На пути к Третьему Посвящению ученика ждёт несколько обескураживающее открытие: он обнаружит, что ему не удалось полностью разделаться со своими старыми астральными механизмами. Время от времени они оживают и дают о себе знать, приводя ученика в немалое изумление, поскольку ему казалось, что это давно пройденный этап. Однако он непременно обратит внимание на тот факт, что теперь он воспринимает их совершенно иначе, чем прежде, когда он проходил астральную фазу.
Если раньше, например, он, получая отказ, обижался до глубины души или, точнее сказать, ему было очень трудно совладать с собой и спокойно перенести то, что он ощущал как отказ, то на нынешней стадии, обнаружит он, это уже более не является для него проблемой, особенно в том случае, если он уже был эмоционально подготовлен к подобному повороту событий. На данном этапе к нему возвратятся лишь некоторые из его прежних симптомов, на этот раз гораздо более мягкие и щадящие по природе, которые, однако, ему также необходимо проанализировать, разобрать и ментально переработать. Тем самым он на собственном опыте убедится в том, что если раньше он был глубоко обижен тем, что получил от ворот поворот, то теперь он будет лишь слегка опечален этим и в то же время немного удивлён, что вновь обнаружил у себя чувство, которое, как ему казалось, давным-давно было изжито и ликвидировано.
Если он более тщательно проанализирует себя, он вскоре обнаружит, что астральный элемент той мыслеформы, которую он когда-то сформировал и энергетически насытил чувством обиды и оскорблённого самолюбия из-за того, что был препровожден ни с чем, что этот элемент теперь полностью исчез, ибо элементал, лишённый питания, был тем самым обречён на голодную смерть.
Однако ментальный элемент этой мыслеформы по-прежнему живёт и здравствует, и если ученик в состоянии эмоциональной приподнятости вновь окажется в ситуации, которая живо воскресит в его памяти горечь отказов прошлых дней, то в нём пробудится именно этот ментальный элементал, и именно он растревожит и вызовет к жизни все те мысли, которые раньше, раздутые и подогретые астральным элементалом, поселяли в нём чувство неудовлетворённости, несправедливости и собственной ненужности, делавшей его глубоко обиженным и несчастным.
Теперь же, когда астральный элементал выведен из астрального тела, а ученика тем не менее одолевают прежние мысли, значит, их переносчиком является только ментальный элементал. Но теперь ученик знает, что речь идёт не о коренном вопросе всей его жизни, а всего-навсего об элементарном отказе, который и нужно воспринимать лишь как отказ, и если он всё же испытывает огорчение, то переносит его более спокойно и уравновешенно именно потому, что отсутствует астральный элемент, который только создаёт много шума из ничего, т.е. раздувает бурные, страстные чувства вокруг ничтожных событий.
Итак, самое главное, что ученик должен понять и усвоить из этого урока, это то, что старое чувство обиды, некогда вызванное к жизни чьим-то отказом, тоже должно быть переработано ментально. Используя весь свой интегрированный интеллектуальный потенциал, он должен теперь тщательно и скрупулёзно переработать эти мысли и раз и навсегда уяснить, что эта прошлая полумыслеформа абсолютно никуда не пригодна.
Он поймёт, что речь в данном случае идёт не о реальном отказе, а всего лишь о каких-то ассоциациях, рождённых эпизодом, который напомнил ему о некоторых его былых чувственно-эмоциональных механизмах, давным-давно им переработанных. Поэтому теперь он может трезво и спокойно рассмотреть то, что осталось от этой мыслеформы, и благодаря новому уровню понимания и видения заботливо и сердечно растворить её полностью и без остатка.
Абсолютно ту же самую ситуацию ученику придётся пережить и при встрече со многими другими старыми механизмами чувственного происхождения. Все их необходимо вначале изучить, проанализировать и разобрать с тщанием и любовью, прежде чем окончательно с ними расправиться, благодаря чему ментальное тело всегда будет очищаться.
