Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются:
Нарушения физического и психического развития:
· отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников
· позже начинают ходить, говорить, реже смеются
· значительно хуже успевают в школе, чем их ровесники
· у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела
Различные заболевания как следствие жестокого обращения
· при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей.
· при сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.
Психосоматические заболевания:
ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоционально-психологическом насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:
· часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины, или они бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
· любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
· несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии)
· низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности, "я хуже всех".
· высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Социальные последствия жестокого обращения с детьми:
Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.
· трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.
· пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия
· проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Каковы же общественные потери насилия над детьми?
· потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств
· потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения
· потери в их лице родителей, способных воспитать детей, здоровых в физическом и нравственном отношении
· воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся обидчиками.
Возрастные особенности последствий домашнего насилия.
ЭМОЦИИ
СОЗНАНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКИ Дети в этом возрасте наиболее беспомощны и ранимы и обладают в наименьшей степени познавательными и поведенческими навыками для того, чтобы справиться с ситуацией.
Паника, беспокойство. Беспокойство в отношениях с обоими родителями. Тревога о разводе. Эмоциональное оцепенение, раздражительность
Короткая память на события. Ограниченное понимание насилия. Тревога за нарушение привычного хода событий.
Хочет воссоединения семьи.
Плачет, жалуется, вспышки раздражения, уход в себя, пассивность. Потеря развивающих навыков (несдержанность, эгоизм) Неразговорчивость, безответственность. Ночные кошмары, нарушения сна
ШКОЛЬНИКИ Дети этого возраста обладают более широким спектром познавательных, эмоциональных и поведенческих навыков для того, чтобы справиться с ситуацией, которая их травмирует. Они делают более активные попытки сопротивления насилию, стремятся защитить жертву и определить значение стрессовых ситуаций. В результате, по сравнению с детьми более младшего возраста, эти дети испытывают чувство вины и стыда, двойственное отношение к родителям и постоянную депрессию.
Депрессия, унылое состояние, беспокойство, чувство вины и стыда. Чувствует ответственность и беспомощность, беспокойство и повышенная чувствительность к сигналам об опасности, недоверие ко взрослым. Двойственные чувства по отношению к родителю, совершающему насилие (одновременно привязанность и сомнение)
Недостаточная способность сконцентрироваться, назойливые мысли и образы насилия. Фантазии по поводу освобождения жертвы или семьи. Попытки понять насилие. Двойственное отношение к вопросу о разводе.
Снижение школьной успеваемости. Унаследованное, пассивное социальное поведение. Жалобы психосоматического характера (болит живот, голова и т.д.) Агрессивность и жестокость по отношению к другим. Непослушание и вызывающее поведение, разрушение мебели, вещей. Проигрывание травматической ситуации в процессе разговора и игры. Нарушение отношений со сверстниками.
Формирование вредных привычек.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ Постоянное проявление нетерпимости и насилия в семье приводит к отчуждению детей юношеского возраста от их семей. В результате подростки могут покидать семьи в раннем возрасте и выказывать антисоциальное и саморазрушающее поведение. Двойственность в отношении родителей может смениться благосклонностью к одному из них.
Самобичевание, чувство вины и стыда, идеи о самоубийстве. Гнев, ярость, взрыв эмоций, проявление агрессии.
Депрессия и чувство безнадежности. Преданность одному из родителей. Отсутствие сочувствия к другим, подозрительность и недоверие взрослым
Назойливые мысли и образы насилия. Недостаточная способность концентрироваться. Смешение понятий любви и насилия. Вера в то, что насилие нормально. Перекладывают вину за свои действия на других.
Снижение школьной успеваемости, прогулы занятий, побеги из дома. Повышенная сексуальная активность Антисоциальное поведение, правонарушения, пристрастие к алкоголю, наркотикам. Отказ от сотрудничества со взрослыми, взрывной и насильственный характер в межличностном общении. Насилие и оскорбление любимых.