Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности промышленного переворота в России



В России промышленный переворот начался в 20-30-е гг. XIX в. Свидетельство начала перехода к машинному фабрично-заводскому производству ─ рост импорта машин и возникновение машиностроения. Между тем, всей совокупности необходимых предпосылок (о которых говорилось выше), среди которых важнейшей является социально-политическая и экономическая либерализация в России, к началу XIX столетия в наличии не было. Промышленный переворот в России затормозила феодально-крепостническая система, и его окончание стало возможным только после отмены крепостного права.

Приспособленность отечественной промышленности к условиям феодализма (крепостная мануфактура, обеспечила её подъем в ХVIII в.) стало причиной ее застоя в первой половине ХIХ в. В крепостнической России технические и технологические новации оказались не нужны. Крепостной труд делал невыгодным применение машин. Используя машину, заменяющую нескольких рабочих, заводчик не мог их уволить, потому что они были его собственностью. В итоге машина не сокращала, а увеличивала производственные затраты, то есть техническая революция лишь повышала стоимость продукции.

Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию отрасли. В целом, втрое возросло за 1825-1860-е гг. число крупных, оснащенных машинами предприятий в обрабатывающей промышленности; в 1860 г. лица вольного найма составляли здесь около 80% ─ и это в то время, когда в казенной промышленности, прежде всего металлургической, использовался еще на 80% крепостной труд.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. только по Волгам и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой. Регулярное морское сообщение между Петербургом и портами Балтийского моря было налажено уже в 40-е гг., правда большая часть морских пароходов принадлежала иностранным предпринимателям.

Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят талантливыми крепостными горнозаводчиков Демидовых отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз, а в 1835 г.- второй. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. Однако, почин не был поддержан и паровозами вскоре перестали пользоваться.

В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Она наглядно доказала возможность строительства и более крупных магистралей, и от опытной дороги можно было переходить к планомерному строительству так необходимых России железных дорог. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851). В целом, к моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог (в сравнительно небольшой Великобритании – 16,8 тыс. км). Протяженность шоссейных дорог к середине 50-х гг. XIX в. составила 4186 верст.

Вместе с тем, резкий разрыв во времени между техническим обновлением производительных сил и сдвигами в сфере труда (крепостное право в деревне и казенной промышленности, крепостник-сезонник, работавший по найму у станка!) стали основной причиной прогрессирующего отставания от стран Западной Европы. На фоне примерно удвоения производства в России в период 1825-1855 гг. объем английской промышленности увеличился более чем в 30 (!) раз. Страны Запада обгоняли Россию по технике производства, видам и качеству продукции, а главное, по производительности труда и объемам производства. В частности, удельный вес России в совокупной выплавке чугуна пятью странами (Англия, США, Германия, Франция, Россия) упал за 1825-1860-е гг. с 15 до 5%. Удельный вес России в мировом промышленном производстве к 1860-му году уступал Франции в 7,2 раза, Германии в 9 раз, Англии в 18 раз.

Реформы 60-70-х гг. дали мощный импульс промышленному развитию страны. Только за 1860-90- е гг. число машиностроительных заводов выросло в 5,5 раз, а число рабочих на них ─ в 7, 4 раза. Появились Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, паровозостроительный в Коломне, пушечный и механический в Перми и другие крупные заводы. В 1883 г. в Петербурге была пущена первая тепловая электростанция. Во многом завершению в России промышленного переворота способствовало развернувшееся масштабное железнодорожное строительство.

В 80-90 е гг. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к началу ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Темпы роста промышленной продукции по сравнению с мировыми были в России достаточно высокими.

§2. Основные направления мирового научного и технического прогресса в XIX ─ первой четверти ХХ вв.

В ХIХ в. метафизическое понимание мира уступило место познанию материального единства мира. Идея всеобщей связи явлений природы превратила естествознание в единую науку о природе, где воедино связаны механика, астрономия, физика, химия и биология. Произвольная дифференциация естествознания уступила место научной дифференциации исходя из особенностей отдельных явлений природы.

Однако «взрыв научного творчества» - являлся не следствием случая или случайной цепи исследований и открытий, а результатом необходимости решения технических и экономических задач в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. В ХIХ в. наука впервые стала рассматриваться как производительная сила.

В свою очередь промышленный переворот, сопровождавшийся техническим и технологическим прорывом, научные открытия, выдвинули перед обществом необходимость дальнейшего глубокого изучения экономических законов. Следствием многомерного подхода к экономическому анализу явился интерес научной и обывательской общественности к гуманитарным областям науки.

Таким образом, процесс фундаментальных открытий и поистине революционных преобразований охватил всю систему наук, т.е. в области естествознания, техники и обществознания.