БЕЗОБИДНОСТЬ
Тип ученика, стремящегося избежать какой бы то ни было внутренней ответственности, — это вполне обычный и довольно часто встречающийся типаж на Пути к Посвящению. Подавляющее большинство учеников, находящихся на отрезке пути между Первым и Вторым Посвящениями, чересчур привержены этому механизму, и именно этот старый шаблон реагирования безостановочно ведёт их от одного конфликта к другому, поскольку они слишком поздно начинают понимать, сколь безмерно велика та ответственность, которую они навлекают на своих ближних тем, что отказываются добровольно брать на себя внутреннюю ответственность.
Человечество в большинстве своём, в общем-то, уже давно восприняло как норму, что за любое физическое действие необходимо нести полную ответственность, но лишь очень и очень немногие понимают, что истинная ответственность по своей сути гораздо объёмнее и глубже, ибо наравне с физической она включает в себя также астральную и ментальную ответственность.
Даже этот сам по себе вроде бы простой факт даётся большинству учеников с превеликим трудом, а уж когда речь заходит о понимании ими того, что они помимо всего прочего несут за других также чувственную и ментальную ответственность, серьёзность положения воистину пугает их не на шутку. То, что данный факт пугает ученика, а необходимость конфронтации с ним ложится на его плечи непомерно тяжёлым грузом, обусловлено тем, что его сердечный центр развит ещё не в столь полной мере, чтобы всё время функционировать бесперебойно.
Только тогда, когда сердечная чакра ученика функционирует практически бесперебойно, можно говорить о том, что его любовь к ближнему достаточно оформилась и созрела, так что обуславливаемое ею сострадание к людям естественным и закономерным образом понуждает его незамедлительно брать на себя ответственность за те последствия в жизни другого человека, которые повлекло за собой его попустительство или небрежное отношение к ответственности. Именно на этой стадии ученик начинает брать на себя полную ответственность. Однако тот ученик, который более озабочен собственным благополучием, нежели счастьем и процветанием других, будет постоянно проводить границу между собой и другими, всё время сужая сферу своей ответственности и отделываясь простым извинением за то плохое или неприятное, что он содеял. Главное — я извинился, считает он, а остальное — это не моё дело, и пусть с этим разбирается сам пострадавший.
Позднее, когда сердечное чувство окрепнет и усилится, вызываемое им сострадание будет автоматически делать несчастным и самого ученика, если тому доведётся причинить ущерб или неприятность другому человеку. Не зная усталости, он изо всех сил будет стремиться загладить нанесённую им обиду, стараясь любым доступным образом сделать другому приятное и вновь вернуть ему радость и счастье. Признание учеником собственной безответственности будет равнозначно немедленному приятию ответственности, под действием которой он, руководствуясь чувством сострадания, будет стараться понять, что именно он может сделать для этого человека и чем ему помочь, чтобы полностью загладить свою вину. Только в этом случае мы имеем право говорить о том, что ответственность осознана и полностью преосуществлена. Фактически говоря, ученик в любой момент времени сам может контролировать себя и полноту взятой им на себя ответственности, для чего ему просто достаточно убедиться в том, что к тому человеку, в отношении которого он проявил безответственность, вновь вернулось прежнее хорошее настроение, что он вновь спокоен, счастлив и совершенно не чувствует себя в убытке.
Многие ученики вновь и вновь держат экзамен по астральной ответственности и великое множество раз проваливаются, и вновь пытаются эгоистически убежать от ответственности, перекладывая её на плечи другого или изливая раздражение на ближнего своего, или поспешно извиняясь и оправдывая себя по всем статьям, но от этого противной стороне становится ничуть не лучше, а только хуже и хуже. Подумайте о том, насколько бы изменился весь мир, если бы все ученики постигли этот многоликий механизм, который бессознательно движет ими без какого бы то ни было мысленного, не говоря уже о душевном, контроля с их стороны. Ибо каждый манёвр, предпринятый ими с целью уклонения от собственной ответственности, делает их кармическое бремя всё более и более тяжёлым, поскольку другой стороне приходится терпеть всё большее и большее зло.
