Инвестиции – это вложения капитала с целью получения дохода либо иной экономической выгоды.
Инвестиции делятся на:
1) по назначению:
-производственные
-потребительские
2) по сфере:
-коммерческие(получение прибыли)
-некоммерческие(создание либо увеличение количества товаров либо услуг производимых не на коммерческих условиях)
3) по форме:
-реальные – непосредственно в различные элементы реального капитала, т.е. экономических ресурсов; увеличивают реальный запас, основной капитал и т.д.
-финансовые – вложения в различные виды финансовых активов – банк. депозиты, иностр. валюту и иные формы активов. В условиях развитого финансового рынка финн. инвестиции опосредуют реальные инвестиции.
4) по способу осуществления контроля:
-прямые – дают возможность непосредственно контролировать организацию
-портфельные – это фин вложения, которые как правило недостаточны для осуществления полного контроля.
По источникам финансирования
-Централизованные (за счет федерального бюджета и бюджета субъектов РФ)
-Нецентрализованные (за счет средств юридических и физических лиц-застройщиков)
6) по продолжительности срока окупаемости:
-краткосрочные (до 1 года)
-среднесрочные (от 1 до 3 лет)
-долгосрочные (более 3 лет)
7) В зависимости от формы собственности:
-Государственные (вложения государственных предприятий и учреждений)
-Частные (вложения юридических и физических лиц, занятых в частном секторе экономики)
-Смешанные (совокупность частных и государственных вложений.
-Иностранные.
-Совместные (субъектов РФ и иностранных инвесторов)
Особое место в системе инвестиций занимают венчурные (рисковые) инвестиции, направляемые в сферу новых технологий.
Цели и источники финансирования инвестиций.
Глав. цель – получение прибыли, увеличение рыночной стоимости организации.
Цели второго порядка:
-повышение конкурентоспособности
-увеличение доли на рынке
-получение определенной массы и нормы прибыли, приближение к целевым значениям
Цели 3-го порядка:
-замещение изношенного основного капитала
-рационализация(улучшение) структуры основного капитала
-изменение структуры выпускаемой продукции и ассортимента
-установление контроля над новыми сферами производства и реализации продукции, над новыми стадиями технологического освоения продукта.
-завоевание лидерства в сфере нов. продуктов, качества
-обеспечение выживаемости в условиях кризиса
-улучшение финансового состояния, финансовых и нефинансовых показателей.
Совр. экономисты считают, что существенный, иногда определяющий вклад в производство стоимости, увеличение рыночной стоимости компании и в повышение ее эффективности вносят так называемые нефинансовые факторы:
-качество и уровень подготовки персонала
-характер его мотиваций
-система подготовки кадров
-использование социальных и культурных факторов управления.
Соответственно использование данных факторов в процессе управления деятельностью организации становятся наиболее значимым и необходимым в управлении финансовой устойчивостью, прибыльностью, рыночной стоимостью и эффективностью организации. Соответственно процесс управления охватывает и инвестиции в эти факторы.
Источники финансирования инв-й:
1) Собственные:
- амортизационный фонд
- часть полученной прибыли
- реструктуризация активов, т.е. продажа части неиспользуемого или неэффективно использ. имущества и приобретения доп. элементов капитала, обеспечивающих расширение экономической деятельности на наиболее значимых направлениях
- привлеченные средства
- доп. вложения акционеров или иных учредителей.
2) Заемные:
- банковские кредиты
- займы, предоставленные другими организациями
- эмиссия и продажа собств. ценных бумаг
В конечном итоге источником инв-й может быть национальный доход.
Принятие инвестиционных решений и факторы, на них влияющие.
Участники инвестиционных процессов:
- сберегатели - те кто обладает относительным избытком капитала и может предоставить его на некоторое время
- инвесторы - те кто используют полученный капитал для инвестиций
- профессиональные посредники - опосредуют взаимодействие сберегателей и инвесторов.
Факторы, кот. учитывает инвестор:
1) доходность вложений - чем больше доходность, тем при прочих равных условиях вложения привлекательнее
2) риск - чем больше риск, тем при прочих равн. условиях менее привлекательны вложения. Чтобы привлечь инвесторов к более рисковым вариантам инвестиций, необходимо компенсировать более высокий риск более высокой доходностью.
3) ликвидность - способность актива за определенное время (чем меньше время, тем больше ликвидность) при определенных затратах (чем меньше затраты, тем больше ликвидность) и при определенном изменении первоначальной цены (чем меньше изменения, тем больше ликвидность) превратиться в деньги.
4) время - чем больше время вложений, тем при прочих равных условиях вложения менее привлекательны. Т.к. за длительное время могут появиться альтернативные, более выгодные варианты инвестиций. И наоборот, могут появиться дополнительные факторы риска, которые первоначально не учитывались.