2.1 XIX век ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в конце XIX ─ начале ХХ вв.

Математическая наука в XIX в. развивалось как самостоятельное научное направление и как методическая основа для исследования в самых различных направлениях естествознания и, прежде всего, в механике, термодинамике, электродинамике, оптике. В частности, составление чертежей машинного оборудования, зданий и сооружений промышленного, транспортного и бытового характера стимулировали оформление новых направлений в геометрии: дифференциальной геометрии; начертательной геометрии (Г.Монж). К наиболее важным достижениям математической науки рассматриваемого периода относятся создание векторного анализа (Г.Грасман, У.Р.Гамильтон), дальнейшее развитие теории вероятностей (П.С.Лаплас, А.Лежандр, С.Пуассон, К.Ф.Гаусс), разработка неэвклидовой геометрической системы (математическое учение о пространстве Г.Римана), возникновение новой отрасли математики ─ теории функций действительного переменного и развитие численных методов анализа (Г.Кантор, Дж.Адамс, К.Штернер, К.Рунге и др.).

Новые математические исследования возникли в силу внутренней логики развития математики как науки и в результате непосредственных практических запросов данного времени. Многие из математических идей впоследствии получили практическое применение к задачам физики, химии, астрономии, строительного дела, баллистики и т.д.

В сфере развития физической науки предшествующим периодом была подготовлена теоретическая и экспериментальная база для будущих открытий и обобщений. Так, уже к началу второй половины XIX в. физики обладали значительным запасом знаний по электричеству, магнетизму и оптике, владели способами количественного расчета этих явлений и способами их измерений. В частности, в XIX столетии в связи с бурными темпами промышленного роста и успехами в транспортной сфере большое развитие получила теоретическая и прикладная механика. На первом планебыли проблемы динамики, кинематики, теория упругости тел, учение о сопротивлении материалов, гидромеханика, гидравлика. Конструкторы машинных и инженерных сооружений были поставлены перед необходимостью учета так называемых динамических нагрузок, которые вызывают значительные силы инерции.

Среди наиболее важных достижений физической науки в XIX в. исследования Х.К. Эрстеда и А.М. Ампера, которые привели к возникновению электродинамики. М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, Т. Зеебек ─ термоэлектрический эффект. Г.С. Омом была создана теория электрических цепей, в которой он вводит четкие понятия электродвижущей силы, электропроводности и силы тока. С учетом этих понятий он сформулировал известный закон изменения напряжения в сети. Д.К. Максвелл создал теорию электромагнитного поля, а опыты немецкого физика Г.Р. Герца доказали существование электромагнитных волн, сыгравших решающую роль в утверждении теории.

Исследования Т.Юнга (Англия) и О.Ж.Френеля (Франция) серьезно оспорили ньютоновскую корпускулярную теорию света. На основе нового физико-математического истолкования возродилась теория Х. Гюйгенса о том, что свет ─ волновое движение эфира. Волновая оптика, разработанная Т. Юнгом и О.Ж. Френелем, теоретически объясняла все известные оптические явления, включающие отражение, преломление, полное внутреннее отражение, прямолинейность распространения света, дифракцию, интерференцию, двулучепреломление и поляризацию.

Важнейшим направлением в оптике стал спектральный анализ. Накопление научных фактов в области спектральных исследований происходило по двум направлениям ─ исследование спектров испускания и исследование спектров поглощения. Объединить эти два направления удалось немецким ученым Г. Кирхгофу и Р. Бунзену, которых считают основоположниками спектрального анализа. С помощью своего метода они открыли новые химические элементы цезий и рубидий. В дальнейшем на основе спектрального анализа другими учеными были открыты еще несколько элементов, в частности таллий и индий. А.И. Физо с помощью собственной оригинальной установки впервые измерил скорость света в наземных условиях. Ж.Б. Фуко разработал метод, который позволял сравнивать скорости распространения света в различных средах.

Фундаментальные исследования свойств инфракрасного излучения были проведены итальянским физиком М. Меллони. При помощи термомультипликатора (приемник инфракрасного излучения, изобретен Л. Нобиле) ему удалось показать, что инфракрасные лучи неоднородны, в различной степени поглощаются материалами, интенсивность тепловых лучей зависит не только от температуры, но и от типа источника, была исследована поляризация тепловых лучей. Опыты М. Меллони окончательно утвердили мнение о единой природе световых и тепловых лучей в рамках волновой теории.

