Главной трудностью для большинства учеников практически на протяжении всего Пути остаётся проблема преодоления таких качеств, как эгоизм и гордость. Речь, понятное дело, идёт не о безмерно разросшихся, явно бросающихся в глаза эгоизме и гордости, которые давным-давно обработаны и ликвидированы, а о более мягком и приглушённом их варианте, который подчас совершенно неразличим и незаметен, но который, тем не менее, действует в полную силу. Ученик чувствует себя, как преступник, застигнутый на месте преступления, когда кто-нибудь указывает ему на эти малоприятные свойства его личности, от которых, как он сам полагал, он давно уже избавился.
Лучший способ их обнаружения и конфронтации с ними — парные отношения, которые были и остаются наиболее прогрессивным и действенным фактором развития из всех. Ученики, предпочитающие жить в одиночестве, значительно отстают в своём развитии от учеников в парах, ибо оно в этом случае совершается крайне медленно, так как никто не указывает им на те наваждения и иллюзии, которые давно стали неотъемлемой частью их личности, о чём сами они, как правило, совершенно не подозревают.
Поэтому ученики, те, кто серьёзно заботится о собственном развитии и о служении миру, поступят не только разумно, но и правильно, если вступят в парные отношения и возьмут на себя все заботы и радости подобных отношений, поскольку постоянная конфронтация со своими собственными недостатками, неизбежная при такой связи, значительно ускорит процесс развития каждого из партнёров.
При тесных каждодневных взаимоотношениях и связях просто невозможно скрыть эгоизм малого свойства. Женщина очень быстро заметит, что у её партнёра слишком плохо развита способность оказывать ей знаки внимания и уважения, зато такое качество, как внимательность и предупредительность по отношению к своей собственной персоне, развито отменно. Она непременно укажет ему на то, что себя он неизменно выделяет в лучшую сторону и что с собой он считается гораздо больше, чем с ней или с другими, т.е. быстро ткнёт его лицом в его собственный эгоизм в ситуациях повседневной жизни.
Оказавшись лицом к лицу с этими фактами, он уступит своей гордости, и та мгновенно оживёт и воспротивится подобному обращению, которое он воспримет как незаслуженное обвинение в свой адрес, необоснованное и несправедливое. Он быстро отгородится от своих души и сердца и станет подчёркнуто холодным и рассудочно-ментальным. В этой фазе он как человек может быть труднопереносимым и очень неприятным, поскольку его личностью безраздельно правят эгоизм и гордость, насыщая её негативными, жестокими словами и мыслями. Как только он вновь восстановит нарушенную связь с душой, он должен тут же спросить себя: что, собственно, произошло? На первых порах он чаще всего будет обнаруживать склонность к самооправданию и перекладыванию своей вины на партнёршу, но если она достаточно сильная и волевая натура, то она не побоится раскрыть ему глаза на действительную подоплеку его поведения.
Если ученик не на словах, а на деле стремится к подлинному саморазвитию и служению человечеству, он должен решительно взглянуть в глаза тому очевидному факту, что он, действительно, всё ещё не в меру горд, заносчив и эгоистичен, хотя ему самому казалось, что эта стадия давным-давно пройдена. Теперь он сам воочию видит и осознаёт необходимость скорейшего самоперепрограммирования, необходимость внедрения и актуализации новой установки, с тем, чтобы отныне в фокусе его внимания постоянно находились такие качества, как бескорыстие, смирение и сочувственное понимание. Если он будет прилагать все силы к тому, чтобы бдительность и осмотрительность ни при каких обстоятельствах ни на миг его не оставляли, то он сможет подмечать в себе малые эгоизм и гордость ещё до того, как они наделают бед, и будет неизменно ответственным за поддержание связи с душой, неустанно заботясь о том, чтобы душевный канал был постоянно открытым, дабы тем самым застраховать себя от повторных проявлений собственной жестокости.
Весь этот процесс, однако, оказывается успешным лишь в том случае, когда ученик, благодаря усилиям его партнёрши, подогревает в себе постоянный интерес или стремление к переделке самого себя.