Добросердечность, дорогие мои братья и сёстры на Пути — вот наиважнейшее качество ученика. Воздержание от причинения другому человеку зла есть величайшая ответственность, лежащая на плечах каждого ученика, который желает переступить порог Второго Посвящения, и порой требуется не одна, а множество инкарнаций, прежде чем многие начинают понимать, сколь мало в них кротости и добросердечия. Ибо всякий раз, как они прибегают к чисто внешним извинениям или убегают от малой ответственности, из-за которой вышел весь сыр-бор, они бременем собственной безответственности в ещё большей степени отягощают судьбу пострадавшего. Маленький ущерб, причинённый вначале, выливается в большой и разрастается всё больше по мере того, насколько часто ученик прибегает к этим старым, досконально изученным манёврам с одной-единственной целью — поскорее отделаться от ответственности.
И от маленькой причины, как из неприметного родника, может произойти полноводная река больших последствий, о которых сам ученик никогда не помышлял и которых не хотел, но которые на почве сознательного бегства от первоначальной малой ответственности он может раздуть до непредсказуемых размеров.
Только когда сердечная теплота ученика наберёт силу и станет подлинно изысканной и благородной, только тогда его бескорыстие и добронамеренность станут столь всеобъемлющими, что он сможет поставить себя на место другого и почувствовать, что тот страдает. Только тогда он поймёт, что он главный виновник страдания другого человека, и несмотря на то, что вина его, может быть, будет мала и незначительна, он тем не менее немедленно почувствует себя ответственным за недостаток или отсутствие у себя добросердечности и отныне будет неизменно бдительным и осмотрительным, тем самым навсегда исключив возможность повторения чего-либо подобного.
Добросердечность — это то качество, которое должен и обязан иметь при себе каждый ученик, желающий миновать Врата Посвящения; однако к пониманию величия и значимости этого качества ученик приходит только тогда, когда его сердечная теплота кристаллизуется в чувство сострадания и сопереживания.
Тогда ученик навсегда покинет эту старозаветную скорлупу эгоистического шаблона самовыгораживания и бегства от неприятных последствий и, исполненный добросердечия и ответственности, в полной мере возьмёт на себя многогранную астральную ответственность за всё — я повторяю: за всё! — совершённое им.
СВЕТ И ТЬМА
Каждого ученика можно сравнить с пастухом, помогающим вести овечье стадо в горы. Некоторые из овец вполне созрели и готовы к тому, чтобы подняться выше в горы, поэтому из числа пастухов специально отбираются те, кто должны вести и направлять этих
овец, стремящихся взойти выше основного стада, которое в большинстве своём вполне устраивает зимовка у подножия гор.
Те овцы, которых влечёт внутреннее желание покинуть собратьев и подняться выше в горы, — это те люди, которые начали поиск путей к обретению собственной души. В символическом аспекте, они уже не овцы, а козы, стремящиеся взобраться на самую вершину Горы Посвящения. В начале пути им необходимы большие помощь, поддержка и руководство, поэтому многие ученики из числа тех, кому хорошо знаком данный процесс и кто уже одолел все трудности подъёма, становятся светозарными учителями, помощниками и проводниками этой новой рати детей Света. Чем ближе они к вершине этой самой высокой горы, тем более остро чувствуется надобность в опытных проводниках и наставниках, ибо склоны горы покрыты густым лесом, в котором многие ищущие души, лишённые руководства, неизбежно собьются с пути и заблудятся.
Однако учителя и наставники не могут, да и не стремятся защитить их от возможных блужданий и уклонений от курса, являющихся для многих учеников, взбирающихся по крутым склонам этой горы, поставщиками богатого опыта. Снова и снова ищущие сыны человеческие будут сбиваться с пути и выбирать вместо прямых окольные тропы, потому что ловушки, миражи и наваждения поджидают их везде и повсюду. Но внутренняя движущая сила — Свет Души — уверенно и неуклонно будет вести их сквозь эти бесчисленные ошибки и заблуждения, являющиеся залогом их будущего успеха. Не зная устали они должны помогать другим заблудившимся в лесу найти верную дорогу, и это постепенно научит их тому, что через бескорыстную готовность служить и помогать другим они сами приходят к более тесному и прочному контакту с душой.