Химическая наука в XIX создавалась в процессе преодоления традиционных представлений флогистиков (ученых химиков, считающих, что флогистон есть «начало горючести»: гипотетически составная часть веществ, которую они якобы теряют при горении и обжиге). Начало научной химии несомненно было положено в трудах А. Лавуазье ─ основателя количественного метода исследования. Он во многом опроверг постулаты флогистиков, разработал химическую номенклатуру веществ, ввел в научный оборот термины «кислород», «водород», «азот» и др., обосновал закон сохранения массы вещества. Среди открытий и теории в этой отрасли научного знания разработка учения о молекулярно-атомистическом строении вещества. Дж.Дальтон и И.Я.Берцелиус составили таблицу атомных весов (46 элементов) и открыли новые элементы: цезий, селен, торий. Были открыты законы кратных объемов для химических взаимодействий газов (Дальтон, Гей-Люсак, Берцелиус) и о том, что в одинаковых условиях одинаковые объемы всех газов содержат одно и то же число молекул (Ш.Жерар, С.Канницарро), введены понятия валентности и обнаружено явление изометрия (Ю.Либих, Ф.Велер).

Крупнейшим достижением биологической науки ХIХ в. было возникновение клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден), которая явилась одним из общебиологических обобщений, основой эволюционного учения. Также к наиболее важным открытиям относятся возникновение эмбриологии (К.Ф.Вольф и И.Ф.Меккель), микробиологии и иммунологии (Луи Пастор), генетики (И.Г. Мендель), создание эволюционного учения (Ч.Р. Дарвин).

Благодаря успехам в естествознании и применению новых приборов медицина стала подлинной наукой в XIX в. Были разработаны методы антисептики (Л. Пастер и Д. Листер) и асептики (безгнилостный метод лечения ран и профилактика уничтожения микроорганизмов, то есть стерилизация).

Географические исследования ХIХ в. обогатили науку огромным количеством нового фактического материала. Возникали географические общества, начали собираться международные географические конгрессы. Среди наиболее значимых экспедиции в Антарктиду (Дж. Уэддел, Дж. Росс, Ж.Дю Мон-Дюрвиль), в Африку (Д. Ливингстон и Г.М. Стенли), в Южную Америку (А. Гумбольдт), исследование Австралии Д. Стюартом (1862). В целом, к началу ХIХ в. у географов сложились в основном правильные представления о форме и размерах материков, но внутри континенты и океанские районы были изучены недостаточно.

Рубеж ХIХ─ХХ веков ─ первый этап становления современных концепций естествознания.

Период с конца ХIХ в. по начало ХХ в. считается одним из важнейших в развитии современного естествознания, периодом революционных открытий в различных областях естественных наук и ломки старых представлений о мире. Познание строения атома, создание его модели, открытие электронов и протонов привели к кризису ньютоновской парадигмы классической физической теории, господствовавшей в ХVII - первой половине ХIХ в. Кризис разрешился революцией в физике, породившей теорию относительности и квантовую механику. Эти теории ознаменовали переход от «классической» к «неклассической» или «постклассической» науке.

Наиболее важными научными открытиями конца XIX ─ начала ХХ вв. стали создание А. Эйнштейном теории относительности и М. Планком квантовой теории. Были открыты электрон и радиоактивное излучение (Д.Д. Томпсон), обнаружена радиоактивность солей урана и опровергнуто представление о неделимости атома (А. Беккерель), открыты новые элементы: полоний и радий, установлено, что радиоактивное излучение испускает либо альфа- частицу, либо бета-частицу (П. Кюри и М. Склодовская-Кюри). Крупнейшим развитием в атомной физике стало открытие атомного ядра Э.Резерфордом и Х.Гейгером. Э. Резерфорд и Н. Бор представили модели атома. Модель Э.Резерфорда – планетарная модель атома, несовместима с электродинамикой Максвелла. Модель Н.Бора была основана на квантовой теории. Л. де Бройль выдвинул идею о волновых свойствах материи, положив начало квантовой механике.

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХвв. началась научная революция в естествознании, в основе которой были новые достижения в физике, разрушившие ньютоновскую космологию. Этот период научной революции сопровождался крушением прежних представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, явившегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки.

2.2.Общественные науки в XIX ─ начале ХХ вв.: основные тенденции развития

В XIX в. сформировались новые философские школы и направления, в частности в рамках немецкой классической философии Г. Гегелем (1770-1831) была разработана теория идеалистической диалектики.В 30-40-е гг. XIX в. французский мыслитель О. Конт (1798-1857) разработал философию позитивизма, что означало построение “положительного” научного знания. В середине столетия К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали философию диалектического материализма. Во второй половине XIX в. стала развиваться неоклассическая философия, крупным представителем которой был немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он выделял два начала бытия и культуры: “дионисийское” (жизненное) и “аполлоновское” (интеллектуальное). Сформировались и направления, ориентирующиеся на сохранение классического наследия, в частности неокантианство и неогегельянство. В 70-е гг. XIX в. появляется влиятельное течение религиозной философии - неотомизм, в этот период усиливается интерес к Платону, Аристотелю, Спинозе, Шеллингу и особенно к Канту и Гегелю.

