Быть в центре двойственности значит быть в состоянии равновесия. Именно к этому состоянию стремятся все ученики, хотя на осознание ими того, что это, собственно, и есть главная цель их устремлений, уходит очень много времени. Что это значит — быть в центре двойственности?
Бесконечно число инкарнаций, проживаемых учеником в дуалистическом, или двойственном, мире — в мире личностей, где всё имеет позитивную и негативную сторону. Здесь всё воспринимается или через призму тьмы, или через призму Света.
Поэтому и всё существование строится по принципу "или-или". И только после того, как ученик пройдёт значительный отрезок Пути Ученичества, он начинает, наконец, более или менее реально сознавать, что существование по принципу "или-или" принадлежит исключительно сознанию личности. В жизни каждого ученика рано или поздно наступает такой момент, когда ему становится ясно, что для того, чтобы воссоединиться со своей душой, он должен выйти из прежнего состояния "или-или" и перейти к существованию по принципу "и-и".
Однако проходит немало времени, прежде чем он решается на этот окончательный шаг, чаще всего, уже будучи на пути к Третьему Посвящению, когда он уже настолько гармоничен, что у него на уровне личности остаются нерешёнными лишь несколько незначительных ментальных проблем. Тогда его взгляд проясняется настолько, что он воочию видит и понимает, что познал этот дуалистический мир до основания и что в себе, как в центре, интегрировал все его плюсы и минусы. Теперь ему ясно, что речь, в сущности говоря, всё время шла не о двойственности, а о единстве, но он не сознавал этого вплоть до настоящего мгновения, поскольку никогда прежде не идентифицировал себя со своей душой столь прочно, нерасторжимо и постоянно.
Моментом величайшего озарения для такого ученика оказывается тот, когда он внутренне постигает ту теорему, которая всё время лежала перед ним раскрытой книгой, но которую он воспринимал, скорее, исключительно как абстрактное знание, чем как внутреннюю правду. Отныне для него Свет и тьма — одно. Его сознание теперь равно вмещает и Свет, и тьму, и он знает, что чем дальше вперёд он будет идти по Пути Ученичества, тем больше будет становится тот объём Света и тьмы, который сможет вместить его сознание. В то же время он с непоколебимой уверенностью знает, что, вместив и совместив в себе обе эти противоположности, он окажется единым со всей вселенной, ибо Универсуум — это прежде всего единство и соорганизованность по принципу двойственности.
Если этот ученик углубится в исследование своего собственного сознания, он увидит, что оно содержит в себе глубочайшие наслоения обеих противоположностей — отложения всех своих бесчисленных инкарнаций. Ни один опыт не был напрасным и не пропал даром, ибо каждый содействовал тому, чтобы он смог подойти к тому рубежу, где он находится ныне. Глубочайшая тьма явилась предпосылкой того, что сегодня он может обрести Высший Свет. Наихудшие зло и жестокость в прошлом были такими же необходимыми предпосылками для развития в нём той внутренней любви, тех бескорыстия и безличности, которыми он обладает ныне. И если бы он когда-то не причинил другим непоправимого вреда, то сегодня он не смог бы быть носителем таких добродетелей, как смирение, миролюбие и доброжелательность.
В момент конфронтации с этим сияющим озарением перед его внутренним взором разворачивается видение: прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно целое, обуславливая то исключительное состояние сознания, которое есть общий итог или сумма всего. В этот миг он есть сумма всех своих многочисленных различных сознаний из множества эпох, в том числе и грядущих, ибо он в этот миг есть целое. Именно в этот момент он оказывается в центре двойственности, поскольку теперь он душа — единство; поэтому взор его не замутнён и ясен, ибо он видит единственным оком души. Именно поэтому перед ним проходит это видение.
Теперь с непоколебимой уверенностью он знает, что "всё хорошо весьма", что абсолютно всё во вселенной имеет свои божественные функцию и предначертание, хотя раньше его личность воображала, что дело обстоит совершенно иначе.
Воистину, всё есть божественные фрагменты Света и тьмы, и все они, каждый в отдельности, имеют своё, строго определённое, местоположение в этой великой космической Мозаике Жизни. Когда это пламя, бесконечно полыхающее за границами всякой мысли, озарит такого продвинутого ученика, значит, он созрел для этого великого откровения, которое, вплоть до этого неповторимого мгновения, было для него не более чем красивой теорией.