Непрерывная интеграция всех тел личности — вот та работа, которую обязан изо дня в день проделывать каждый ученик. Но прежде чем он добьётся господства над всеми тремя телами, он вначале должен познать все свои физические реакции, действия и связанные с ними сферы ответственности. Только когда он в достаточной степени будет господствовать над всеми физическими аспектами, включая и физическую ответственность, только тогда Первое Посвящение будет пройдено. К счастью, для всех учеников это уже давно пройденный этап, в противном случае они бы не были учениками.
Следующая стадия гораздо сложней. Теперь от ученика требуется познать и изучить все свои чувственные реакции, желания, шаблоны поведения и связанные с ними сферы ответственности, а затем овладеть ими. Это очень великий, тяжёлый и длительный процесс испытаний, который сегодня проходит большинство учеников. Он столь тяжек и длителен потому, что та чувственная жизнь, которой жил ученик до этого, чаще всего носила слишком инстинктивный, бессознательный характер. Теперь же задача ученика — понять и осмыслить на сознательном уровне, насколько устарели и стали бессмысленными все те многочисленные астральные шаблоны и схемы, которым он бессознательно доверялся на протяжении стольких жизней.
Да, этот процесс ужасно тяжёл и труден, но только потому, что ученик прочно сжился с тем, что значительная часть его чувственной жизни завуалирована пеленой наваждений.
Большинство свойственных ему чувственных проявлений было с самого начала сброшено им в подвалы подсознания и так основательно там придавлено, что теперь он наотрез отказывается признать их в качестве собственного полновесного приданого, т.е. свойств, полностью принадлежащих его личности.
В начальной фазе он сталкивается с этими скрытыми чувствами опосредованным образом, т.е. тогда, когда встречает их у других, и они либо привлекают его, либо вызывают в нём раздражение. Но, какова бы ни была его реакция на эти чувства, поначалу он совершенно не подозревает о том, что это его собственные, когда-то отвергнутые им чувства, которые он чисто непроизвольно проецирует на других.
Но по мере того, как его связь с душой растёт, он начинает понемногу приходить к осознанию наличия в нём этих "запертых", отторгнутых чувственных сфер, и поскольку внутренний импульс в нём теперь достаточно силён, он решается немного ослабить тот гнёт, которым он придавил всё уродливо-подсознательное в себе.
Вначале он делает это с большой неохотой, а затем со всё большими желанием и усердием, поскольку начинает понимать, что истинная свобода заключается в том, чтобы выпустить на волю все свои старые зажатые, отторгнутые чувства и желания и вывести их под яркий свет своего дневного сознания.
Вся эта фаза отнимает невероятно долгое время, поскольку характерные для личности ученика внутренний отпор и нежелание видеть в себе так много негативного и отталкивающего слишком сильны и непробиваемы. Но со временем он начинает понимать, что чем больше открытий ему удастся сделать в сфере подсознательного, тем лучше он узнает самого себя, свои хорошие и плохие стороны, что и является абсолютной предпосылкой для возможности продолжать свой Путь. В минуты раздумья, когда он остаётся наедине с самим собой и его связь с душой достаточно насыщена и стабильна, это внутреннее желание двигаться дальше по Пути Посвящения становится той мощной движущей силой, которая вопреки мощному противодействию личности неуклонно ведёт его вперёд через все препоны и кризисы.
На определённом этапе это внутреннее понимание необходимости серьёзной работы над своей упрямой личностью становится для ученика столь очевидной истиной, что он вдруг со всей непреложностью сознаёт, что обратного пути нет. В этот момент к нему и приходит понимание того, что этот Путь непременно должен проходить через всё старое и негативное, дабы он мог обрести способность понимать и сознавать Свет. Он и сам уже не раз замечал, что как только ему удаётся понять и преодолеть некоторые из своих старых негативных механизмов, Свет в нём разгорается ярче и сильнее, поэтому он продолжает работать не покладая рук над тем, чтобы обречь все эти механизмы на голодную смерть путём внедрения и задействования новых, более разумных и целесообразных, привычек и установок.
Одновременно он под влиянием бесконечных кофронтаций и столкновений с действительностью приходит к признанию того, что его прежнее понимание ответственности было непомерно ограниченным и узким. Фактически говоря, оно не шло дальше физической ответственности, т.е. ответственности за физические поступки. Нынешняя фаза испытаний, более обширная и длительная, проводящая его через бесчисленное множество ситуаций, имеет целью подвести его к признанию (на уровне чувств и мыслей) того, что в нём по-прежнему живы некоторые древние механизмы, которые заставляют его чисто бессознательно убегать от любой чувственной ответственности. Когда-то эти механизмы были нужны, полезны и вполне соответствовали требованиям внешней жизни; теперь же — и он сам это понимает — их абсолютно нельзя рассматривать как целесообразные и разумные.
