Путь учеников к сияющему Порталу невероятно длителен и тяжёл, и порой требуется множество жизней, прежде чем они всерьёз начинают постигать суть дела. Личность ученика многогранна, количество её сторон неимоверно велико, и все их необходимо осветить, исследовать и понять, поэтому неудивительно, что, пока личность не обуздана, пока она изо всех сил противится этому процессу и из кожи вон лезет, пытаясь сохранить все свои блокировки и старые механизмы, процесс развития будет осуществляться очень и очень медленно.
Почему-то ученикам сложнее всего понять и осознать самое, казалось бы, простое: что нельзя просто так взять и повернуться лицом к Свету, а всё давнее и тёмное оставить позади себя. Да, сегодня вся их сущность тянется к Свету, ибо тьмой они уже сыты по горло и потому горят желанием как можно скорее от неё избавиться. Однако, натолкнувшись на исступлённое сопротивление личности, многие пытаются тут же оттеснить всё тёмное в глубь своего подсознания, дабы самим свободно и без помех отдаваться всему прекрасному, возвышенному и духовному. Так может проходить жизнь за жизнью, а ученик будет по-прежнему пребывать в неведении относительно того, что он, по сути, так и не сдвинулся с мёртвой точки и всё так же топчется на одном и том же месте. Хотя за это время он успевает накопить огромное знание и прекрасно ориентируется в море сложных терминов и понятий, от всего этого ему мало пользы, раз это его знание не меняет существенным образом его привычек и поведения и не оказывает заметного воздействия на его повседневный уклад и образ жизни.
Сам себя ученик считает необыкновенно духовным человеком, но истинная суть дела та, что это его новоприобретённое знание существенно изменило лишь некоторые базисные аспекты его стержневого мировосприятия, и хотя в кругу своих духовных единомышленников он старается в большом и малом оправдать их ожидания и казаться именно таким, каким они его ожидают увидеть, в действительности его повседневная жизнь какими-то особыми изменениями не отмечена. В сущности, вся эта фаза являет собой одну большую иллюзию или наваждение. Ученику ещё невдомёк, что всякое развитие осуществляется постепенно и поэтапно: сначала в нём накапливается больший объём Света, который даёт толчок его духовному развитию, а уж затем следует второй этап, смысл которого в том, чтобы задействовать всю мощь своего Света на переделку тех или иных тёмных сторон личности, наследия его давнего мрачного прошлого.
Если вся эта тьма отторгнута и томится в недрах подсознания ученика, её переделка будет невероятно трудной и тяжёлой, и развитие ученика может на какое-то время приостановиться. Хотя Света в его распоряжении теперь гораздо больше, он, однако, ещё не в состоянии вместить его весь, во всяком случае, до тех пор, пока не задействует весь его на переработку своих тёмных сторон. Поэтому с духовным ростом приходится временно подождать до тех пор, когда он осознает, что должен взяться именно за то, против чего упрямится и гневно восстаёт вся его личность. Часто это сопротивление затягивается на несколько жизней, но это типично для тех случаев, когда душевный контакт совершенно слаб, ничтожен и плохо выражен. И только после того, как он наберёт силу и станет более ярко проявленным и заметным, в ученике наконец просыпается и заявляет о себе желание раз и навсегда разделаться со старыми, негативными механизмами своей личности.
На этой стадии ученик ещё очень и очень смутно представляет себе, сколь колоссально количество сброшенных им в подсознание проблемных узлов и блокировок, не говоря уже о всех его негативных мысленно-чувственных суррогатах. Да, он признаёт, что не лишён ошибок и изъянов и их довольно-таки много, но чтобы их было столько, сколько их фактически есть, — это для него полная неожиданность, буквально повергающая его в шок. Но прежде чем он осознаёт это по-настоящему и всерьёз, проходит довольно много времени, ибо ему приходится много и усердно работать над этой столь актуальной для него проблемной задачей, и всякий раз, когда очередной этап самопреодоления остаётся позади, он с облегчением думает: "Ну вот, слава Богу, наконец-то всё позади и больше ничего не осталось". И — ошибается. Всегда что-то да остаётся, и остаётся очень много.
В этот важный момент подлинным счастьем для ученика оказываются стабильные, налаженные отношения с партнёршей, ибо при парных отношениях у него нет ни времени, ни возможности убаюкивать себя мыслью о том, что он, дескать, сделал всё, что должен был сделать. Если он теряет бдительность, женщина-партнёр тут же напоминает ему о том, что ещё многое не сделано и что здесь и здесь ему ещё многого не хватает. И его реакция наглядно показывает, по-прежнему ли он стабильно настроен на позитивное восприятие критики как внешнего стимулирующего фактора, координирующего его развитие в нужном направлении.