Первая стадия великого цикла испытаний позади, ибо порог Первого Посвящения пройден. Юный ученик отважно движется вперёд, неся в сокровищнице сердца своего рождающееся сознание Христово. Лес обступает его всё плотнее и гуще, тьма делается всё непрогляднее и чернее, тем больше, чем сильней в нём зреет и разгорается внутренний Свет. Ибо таков закон: чем ярче Свет, тем гуще тьма. Но каждый пройденный шаг даёт ученику необходимые закалку и опыт, и чем дальше, тем подготовленней чувствует он себя, тем настойчивей проявляется в нём желание одолеть этот тернистый путь в гору сквозь дикую чащу леса. И хотя он постоянно рыскает взад и вперёд или бесконечно движется по кругу, тем не менее в конечном итоге он всякий раз оказывается чуть выше того уровня, на котором он остановился в прошлый раз.
Таким порядком проходит множество инкарнаций, в ходе которых ученик постоянно чему-то учится и узнаёт что-то новое относительно своей бурной чувственной жизни, чьи эмоциональные выплески то и дело напоминают ему о том, до какой степени ещё сильны объятия и хватка его личности. Чем ярче разгорается в нём внутренний Свет, тем больше растёт в нём понимание того, сколь важно для него как можно быстрее подчинить себе эти, в настоящее время столь обременительные, чувства и желания, которые неустанно управляют и манипулируют им несмотря на то, что в душе он прекрасно сознаёт, что должно быть наоборот.
Одолев долгий изнурительный путь, пестрящий бесконечными трудностями и осложнениями, он под их влиянием наконец понимает, что он и только он решает, сколь долго будет длится эта тирания чувств. Впервые за всё время существования его посещает ясное сознание того, что он должен возжелать свою душу, причём возжелать так сильно, чтобы она стала им, а он стал ею, ибо лишь в этом случае он сможет полностью взять под свой контроль чувственную жизнь, которая постоянно доставляла ему больше разочарований и неприятностей, чем счастья и радости.
Теперь он и сам видит, что там, где в ход событий вмешивается воля, там Свет озаряет его сознание во много раз ярче и сильней. Однако от его внимания не ускользает и тьма, которая, как он видит, тоже непрерывно сгущается и делается всё черней и непроглядней. С ужасом он убеждается в том, что эта тьма его собственная. Но поскольку излучаемый им Свет уже достаточно мощен и ярок, то он в его сиянии с непреложностью убеждается в необходимости как можно скорее осветить, познать и переделать эту тьму, дабы могло свершиться Великое Преображение. Теперь он доподлинно знает, что всё во вселенной есть энергия, включая и тьму.
Когда тьма отступит перед Светом и преобразится в его лучах, его внутренний Свет от этого только усилится и сделает его более подготовленным к столкновению и конфронтации с более непроглядной тьмой. Для этого ему понадобятся другие, особые наставники и проводники из числа тех, кто одолели большую часть Пути и имеют поэтому в запасе те знание и опыт, которые так необходимы ученику там, в его собственных древних непролазных внутренних дебрях тьмы, чьи истоки теряются в непостижимой бездне давно минувших времён. Если ученик поймёт, что эти тёмные древние чувства — это его собственные чувства, наследие давно минувших эпох, то он поймёт и то, что задача, стоящая перед ним, состоит в том, чтобы взять на себя всю полноту ответственности за преобразование этих древних негативных энергий в позитивные силы, которые будут способствовать росту и расширению зреющего в нём внутреннего Света.
Теперь он и сам почувствует себя вполне зрелым и подготовленным мужем и начнёт понемногу помогать тем, кто ещё не осознали, что взаимодействие между Светом и тьмой является решающим фактором развития каждого из учеников. Не может быть и речи о каком-либо серьёзном развитии до тех пор, пока ученик жаждет только Света, но отказывается от собственной тьмы.
Только когда он смело и бесстрашно начнёт конфронтировать с собственной тьмой и захочет во что бы то ни стало победить её и преобразовать в светлую энергию, только тогда он одержит победу.