Основная трудность, с которой ему придётся столкнуться, — это суметь разглядеть, понять и признать эти старые негативные шаблоны. Как только он достигнет этого пункта, отсюда начинается следующая фаза, смысл которой — покончить со всеми этими шаблонами, которые причинили немало ущерба и ему самому, и другим людям. Легко сказать "покончить". Это легче сказать, чем сделать, в чём он вскоре и сам убеждается. Вновь и вновь он с горечью признаётся самому себе, что он по-прежнему то и дело прибегает к этому своему старому механизму, и прибегает с единственной целью — уйти от ответственности. Это очень тяжёлый и мучительный период, когда чувство внутреннего доверия к себе часто падает до нулевой отметки. Ученик ещё не понимает того, что он может вести себя подобным образом, т.е.
глупо и безответственно, бесконечно долго, коль скоро в нём отсутствует желание серьёзно заняться собой или если он это делает нехотя.
Путём бесконечной утомительной борьбы, требующей от него напряжения всей его внутренней силы воли, ему мало-помалу удаётся прояснить для себя свою старую бессознательную безответственность; но только после того, как он её ясно узрит, проанализирует и осознает, он может наконец приступить к её ликвидации посредством внедрения новых установок, которые помогут развиться в нём новым, более лучшим, чувственно-мысленным привычкам. Постепенно он как ученик становится всё более знающим и более подготовленным к этому процессу саморазвития, и всякий раз, когда он одерживает очередную победу над старой, косной личностью, он обретает
новые силу и мужество продолжать начатый процесс, который он осуществляет до тех пор, пока не овладевает в должной мере всеми сферами большой чувственной ответственности, к которым помимо всего прочего относятся также и те последствия, которые он своей былой безответственностью навлёк на головы других людей.
Теперь он знает, что Врата рядом, и испытывает чувство удовлетворения от проделанной большой работы по интенсификации собственного развития. В течение всего этого периода он оставался неуклонно бдительным, и ничто не проходило мимо него незамеченным; однако, как только в нём берёт верх чувство гордости и самодовольства, это является сигналом того, что начинается следующая критическая фаза.
Теперь его задача — научиться видеть, сознавать и брать на себя малую астральную ответственность. Это самый тяжёлый период из всех, поскольку личность ученика наотрез отказывается подвергать себя очередной мучительной процедуре самодисциплинирования. Хватит с неё! Она и так долго трудилась не покладая рук, не жалела сил и постоянно себя насиловала, заставляя покориться душе и принять её требование о необходимости признания большой ответственности. Разве этого не достаточно? Чего же больше? Нет уж, дальше этого она не пойдёт, ибо в сферах малой ответственности она просто должна и обязана сохранить за собой привилегию следовать своим старым привычкам.
Поначалу она совершенно не сознаёт, что избегает малой ответственности, но когда ей настойчиво и многократно указывают на это, она после долгих и многочисленных отказов нехотя признает, что да, доля истины в этом есть, но эти сферы ответственности столь основательно погребены под грудой мелочей в тёмном чулане её подсознания, что рыться там у неё нет никакого желания и она категорически отказывается делать это.
После этого в жизни ученика может наступить длительный период, в течение которого он идёт от одного кризиса к другому, упорно не желая признавать свою ответственность. Однако вскоре он сталкивается с последствиями своей самой первой малой безответственности и тут до него доходит, что от того маленького камешка, который он первым бросил в воду, возник вначале маленький круг, который с молниеносной быстротой расширился и разошёлся многочисленными кругами, поэтому, как бы он ни упирался, рано или поздно ему приходится всё же признать, что именно этот его маленький камешек и вызвал все эти многочисленные круги-последствия. Волей-неволей он вынужден согласиться с тем, что закон причин и следствий действует повсюду: как в большом, так и в малом, и, как бы внутренне он этому ни противился, он в конце концов признаёт это, после чего ему становится ясно, что и на этот старый шаблон он тоже должен взирать единственным оком души.
Когда он действительно всецело осознает, что равно ответственен за своё поведение как в большом, так и в малом и что в обоих случаях последствия могут быть одинаково плачевными и серьёзными. Тогда и только тогда начнётся последний этап паломничества к сияющим Вратам, которые достигаются лишь с помощью бескорыстия, смирения и теплоты сердечной.