К этому времени он, как правило, уже вполне ясно понимает и сознаёт, что всякий раз, когда он завершает переделку одной из негативных сторон своей личности, т.е. познаёт, перекраивает и перепрограммирует её на новый, позитивный лад, объём Света внутри него ширится и растёт, а духовное понимание оттачивается и углубляется. Этот расширившийся объём Света он теперь должен вновь пустить в дело, высветив и прояснив с его помощью тот новый цикл испытаний, который уже на подходе.
Когда же при активном содействии и с помощью души он преодолевает и это испытание, на что часто уходит очень много времени, Свет внутри него вновь вырастает в объёме. Данный фактор (то, что он может оценивать степень своей продвинутости и духовного прогресса по объёму содержания в нём внутреннего Света) служит для ученика не только источником великой радости, но и благотворным стимулом для продолжения процесса саморазвития.
Но сам процесс обретения истинного понимания значения Света и тьмы даётся каждому ученику с превеликим трудом. Он считает, что прекрасно всё понимает: тьма — это наследие прошлого, а Свет принадлежит настоящему и, в особенности, будущему. К сожалению, ему при этом недостаёт понимания того, что Свет всегда при нём, стоит лишь протянуть руку, и что он постоянно ответственен за то, чтобы непрерывно и неустанно наполнять себя этим Светом, дабы смочь его использовать в борьбе против тьмы, которая не осталась где-то в прошлом, а окружает его здесь и сейчас и для преодоления которой нужна именно преобразующая, живительная сила Света.
Чаще всего Свет является целью и сам по себе. Ученик страстно стремится к Свету, жаждет Света, только Света и ничего больше.
С другой стороны, его личность продолжает жить своей жизнью, как и жила. Фактически, в нём уживаются два человека: один — светлый, с которым он постоянно себя ассоциирует, другой — тёмный, который, однако, настолько привычен и так примелькался, что давно уже не привлекает к себе никакого внимания. Привычки делают нас слепцами. Подумайте над этим.
Ведь мы давно уже перестали обращать внимание на негативные проявления своей мысленно-чувственной жизни, и эта слепота давно стала нашей скрытой, исподволь действующей установкой.
Поэтому поразмыслите над тем, какой высокой бдительностью должен и обязан обладать каждый ученик, чтобы быть в состоянии это заметить, и не просто заметить, но осмыслить и осознать, сколь пагубно может сказаться на всём нашем развитии то, что мы имеем при себе и постоянно живём с такой привычкой и установкой.
Когда ученик уясняет для себя, что для очищения и облагораживания собственной личности ему нужно задействовать весь свой внутренний запас Света, он часто впадает в сомнение и колеблется, ибо не знает, с чего начать и как взяться за дело. До сих пор эта двойственная жизнь не доставляла ему никаких хлопот, и всё шло как по маслу: он ассоциировал себя со светлой стороной, и почти не замечал другой, тёмной, почти полностью передоверив её самой себе. Поэтому начать ему нужно именно с наблюдения над самим собой, дабы выяснить, каково фактическое положение дел. Только после того, как он действительно уяснит, что он одновременно являет собой и Свет, и тьму, следующим его шагом будет захотеть, чтобы Свет в нём одолел тьму. Но не так, чтобы всё тёмное продолжало бы и дальше питать и навязывать ему свои собственные бессознательные шаблоны, а так, чтобы Свет озарил и просветил эту тьму, и он бы наконец понял, для чего нужна ему эта тьма и как можно бдительно присматривать за ней до тех пор, пока она не прекратит привычно потакать всем своим старым механизмам, позволяя им безраздельно распоряжаться его личностной жизнью.
Как только он достигнет этой важнейшей ступени самопознания, он должен будет всецело и полностью идентифицировать себя со Светом не только теоретически, но и практически; и если он отныне будет постоянно освещать им собственную тьму, он вскоре заметит, как под напором Света она медленно отступает, как отступает перед Светом любая тьма. Так всегда было, есть и будет. В любом месте и в любое время. И если Свет отныне будет лучиться и сиять во тьме постоянно, то все его неблаговидные качества: гордость, эгоизм, тщеславие, комплекс неполноценности, да и другие не менее унизительные стороны его личности — медленно сойдут на нет и отомрут, разумеется, при условии, что он будет неизменно бдительным и не даст им совлечь себя со стези Света и возобладать над собой.
Только теперь, можно сказать, он до конца понимает, что именно эти негативные чувства и мысли периодически управляли и манипулировали им таким образом, что Свет на какое-то время совершенно исчезал. И хотя идентификация со Светом была вполне разумным и правильным выбором, но, не понимая того, что он в то же время был и тьмой, он не брал на себя ответственности за это, ибо не понимал, что его внутренний Свет должен всегда сиять в его же собственной тьме.