Подобным образом из жизни в жизнь продолжается эта долгая упорная борьба между чувственными Светом и тьмой, борьба, в ходе которой ученик шаг за шагом прокладывает себе путь сквозь чащу дикого леса по мере того, как в нём разгорается внутренний Свет и чем дальше, тем ярче высвечивает тот путь, который выводит его из объятий дремучего леса и затем ведёт дальше в гору. И тогда наконец ученик овладевает своей эмоциональной природой, приучается быть ответственным и, непрерывно подкармливая своё быстро растущее Христово сознание, значительно укрепляет связь с душой. На этой стадии ученик полностью управляет своей чувственной природой и всецело ответственен за все астральные сферы своей жизни, ибо сердце его постоянно горит пламенем любви и сострадания.
Тогда и только тогда он готов наконец ко Второму Посвящению.
ЛОЖНЫЙ ПСИХИЗМ
Когда ученик открывает в себе психические способности, наваждения буквально обступают его плотным кольцом и начинают теснить по пятам. Чаще всего эти способности даются ученику для проверки качества и стабильности позиции его духовного развития. Как он распорядится ими? На что задействует? Сумеет ли он обуздать гордыню и тщеславие и не воспользуется ли этими новыми талантами, чтобы снискать себе честь, признание или (что тоже не исключено) чтобы окружить себя толпой поклонников и обожателей и упиваться их восторгами и лестью? Возможности здесь неограниченные. Не исключено также и то, что он, наоборот, предпочтёт укрыться в стенах дома и смиренно направлять свои таланты на благо ближнего, не афишируя своих способностей и избегая лишней шумихи.
Обширен диапазон и разнообразны оттенки и вариации психических способностей, от самых низких до самых высоких, но все они без исключения даются нам для проверки нашей проницательности.
Многие ученики очень часто подходят слишком несамокритично к своим собственным внутренним чувствам и переживаниям и принимают их за чистую монету, а многим даже в голову не приходит задуматься или задаться вопросом относительно всего того, что они видят, чувствуют, ощущают или переживают. Как бы то ни было, эти способности даются всем ученикам с целью тренировки, дабы они сформировали полезный и послушный воле души инструмент.
К сожалению, очень многие полагают, что указанные способности, наоборот, призваны быть не орудием души, а орудием их собственной личности. Поэтому если ученик втайне выказывает некоторую неуверенность в собственных силах или в отношении собственной личности, то он не задумываясь воспользуется этими способностями как удобным средством для того, чтобы самоутвердиться и по возможности загладить постоянно подавляемый комплекс неполноценности по отношению к внешнему миру. Проницательность, дорогие мои братья и сёстры! Именно её вам следует развивать денно и нощно. Никогда не принимайте на веру то, что видите, слышите или чувствуете во внутренних мирах. Чаще всего это просто наваждения, которые призваны пробудить и развить вашу духовную проницательность.
Вы же никогда не станете вести себя столь доверчиво и простодушно в физическом мире. В любых вопросах вы непременно захотите тщательно взвесить и обдумать суть дела и только после этого, возможно, сочтёте себя вправе высказать собственное мнение о правомочности данного факта. Но как внизу, так и вверху. Поэтому следите за тем, чтобы не впасть в чрезмерную наивность и не сделаться жертвой наваждений и иллюзий. Ибо только тогда, когда ученик воистину смирен и со смирением принимает эти способности как некий дар свыше, и постоянно проверяет, анализирует и контролирует себя и свои побуждения, только тогда с большой долей вероятности можно полагать, что он оценивает и истолковывает ситуацию в истинном свете.
Как только ученик чувствует потребность утвердить себя в глазах других описанием своих психических способностей, внутреннее ухо более тренированного ученика немедленно должно услышать и внять этому тревожному сигналу. Когда душа придёт к власти, она неизменно будет стараться применять эти способности с соответствующими случаю проницательностью и смирением, направляя их на дело служения ближним, а значит — всему миру. В какой-то момент у всех у нас раскроются эти скрытые, подспудно таящиеся в каждом из нас латентные природные способности, и тогда вскоре станет ясно, кто чего стоит и насколько духовно зрел каждый из учеников.
Лучший способ защиты от ложного психизма — это развивать в себе такие качества, как бескорыстие, смирение и духовность.