Когда антакарана ученика откроется, Свет души будет струиться по ней столь обильно, насколько позволит величина самого канала. Свет этот — это тот внутренний Свет, который таится во всех людях, но открывается лишь тому, кто его серьёзно ищет.
Долго, очень долго ищут этот Свет сыновья человеческие, то обращая взор свой к Богу и ангелам, то создавая себе идеалы и идолов и страстно им поклоняясь. Долго, очень долго, как слепой, бредёт человек по пути, совершенно не сознавая своей сокровенной божественности.
Если бы только он понял, что его подлинный врачеватель — внутренний Свет — живёт в нём самом, он давно и навсегда изгнал бы многие болезни из своей жизни. Однако, бесконечно ошибаясь, страдая, терпя, проходя через конфликты, трудности и проблемы, человек мало-помалу набирается мудрости и однажды приходит к внутреннему осознанию того волшебного сокровенного клада, который он постоянно носит при себе. С момента этого осознания великое множество жизней уходит на то, чтобы добраться до этого сокровенного клада, довериться ему, обрести знание и, наконец, ликвидировать те негативные, нелепые шаблоны и установки, которые он сформировал в процессе многих жизней.
Человеку, вставшему на Путь Света, кажется, будто весь этот процесс совершается бесконечно медленно, хотя в действительности он идёт крайне быстро — при условии, что он сконцентрирован не на мире личности, а на мире собственной души. Отдельная инкарнация, которая, с точки зрения души, ощущается как слишком короткая, личностью воспринимается как чересчур долгая, хотя речь, в лучшем случае, идёт всего-навсего о каких-нибудь 70-ти годах.
Как только ученик осознаёт присутствие этого глубоко таящегося в нём внутреннего божественного зерна, он торопится как можно быстрее навести прочный и постоянный связующий мост с этим своим внутренним началом, с тем удивительным Светом, который сам он едва-едва различает. Только теперь его сознание ярко озаряется пониманием того, что все противодействия, все трудности на пути — это его школа, процесс познания и обучения. Ибо всякий раз, преодолев очередной кризис, он обнаруживает, что обогатился новым полезным знанием о самом себе.
Наконец, однажды он решительно приступает к изучению и познанию самого себя. Если прежде он был более сосредоточен на том, чтобы изучать других, не с целью их познания, а, в основном, с намерением нащупать их негативные стороны и недостатки с тем, чтобы при случае уколоть ими в глаза, то теперь, когда его контакт с душой стал более прочным и стабильным, он понимает, что истинная ответственность прежде всего подразумевает ответственность за самого себя. Отныне его задача — честно и откровенно изучить все свои, часто слишком потворствующие его слабостям чувства, мысли и поступки, так что если раньше он просто удивлялся тому, что содержит в себе столько негативного, то теперь, благодаря только что обретённому душевному контакту, он уже способен видеть, что все эти элементы он носит в себе очень и очень давно и что только он один несёт ответственность за то, чтобы навсегда избавиться от них.
Одновременно с этим он начинает усердно изучать древнюю нестареющую духовную мудрость, которая находит в его сердце самый горячий отклик и под влиянием которой он теперь начинает оценивать негативные стороны своей личности совершенно по-другому. Если прежде он мирился с ними: "Что поделаешь, каков я есть, таким меня и принимайте", — то теперь для него всё более и более очевидно, что таким он быть не должен.
Теперь он понимает, что только он ответственен за характер и качество своих тел. Каковы его поступки? Каковы его чувства?
Каковы его мысли? Всё более ясно он осознаёт, что на базе того кармического материала, который он сам же и накопил, он может либо значительно улучшить, либо значительно ухудшить состояние своих тел.
Теперь его внимание всецело обращено на осознание ценности любых положительных поступков, чувств и мыслей. Чем больше он их подпитывает, тем активнее он обрекает на голодную смерть те негативные элементы, которые всё ещё в нём остаются. И чем интенсивней этот процесс, тем лучше. К сожалению, вскоре он вынужден признать, что далеко не всё так просто. Хотя он изо всех сил старается быть добрым, нежным, любящим и внимательным во всех отношениях человеком, тем не менее он часто подмечает, что его мысли и чувства резко расходятся с его добрыми намерениями. Почему?
Обо всём этом, а также о той ожесточённой борьбе не на жизнь, а на смерть, которая неизменно сопутствует этой титанической работе по отысканию в себе проблемных причин, и рассказывает эта книга, композиционно построенная на бесконечных повторениях одного и того же, поскольку именно на основе повторов и осуществляется процесс развития всех учеников.
Рано или поздно все эти бесконечные повторения дадут ученику необходимое понимание, и тогда Свет, излучаемый его душой, беспрепятственно прольётся по каналу вниз и ярко озарит всю его личность. Тогда к нему придёт долгожданное возвышенное понимание, встречи с которым ждёт каждый ученик.
Ибо, когда это понимание в нём отсутствует, Путь кажется долгим, тяжёлым и утомительным; но этот же Путь становится лёгким, необременительным и прекрасным, как только он постигает, что понимание добывается только на основе повторов, ибо они — та стезя образования, идя которой он расчищает себе путь к познанию и обретению внутреннего Света.