Сексуальность является существенной частью человеческого бытия и важнейшим элементом жизни всех людей. Но если ученики не осознают её истинного значения, то для многих из них это может стать большой проблемой. Никто из них ни при каких обстоятельствах не должен забывать о том, что сексуальность состоит на службе принципа размножения и что, более того, непосредственно в царстве человека эта мощная сила играет поистине колоссальную роль. С помощью этой силы можно терроризировать людей, доминировать над ними и манипулировать ими. Грубое злоупотребление этой силой порождает садизм, мазохизм и всевозможные формы извращений, которые низводят человека в пучину тьмы, чтобы там он мог познать и обрести тот индивидуальный опыт, который нигде больше не может быть обретён и познан.
Кроме того сексуальность — это чувствительность, нежность и любовь, соединённые между собой силой, которая возвышает, освобождает и обогащает человека. Благородная сексуальность способна вознести его в духовные сферы и миры, которые открывают перед ищущими сынами человеческими смысл Высшей Божественности.
Однако многие ученики пребывают в непростительном заблуждении по поводу сексуальности и её значения в жизни. Некоторые из них превращаются прямо-таки в фанатиков и всю жизнь живут в целибате, ибо видят в сексуальности нечто грязное, низкое и непристойное. Эти ученики полагают, что смогут стать высокодуховными людьми, лишь живя жизнью аскетов. Многие живут куда более нормальной сексуальной жизнью, не чураясь парных отношений, хотя при этом склонны испытывать чувство вины из-за своей страстной натуры, которая, по их мнению, противостоит всему духовному, которое они так стремятся культивировать.
Другие не испытывают с сексуальностью никаких проблем, ибо постепенно вносят в неё опыт своей богатой духовной жизни, всё больше и больше насыщая её бескорыстной любовью, нежностью и чувственностью. Сексуальные отношения у таких учеников делаются всё чище и нежнее по мере того, как сами они всё больше развиваются в духовном направлении. Это прежде всего касается Наших экспериментальных ученических пар, которые часто настолько отдаются духовной работе и деятельности, что у них практически не остаётся времени на сексуальную жизнь.
Вместе с тем они всё большее и большее внимание уделяют тантра-йоге, поскольку начинают понемногу осмысливать и постигать реальное знание о той мощной силе, которую таит в себе сексуальность.
Рано или поздно все ученики поймут, сколь важно для них научиться использовать эту силу во имя достижения духовных целей, когда весь их организм из физического становится душевным. Этот метод использования сексуальности бесспорно красив и изящен, но может быть взят на вооружение лишь тогда, когда ученик сердцем понимает, что поступает совершенно разумно и правильно, реализуя свою сексуальность подобным образом. Результатом подобного использования сексуальности явится быстрый рост сознания.
Если ученик на раннем этапе жизни связывает себя обетом полового аскетизма, для которого он ещё не созрел, это может создавать внутренние блокировки и заторы, которые впоследствии ему придётся расчищать и переделывать ценой огромных усилий.
Воистину неисчислим ущерб и велико количество глупостей, порождённых строгим обетом безбрачия, который на протяжении многих жизней толкал людей на крайности и извращения, которые нанесли им куда больше вреда и ущерба, чем обычная сексуальность. И поныне слово "целибат" (от латинского соеlеbs = один; единственный) понимается и истолковывается людьми слишком превратно.
У Матфея читаем: "Итак, если око твоё единственно, то всё тело твоё наполнится светом"* (ср. гл. 68). Это высказывание истолковывается таким образом, что святым надлежит жить в одиночестве и безбрачии, т.е. в целомудрии, дабы они смогли узреть величие Божие. Но истинное значение этих слов заключается в том, что до тех пор, пока мы взираем на всё физическими глазами, т.е. через личность, мы видим лишь майю, иллюзию или мираж, а когда у нас открывается единственное око души, которым мы начинаем взирать на жизнь, тогда мы наконец постигаем целое во всём и воочию лицезреем истинное Царство Божие, ибо тогда мы навсегда отделываемся от всех своих иллюзий и наваждений, которые делали нас слепцами.
Поэтому так важно это стремление в каждом из учеников добиться столь всеобъемлющего контакта с душой, который дал бы ему возможность взирать на всё единственным оком души. Только тогда он сможет заглянуть в мир целого и постичь слияние всего со всем, после чего реальность духовного мира станет настолько притягательной и манящей, что физическое и астральное сладострастие, рождаемое сексуальностью, навсегда потеряет для него свою привлекательность.
Но пока эта стадия не достигнута, ученику не остаётся ничего другого, как наблюдать за собой, отмечая, сильна ли для него притягательность этой силы и насколько. Если она сильна, значит, необходимо продолжать работать над ней, добиваясь её утончённости и благородства и в то же время не забывая работать над собой и своим собственным развитием.
Самое важное — не делать из сексуальности проблемы. В жизни каждого ученика бывают такие моменты, когда сексуальность спасает и освобождает, а бывают и такие, когда аскетизм и целомудрие представляются на данном отрезке более правильным и разумным выбором.
Всё приходит и уходит, остаётся лишь самое важное — истинное понимание нами сексуальности как мощной движущей силы, которую мы обязаны использовать с такой степенью позитивной отдачи, насколько это в наших силах.