Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Промышленность. Начало промышленного переворота



 

Что касается развития промышленности, то 2/3 объема промышленного производства приходилось на мелкую промышленность, тесно связанную с крестьянскими промыслами. Здесь организатором производства становится крстьянин-скупщик, который фактически превращает мелких товаропроизво­дителей в рабочих — надомников, постепенно отрезая их сначала от рынка сбыта, а затем — от рынка сырья. Складывается особый тип предприятия — крестьянская, или рассеянная мануфактура.

Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистиче­ских мануфактур, и начинающегося перерастания мануфактур в фабрики. Важным источником складывания рынка рабочей силы для промышленности явился рост промыслового отхода. Промышленность, базировавшаяся на кре­постном труде (вотчинная, посессионная мануфактура), постепенно изживала себя (число посессионных рабочих сократилось с 29,4 тыс. до 12 тыс.); увели­чивается применение вольнонаемного труда на мануфактурах.

Стремясь поддержать помещичье хозяйство, государство раздает дворян­ским предпринимателям крупные заказы от казны, предоставляет дешевый кредит, передает дворянам казенные предприятия; запрещает не дворянам покупать рабочих для мануфактур; объявляет винокурение дворянской моно­полией (1754) и т.д. В целом в 1 половине XIX в. отмечается даже некоторое увеличение количества помещичьих предприятий, особенно в нечерноземной зоне (многие из них носили «сезонный» характер и работали тогда, когда сельскохозяйственные работы заканчивались. В некоторых имениях помещи­ки переводили часть крестьян с барской запашки на заводскую барщину). Однако, несмотря на все покровительственные меры правительства, в конеч­ном итоге помещичьи промышленные предприятия охватил кризис.

Во II трети XIX в. начинается переход от капиталистической мануфак­туры к капиталистической фабрике (этот процесс, по мнению большинства исследователей, начинается в конце 30-гг. XIX в. и завершается в 80-х гг. XIX в.). Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Источником вольнонаемной рабочей силы до отмены крепостного права были помещичьи и государственные крестьяне, вышедшие на оброк (но они, как правило, обладали низкой квалификацией, нанимались на короткий срок, не имели навыка работы на производстве и т.д.)

Торговля.

 

В связи с ростом промышленности и складыванием районной специали­зации развивался внутренний рынок. В 40-е г. XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, из них половина на Украине. В 1817 г. в Нижний Новго­род переносится Макарьевская ярмарка. Общерусское значение имели так­же Ирбитская, Контрактовая (в Киеве), Коренная (около Курска).

С конца XVIII в. начинается рост постоянной, магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). Широкое распро­странение получила торговля в разнос.

Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран по­стоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты не боль­шие, в основном «приграничная» торговля.

Вывоз (226 млн. руб. в 1856-1860 гг.) преобладал "над ввозом (206 млн. руб.). В основном это объяснялось протекционистской политикой государ­ства. В 40-50-е гг. XIX в. в экспорте начинает играть определенную роль вывоз хлеба; снижается ввоз промышленных товаров.

По сути своей в I четверти XIX века Россия оставалась абсолютной мо­нархией. Однако в системе органов государственной власти произошли су­щественные изменения.

Во главе государства по-прежнему стоит император. Система «кабине­тов» или «советов» XVIII века продолжает некоторое время сохраняться. При Александре I таким органом стал Непременный совет, действовавший до 1810 г. В 1810 г. он сменяется Государственным советом.

Госсовет был учрежден как высший законосовещательный орган при им­ператоре манифестом от 1 января 1810 г. Он состоял из общего собрания и четырех департаментов: Департамента законов, рассматривавшего общегосу­дарственные законопроекты; Департамента гражданских и духовных дел, ве­давшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии — вопросы финансов, промышленности, торгов­ли, наук; Военного департамента (до 1854 г.). После польского восстания 1830-1831 г. в составе Госсовета появился специальный департамент царства Польского. При Госсовете существовали Комиссия составления законов (в 1826 г. преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии) и Комиссия прошений. Все дела предварительно по­ступали в Государственную канцелярию (во главе с госсекретарем, имевшим ранг министра), которая делилась на отделения по числу департаментов. Пер­вым госсекретарем был назначен Сперанский. В состав Госсовета входили все министры, а также назначаемые пожизненно императором лица из выс­ших сановников (первоначально — 25 человек, в 1825 г. — 36). Председа­тельствовал в Госсовете император. В случае своего отсутствия он назначал председателем одного из членов Госсовета (1810-1812 — Н.П. Румянцев, 1812-1816 — Н.И. Салтыков, 1816-1827 — П.В. Лопухин). Председатель Гос­совета одновременно являлся и председателем Комитета министров.

