Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Устройство учебных заведений



 

 

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены прин­ципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, пре­емственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре сту­пени учебных заведений:

1) приходские училища (одноклассные; — к 1812 г. их числилось 671);

2) уездные училища (трехклассные; — их было учреждено 210);

3) губернские гимназии (шестиклассные; — всего к 1812 г. — 47);

4) университеты (в 1802 г. создан Дерптский университет, в 1803 — Ви-ленский, в 1804-1805 — Казанский и Харьковский; в 1804 г. основан Петер­бургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университетов. Согласно уставу. Университеты имели четыре факультета:

• нравственных и политических наук (богословие, правоведение, фило­софия, политэкономия);

• физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия);

• врачебных и медицинских наук (анатомия, врачебное дело, ветеринария);

• словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география).

При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступле­нию в университет лиц, получивших домашнее образование или окончив­ших уездные училища).

Всей системой образования ведано Главное управление училищ. Было об­разовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены попечи­тели. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять над­зор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра; Петербургского — Н.Н Новосильцев, Вилен-ского — А. Чарторыйский, Харьковского — гр. Северин Потоцкий, Казанско­го — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Клингер.

9 июля 1804 г. был издан Устав о цензуре (цензуру проводили цензур­ные комитеты при университетах из профессоров и магистров. Общее руко­водство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного просвещениях.).

На первом этапе влияние на Александра I оказывали как екатерининские вельможи, такие как Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский и др., так и «молодые друзья» (Н.Н. Нолвосильцев, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, СМ. Воронцов, П.А. Строганов). И те, и другие предлагали свои проекты, зачастую противоре­чащие друг другу, но реального плана не было ни у одной из сторон.

План государственных преобразований М.М. Сперанского.

 

Начиная с 1806 г. все большее влияние приобретает М.М. Сперанский, — все важные законы составлялись или редактировались при его участии[81].

Став в 1803 г. директором одного из департаментов министерства внут­ренних дел, где министром был Кочубей, М.М. Сперанский деятельно уча­ствует в разработке и обсуждении различных проектов государственного

преобразования.

19 октября 1807 г. Александр I уволил Сперанского из министерства,

сохранив за ним звание статс-секретаря.

Все заметнее становится взаимное охлаждение императора с его бывшими друзьями — членами «Негласного комитета». Один за другим, чаще всего по собственной воле, но и не удерживаемые Александром, они покидают Петер­бург. В ноябре 1807 г. ушел в отставку Кочубей. Строганов, работавший с Ко­чубеем, уехал с началом военной кампании 1807 г. в действующую армию. Новосильцев, бывший товарищем министра юстиции, как только представился случай, отправился за границу. Чарторыйский остался в Петербурге, но уво­лился с должности товарища министра иностранных дел и, сохранив за собой звание попечителя Виленского учебного округа, фактически отошел от дел.

После заключения в июне 1807 г. Тильзитского мира недовольство им­ператором растет. Раздаются публичные речи о необходимости перемены правления. /

Сперанский, в отличие от большинства русских сановников, симпатизи­ровал Франции. Он не порицал Тильзитского договора, и этот факт имел для Александра I немаловажное значение.

Тогда же, после заключения Тильзитского мира, Александр приблизил к себе и другого известного своими симпатиями к Франции сановника — Ни­колая Петровича Румянцева, который 12 февраля 1808 г. становится мини­стром иностранных дел.

И почти одновременно, 13 января 1808 г. военным министром назнача­ется Алексей Андреевич Аракчеев[82].

Поменяв таким образом круг советчиков и доверенных лиц, Александр I уже в декабре 1808 г. поручил Сперанскому составление Плана государст­венного преобразования России.

По инициативе Сперанского 3 апреля и 6 августа 1809 г. были приняты два указа — о «придворных чинах» и об «экзаменах на чин». Согласно пер­вому указу, находившиеся в званиях камер-юнкера и камергера обязаны были избрать себе определенный род службы, в противном случае их зва­ния объявлялись почетными отличиями, не дающими никакого чина. Со­гласно второму указу, чины коллежского асессора (давал право на личное дворянство) и статского советника (давал право на потомственное дворянство) присваивались только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзаменов в объеме университетского курса.

В октябре 1809 г. проект «Введения к уложению государственных зако­нов» был готов. В основу государственного устройства был положен прин­цип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной при сохранении верховной власти монарха. План предлагал структуру всех трех видов власти на всех уровнях начиная с волости.

В основу формирования волостных, окружных и губернских органов вла­сти был положен принцип выборности. Высшие органы власти назначались императором. В основе выборной системы сохранялся имущественный ценз.

Александр I признает проект Сперанского «удовлетворительным и по­лезным», однако фактически из проекта реализованы были только учрежде­ние Госсовета и министерская реформа.

Финансовая реформа.

Сперанскому также была поручена разработка финансовой реформы. Он привлек к разработке ее плана Н.С. Мордвинова. Реформа предусматривала:

• прекращение выпуска новых ассигнаций;

• сокращение государственных расходов;

• размещение внутреннего займа и продажу части казенных имений в частные руки;

• повышение прямых и косвенных налогов (удвоены размеры подушной подати с крестьян, утроены — с мещан, увеличены гильдейские сборы с купцов, повышены «питейные сборы», в 2,5 раза поднята цена на соль, увеличены пошлины на паспорта, гербовую бумагу, почтовые услуги, в Москве и Петербурге введена пошлина на недвижимость).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.