Кружевница», «Гитарист»).

• Значительное место в русской живописи занимает творчество Ивано­ва А.А., создавшего знаменитое полотно «Явление Христа народу». Основная идея этого полотна — убежденность художника в необхо­димости духовного и нравственного возрождения человечества.

Архитектура.

 

 

В архитектуре до 40-х гг. XIX в. прочные позиции занимал классицизм. Разновидностью классицизма являлся ампир (стиль в архитектуре, скульп­туре и декоративном искусстве I-й трети XIX в., завершающий развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, вопло­щавшие идеи государственного могущества и воинской славы), получив­ший распространение в I трети XIX в. Различают петербургский и москов­ский ампир. В этом стиле возводятся в основном здания общественного назначения. В центре внимания зодчих этого времени — создание архитек­турного ансамбля: формировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге и Театральная в Москве.

Представители классицизма в русской архитектуре:

в Петербурге — Воронихин А.Н. (Горный институт, Казанский собор), Захаров А.Д. (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), Росси К. (здание Се­ната и Синода, завершившие планировку Сенатской площади; Главный штаб с аркой, закончившей оформление Дворцовой площади; Михайлов­ский дворец, Александрийский театр). Сооружения, возведенные К. Росси, поражают сочетанием строгости с парадностью и легкостью;

в Москве — Бове О.И. (возводил целые ансамбли: торговые ряды на Кремлевской площади, здания Большого и Малого театров, здание Манежа (совместно с А.А. Бетанкуром)); Жилярди Д. (отстроил после пожара здание Московского университета на Моховой, дом Луниных).

40-50-е гг. — время упадка классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византий­скому стилю. Происходит смешение стилей (эклектика).

Создателем эклектического русско-византийского стиля был Тон К.А. (Большой дворец, Оружейная плата в Кремле, Храм Христа Спасителя). Эк­лектические формы классицизма в барокко нашли отражение в архитектуре А.А. Монферрана (Исаакиевский собор в Петербурге, Александрийская ко­лонна).

Театр и музыка.

 

 

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоя­тельные труппы: драматическая (Малый театр) и оперно-балетная (Боль­шой). В Петербурге в 1832 г. открылся Александрийский театр. В провинции широкое распространение получили крепостные театры. Подобно литературе, в 20-30-е гг. на сцене русского театра классицизм сменился ро­мантизмом (героико-трагедийным). Внимание актеров было сосредоточено, прежде всего, на внутренних переживаниях героев. Яркие образы именно в романтическом ключе были созданы актером Малого театра П.С. Мочаловым. Становление реализма в русской драматургии связано с именами А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Особое значение для развития русской драматургии имел Малый театр, «создавший правду на русской сцене». В нем играл выдающийся актер М.С.Щепкин, основопо­ложник реалистической школы.

В музыке происходит смена идейно-эстетических направлений. Она ис­пытала влияние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 го­да. Происходил интенсивный процесс внедрения в музыку народных мело­дий и русской национальной тематики. По-прежнему наиболее распространенными музыкальными жанрами являлись: камерные произве­дения (романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева) и опера (К.А. Кавоса «Иван Сусанин», А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»).

Возникновение подлинно национальной школы связано, прежде всего, с М.И. Глинкой, который в своих произведениях блистательно соединял бо­гатство народного мелоса и высочайшие достижения европейской музы­кальной культуры (опера «Жизнь за царя», опера «Руслан и Людмила», «Камаринская»).

В этот период начинает свою работу А.С. Даргомыжский, создавший новые жанры: народно — бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико-комическую оперу «Титулярный советник» и др.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.