М-ды NPV, внутр ставки дох-ти, индекса дох-ти учит-ют явные ден-ные доходы и расходы. Т.о. расчит-ся финансовая эф-ть проекта с позиции предприним-ля, инвестора.
Однако, возникает проблема учета внешних эф-тов:положит-ных и отриц-ных ав процессе реал-ции инв-ных проектов.
Внешние эф-ты бывают локальными, когда они перемещ-ся на отд-ных лиц или на отд-ные орг-ции, и общные, когда они распростр-ся на общ-во в целом, либо какую-то его значит-ю часть.
Законодат-во о собств-ти защищает права отд-ных лиц. Если защита полная, то негативные эф-ты д.б. компенсированы инвесторами.
Если имеют место положит-ные внешние эф-ты, то инвесторы могут попытаться пригласить к финансовому участию в инвестиц-ном проекте сторону, получающую выгоды.
Если внешние эф-ты распростр-ся на все общ-во или на значит-ю группу людей, тогда при расчете эф-ти инв-го проекта необх-мо учит-ть в кач-ве доп-ных выгод и изд-к общ-ва получаемые внешние эф-ты. Тогда с учетом этих внешних эф-тов м.б. рассчитана народнохоз-ная эф-ть проекта.
Если народнохоз-ная эф-ть положит-на – это означает, что процесс эф-вен с т. зр-я интересов всего общ-ва и наоборот.
Для оценки народнохоз-ной эф-ти можно рассчитать показ-ль NPV с учетом внешних эф-тов:
Di – чистый текущий ден-ный поток i-го пер-да, Bi – доп-ные текущие выгоды(+), либо изд-ки(-) от реал-ции проекта для общ-ва, Ci - кап вложения в i-ом пер-де, связанные с непоср-ной реал-цией пректа, Ki –доп-ные кап вложения (если они имеют место), необх-мые для нейтрализации негативных внешних эф-тов от реал-ции проекта.
Если народнохоз-ная эф-ть положит-на и фин-вая эф-ть положит-на, то проект м.б. реализован, выгоды получат и предприним-ль, и общ-во.
Если проект имеет отрицат-ю народнохоз-ю эф-ть, но положит-ю финансовую – это значит, что предприним-ль не несет адекватных затрат на компенсацию негативных внешних эф-тов.
Тогда общ-во м.б. против реал-ции этого проекта. Чтобы он не был реализован, необх-мо либо конкр-е решение представит-ных органов о запрете, когда это позв-ет законодат-во, либо решение о перемещении издержек на компенсацию негативных внешних эф-тов непоср-но на организаторов проекта.
Осн-ную трудность при расчете народнохоз-ной эф-ти предст-ет собой оценк а положит и отрицат внешних эф-тов, когда они не имеют явного денежного выражения. В таких случаях прих-ся полаг-ся на оценки экспертов.
Методологически эти оценки могут основываться на разл предпосылках. Например, отрицат внешние эф-ты могут создавать вредные последствия для здоровья людей. В таком случае вредные последствия можно учит-ть разн способами. Если возрастает смертность людей можно рассчитать с учетом конкр-ной сферы, где эф-т реализ-ся, сколько людей доп-но погибнет вследствие этого внешнего эф-та. Умножив это кол-во на ср величину НД, к-ый созд-ся одним ч-ком в течении жизни, получим величину ущерба.
М.б. принят во внимание поправочный коэф-т, к-ый хар-ет то, что люди могут погибнуть в разном возрасте и соотв-но их потенц-ный вклад в создание НД м.б. уменьшен.
Если негативные эф-ты ведут к увелич-ю заболеваемости людей, тогда можно учесть доп-ные з-ты общ-ва на лечение доп-го кол-ва людей, что связано с внешними эф-ми.
Учит-ся также кол-во пропущенных рабочих дней в течение года, к-ое связано с доп-ми негативными внешними эф-ми. Потерянное время умнож-ся на дневную произв-ть людей и получ-ся величина ущерба от проекта за год и за весь пер-д реал-ции пректа.
Могут учит-ся положит внешние эф-ты, если они имеют место. Например, положит внешние эф-ты от получ-я высшего образ-я состоит в:
- том, что образ-ный ч-к в течение своей жизни как правило создает больший вклад в увеличение НД.
- образ-ные люди более законопослушные. Поэтому увелич-е их кол-ва сокращает з-ты общ-ва на обеспеч-е законопослушного поведения граждан.
- образ-ные гр-не как правило лучше владеют навыками исп-ния институтов гражданского общ-ва для защиты своих прав, для контроля за деят-ю органов власти, для осущ-я более правильных решений в сфере управл-я обществ-ми ср-вами. В рез-те возникает доп-ные выгоды от более эф-го исп-ния общ-ных ср-в.
Расчет народнохоз-ной эф-ти необходим также для правильной общ-ной оценки полезности предпринм-ких проектов. На основе такой оценки может формир-ся политика общ-ва по отношению к такого рода проектам.
Возможна ситуация, когда народнохоз-я эф-ть положит-на, а фин-вая эф-ть отрицат-на. Это означает, что проект м.б. реализован только при условии его фин-вой поддержки со стороны общ-ва. Поск-ку народнохоз-я эф-ть положит-на при правильной поддержке сос стороны общ-ва полученные для общ-ва выгоды как правило должны оказ-ся выше изд-к.
Однако на практике оказание мер поддержки связано с деят-ю конкретных органов власти. Поэтому чтобы опред-ть выгодно это соотв-щим органам власти или нет необх-мо рассчитать так называемую бюджетную эф-ть проекта. Для этого исп-ют м-д кап-го бюджнта. Т.е. сост-ют конкретный и достаточно полный перечень всех доп-ных выгод для соотв-го бюджета от реал-ции проекта. А также перечень доп-ных затрат.
Если доп-ные выгоды с учетом ф-ра времени больше, чем доп-ные з-ты, бюдж-ная эф-ть положит-на и наоборот.
В кач-ве доп-ных выгод для местного или регионального бюджета м.б. опред-ны след-щие:
- увелич-е доп-ных налоговых поступлений от реал-ции проекта
- выгоды от уменьш-я р-дов бюджета на помощь бедным и безраб-ным вследствие доп-ной занатости
-косвенные эк-кие выгоды в виде увелич-я спроса на пр-цию смежных отраслей, исп-мую на новых предпр-ях
Доп-ные з-ты – прямая фин-вая помощь из бюджета
- применение налоговых льгот
- з-ты на кап вложения с целью уменьш-я экологич последствий деят-ти предпр-я
- доп-ные кап затраты, связанные с увелич-ем сетей дорого, линий связи, тепло- водо- газоснабжения, канализации, з-ты по вывозу мусора и т.д.
Если бюдж эф-ть больше 0 – это значит соотв-щий орган эк-ки заинтересован в реал-ции проекта