В сущности говоря, и по сей день многие ученики хотят жить в одиночестве, ибо не желают расставаться с последними крупицами своих эгоизма и гордости. Такие ученики часто меняют партнёров, часто пробуют себя в различных парных отношениях, однако, едва только по их адресу раздаётся критика, как они тут же ограждают себя непроницаемой стеной глухой защиты и увиливают в сторону, делая козлом отпущения свою партнёршу.
Поступая подобным предательским образом, ученик всегда легко оправдывает и себя, и своё собственное трусливое поведение, и оправдывает только потому, что не хочет идти на уступки. И если женщина молчит и терпеливо сносит всё это ледяное тщеславие, все эти циничные попрёки, цепляния или трусливо-предательские манёвры, предпринятые с одной целью — оправдать себя любой ценой, то он без зазрения совести начинает использовать свою партнёршу в роли молчаливо соглашающегося свидетеля своих собственных превосходства и значительности.
Если женщина не соглашается на эту роль молчаливого свидетеля его гордого самовозвеличивания и ставит ему в вину отсутствие заботы, внимания и сердечного уважения к другим, то их отношения неизбежно входят в критическую фазу и расстраиваются, если только ученик не берётся за ум и не начинает присматриваться к себе и контролировать своё поведение. Если конфликт выходит за рамки допустимого и заканчивается тем, что женщина в конце концов покидает своего партнёра, то и здесь с присущими ему гордостью, самонадеянностью и эгоизмом он удовлетворённо констатирует, что всё, в сущности, обернулось как нельзя лучше, ибо раз уж ей не дано по достоинству оценить и понять его превосходные качества, а сам он и после разрыва чувствует себя лучше некуда, то это только лишний раз "доказывает", что права не она, а он. Господи, да ведь он никогда и не вёл себя по отношению к ней гордо, самонадеянно и эгоистично! Она всё это выдумала. Ведь это ясно, как белый день, и каждый это видит.
Находясь в состоянии одиночества, такой ученик совершенно не видит того, что малые эгоизм и гордость, оставаясь незаметными для их носителя, всегда бросаются в глаза посторонним людям.
Если же они не указывают ему на эти недостатки, то делают это либо из соображений элементарной вежливости, тактичности и позиции невмешательства, либо по причине полного своего равнодушия к недостаткам другого: мол, нам с ним не жить, так что пусть поступает, как ему хочется!
Часто ученик, выбравший одиночество в качестве средства самозащиты, остаток своей жизни так и проводит в полном неведении относительно истинной взаимосвязи вещей, если только не встречает на своём пути женщину, которая без обиняков сообщает ему всю правду о нём самом и тем самым раскрывает ему глаза на подлинное положение дел.
Перед учеником, как всегда, две возможности или два выбора: или уйти от неё, оставив всё как есть, без изменений, или признать правоту её слов и принять этот вариант к рассмотрению в расчёте на то, что он может подтвердиться. Какой именно будет его реакция в данной ситуации, зависит только от стабильности его контакта с душой. Многие ученики всю свою жизнь проводят в гордом одиночестве только ради того, чтобы избежать этой неприятной конфронтации, ибо их гордость не терпит какого бы то ни было разоблачения. Такие ученики окружают себя многочисленными воздушными замками и тешат себя сказочными иллюзиями о своей собственной несравненности, либо укрываются от мира в заоблачных ментальных высотах, где их гордость и эгоизм растут и набирают силу буквально день ото дня. Избрав этот путь, они, фактически, изменяют поступательному движению своего развития и поворачивают вспять вместо того, чтобы постоянно идти всё вперёд и вперёд.
Каждый ученик должен хорошенько взвесить все преимущества и недостатки, все "за" и "против" подобных парных отношений, и если в нём действительно сильна эта неуёмная тяга к развитию, сотрудничеству и бескорыстному служению на благо людям, то он должен сказать решительное и бесповоротное "да" в пользу парных отношений, которые ввергают его в пучину нескончаемых конфликтов и кризисов, которые способствуют его непрерывному росту и развитию, разумеется, при условии, что он ясно сознаёт роль и значение кризисов как позитивных движущих факторов своего развития. Примите, пожалуйста, это к сведению.