В I четверти XIX века основной функцией Госсовета была подготовка законопроектов. Постепенно эта функция утрачивается. Законопроекты вы­рабатываются специально создаваемыми комитетами, и лишь затем — об­суждаются в Госсовете.

Сенат продолжает играть определенную роль в системе органов госу­дарственной власти. В I четверти XIX века он играет роль высшего судеб­ного учреждения страны. В 1802 г. был издан указ о правах Сената, предос­тавлявший ему право доклада императору о несоответствии в законах, однако вскоре это право было отнято.

Система коллегий, образованная при Петре I, на протяжении XVIII века претерпевала неоднократные и существенные изменения. Одной из причин этого было отсутствие в «коллегиальной» системе персональной ответст­венности управленцев. Во многих западноевропейских странах к этому времени уже сложились системы министерств.

Манифестом 8 сентября 1802 г. были введены министерства и в России.

Первоначально было образовано 8 министерств: военное, морское, ино­странных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции, коммерции. Министерства (в отличие от коллегий) не получили судебных функций и были исключительно административными органами. Ежегодно они должны были предоставлять отчет о своей деятельности Сенату, однако фактически, министры несли ответственность только перед императором.

Компетенция министерств еще не была четко определена; не были уста­новлены пределы власти министров и характер их ответственности.

25 июня 1811 г. утверждено «Общее учреждение министерств». Было соз­дано министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных исповеданий (не вхо­дившее в ведение Святейшего Синода), Главное управление ревизии государ­ственных счетов и Главное управление путей сообщения. Упразднялось Мини­стерство коммерции — его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Определялись функции, ответственность, штаты министерств. Устанавливалось, что все министры и их помощники («то­варищи министра») назначались императором и подчинялись непосредственно ему. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, воз­главлявшиеся директорами. Товарищи министра и директора департаментов входили в Совет при министре — совещательный орган, который рассматривал наиболее важные дела, оказывавшиеся в компетенции министерства.

В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного про­свещения, которому передавались административные функции Синода. Од­нако просуществовало оно недолго — до 1824 г.

В 1812 г. получил также законодательное оформление Комитет мини­стров. В его состав входили министры, председатели департаментов Госу­дарственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответст­вии с назначением императора. По правилу, установленному изданным 20 марта 1812 г. «Учреждением Комитета министров», Председатель Комитета являлся одновременно и Председателем Государственного Совета. Комитет рассматривал ежегодные отчеты министров, а также дела, находившиеся в ведении нескольких министерств.

Изменилось в I четверти XIX века управление национальными окраинами.

В 1801 г. Восточная Грузия присоединилась к России. Здесь было созда­но правительство, состоящее из русских чиновников, а фактически вся власть находилась в руках главнокомандующего русскими войсками. В За­падной Грузии сохранялась власть местных правителей под контролем цар­ской администрации.

В 1809 г. к Российской империи была присоединена Финляндия. Она именовалась Великим княжеством Финляндским. Русский император был одновременно великим князем Финляндским. В 1809 г. была утверждена конституция Финляндии, согласно которой законодательная власть принад­лежала сословному сейму, а исполнительная — Правительствующему сена­ту, избираемому сеймом и состоящему из 11 человек.

В 1815г. получила конституцию Польша. Законосовещательную власть получил сейм, административная власть находилась в руках наместника императора.

В 1822 г. был издан устав, подготовленный М.М. Сперанским. Согласно этому уставу все нерусские народы Сибири («инородцы») были разделены на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих сохранялось ро­довое управление. Оседлые же приравнивались по своим правам и обязан­ностям к русским.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.