Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Союз спасения и Союз благоденствия



 

 

В этих условиях начинают появляться первые декабристские организации. Первоначально они имели много общего с масонскими. В 1814 г. М.Ф. Орлов создал тайную организацию «Орден русских рыцарей». Предполагалось от­менить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора, который должен был быть лишен права вести войну, изменять законы, вво­дить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.

Тогда же возникла «Священная артель», в которую входили офицеры (Алек­сандр и Михаил Муравьевы) и лицеисты (И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер). Эта организация не имела ни программы, ни устава, но ее участники вели беседы о желательности изменения существующего строя.

В феврале 1816 г. в Петербурге был образован «Союз спасения». В него вошли: СП. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и СИ. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, Е.П.Оболенский, И.И.Пущин и др. Возглавлял общество Александр Муравьев. Организационно Союз оформился в конце 1816 г., ко­гда в него вошел П.И. Пестель. В феврале 1817 г. был составлен устав об­щества — «Статус». Общество получило новое название — «Общество истинных и верных сынов Отечества». В члены общества принимались офицеры гвардейских полков и Генерального штаба, поэтому оно было очень немногочисленно — в начале 10-12 чел., к концу существования — около 30. Основными целями общества были введение конституции и граж­данских свобод и уничтожение крепостного права.

В 1817 г. общество прекратило свое существование.

Этому предшествовало событие, получившее название «Московский заговор».

В августе 1817 г. на одном из собраний «Союза спасения» было зачита­но письмо, присланное СП. Трубецким, раскрывающее планы императора Александра I о восстановлении границ Польши, какими они были до 1772 года. А это означало отторжение от России Украины и Белоруссии.

Возникла идея цареубийства. Александр Муравьев предложил тянуть жребий, кому убить Александра I, но И.Д. Якушкин заявил, что он первым решил убить императора без всякого жребия. План И.Д. Якушкина состоял в том, чтобы при выходе Александра I из Успенского собора после литур­гии приблизиться к нему с двумя пистолетами. Из одного И.Д. Якушкин со­бирался убить императора, а из другого — самого себя.

Но Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы не дали своего согласия на цареубийство. Они предлагали овладеть Москвой с помощью армии.

В результате было решено создать более широкую организацию для формирования общественного мнения.

Она сложилась в январе 1818 г. и получила название «Союз благоден­ствия». В нее вошло около 200 чел. Организация ставила своей целью раз­витие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов, не исключая в дальнейшем необходимости переворота, но отодвигая его во времени.

Для выработки устава Союза, известного под названием «Зеленая кни­га», из членов общества была создана специальная комиссия. В составлении первой части устава принимали участие Александр и Михаил Муравьевы, П. Колошин и кн. СП. Трубецкой. В основу этого документа был положен устав немецкого тайного общества Тугенбунд. Интересно, что немецкий ус­тав предусматривал освобождение крестьян с землей в течение одного года. Проект устава «Союза благоденствия» рекомендовал только человечное от­ношение к крестьянам, заботу об их просвещении и, по возможности, борь­бу со злоупотреблениями крепостным правом.

«Зеленая книга» отражала позиции довольно умеренно настроенных членов общества, которые видели основные задачи Союза в просветитель­ной и пропагандистской работе. Однако некоторые члены общества были настроены значительно более решительно. Уже при разработке первой час­ти устава из комиссии из-за идейных разногласий вышел Никита Муравьев, Довольно холодно относился к работе комиссии кн. СП. Трубецкой.

Были попытки составить вторую часть устава, значительно более радикаль­ную по содержанию, однако она не была утверждена Коренной управой Союза.

Поскольку основной задачей своей Союз благоденствия считал форми­рование общественного мнения и просвещения, он стремился подчинить своему влиянию литературные организации. Так, Союз благоденствия пы­тался вести пропаганду своих идей через литературные кружки «Арзамас» и «Зеленую лампу», через «Вольное общество любителей российской словес­ности», ланкастерские школы и т.д.

Чем шире становился круг Союза благоденствия, тем более усиливалась разнородность его состава.

В 1820 г. произошло восстание в Семеновском полку.

Многие офицеры полка разделяли идеи декабристов, некоторые входили в «Союз благоденствия». Стремясь на практике следовать своим идеалам, они ус­тановили гуманные отношения с солдатами, не прибегали к телесным наказаниям и т.д. В 1820 г. командование полком принял полковник Г.Е. Шварц, человек су­ровый и деспотический. Он попытался установить в полку жесткую дисциплину, и даже велел высечь нескольких георгиевских кавалеров, которых закон освобо­ждал от телесных наказаний. В ответ на это одна из рот полка возмутилась. Взбунтовавшуюся роту отправили в крепость, но остальная часть полка поддер­жал бунтовщиков. Офицеры (в том числе и СИ. Муравьев-Апостол) пытались отговорить солдат от бунта, но ничего не достигли. Восстание было быстро по­давлено, виновных прогнали через строй, сам полк расформирован.

Тем не менее, восстание в Семеновском полку показало, что «Союз бла­годенствия» в прежнем виде существовать больше не может.

Северное и Южное общества:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.