В развитие политической мысли происходит оформление концепций либерализма, консерватизма и социализма. В середине XIX в. возникло новое направление в политической мысли - марксизм, оказавший огромное влияние на мировую историю. Марксисты рассматривали государство как надстройку по отношению к экономической структуре обществ, абсолютизировали классовый характер государства и считали классовую борьбу важнейшей закономерностью жизни общества. Большое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли вопросу “диктатуры пролетариата”. По их мнению, в ходе социалистической революции произойдет замена капитализма социализмом. На высшей стадии развития общества (при коммунизме) государство отомрет, и народ перейдет к полному самоуправлению. В конце XIX в. оформляются самостоятельные политологические направления и дисциплины: политическая философия, политическая наука, теория государства, политическая история.

В исторической науке большинство ученых стремилось выработать новые концепции понимания истории, в частности сторонники позитивизма - английские историки Т. Роджерс (1823-1890), А. Тойнби (1852-1883), американец Ф. Тернер (1861-1932) и другие большое внимание уделяли экономическим проблемам.

В XIX в. историки накопили фактический материал, повысили уровень исследовательской работы; выделились и приобрели самостоятельность дисциплины - археология (Х. Томсен, П. Ворсо, Г. Мортилье, А. Эванс и др.), этнография (А. Бастиан, Э. Тейлор, Л.Г. Морган, Д. Фрезер) и др. Интенсивно велись исследования в Англии, Германии, Франции. Повсеместно создавались кафедры истории в университетах, возникали исторические общества.

В XIX в. возникла социология (как особая наука об обществе), в русле которой формировались новые подходы к изучению общества - позитивизм и марксизм. О. Конт первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Позитивистская доктрина была продолжена Э. Дюркгеймом (1858-1917) - автором функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов.

В конце XIX в. в рамках социально-психологической концепции социологии возникли теории психологии толпы - Г. Лебон (1841-1931), подражания - Г. Тард (1843-1904) и др. Большой вклад в развитие социологии внесла немецкая школа - Г. Зиммель (1858-1918), В. Зомбарт (1863-1941), М. Вебер (1864-1920). Они основали новое направление в социологии – «социологический психологизм». В качестве основы социального прогресса в обществе они видели духовную атмосферу конкретного исторического периода.

Одним из основных направлений в эволюции экономической наукистала классическая политическая экономия. Ее последователями были Ж.Б. Сэй (1767-1832) - автор концепции “закон рынков”, или просто “закон Сэя” и Д. Рикардо (1772-1823), выявивший закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению и разработавший теорию о формах земельной ренты. Т. Мальтус (1766-1834) основал теорию народонаселения. Д.С. Милль и К. Маркс завершили и обобщили достижения школы классической политэкономии во второй половине XIX в.

В 1870-1890-е гг. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Маржиналисты исследовали предельные экономические величины как взаимосвязанные явления экономической системы на микро- и макроуровне. Маржинальную теорию в Европе разрабатывали К. Менгер (1840-1921), О. Бём-Баверк (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926) и др. Предельная полезность товара объявлялась ими главным условием определения его стоимости, а оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.

Таким образом, дифференциация научных направлений происходит и в гуманитарной сфере, где в XIX в. возникло значительное разнообразие теорий, впервые как самостоятельные науки выделяются социология и политология.

Развитие техники

Технический прогресс в западных странах был вызван промышленным переворотом, развитием науки, потребностями капиталистической экономики, складыванием общества массового потребления. Кроме того, технические науки (особенно в последней трети XIX в.) вступили в качественно новый этап развития, характеризующийся их устойчивой связью с естествознанием. Начался мощный процесс дифференциации технических наук на отдельные специальные отрасли, происходит зарождение электро- и радиотехники, электроники.

Значительным событием в электротехнике стало изобретение электромагнитного генератора (Э.В.Сименс) и динамо-машины, создание трансформатора для передачи электроэнергии по проводам на значительные расстояния (Т.Эдисон), двигателя внутреннего сгорания, который получил широкое распространение во всех отраслях промышленности и на транспорте.

В XIX в. возникли новые отрасли промышленности, в частности автомобилестроение (Г.Даймлер, К.Бенц, Р.Дизель). Генри Форд (1863—1947) использовал самые современные методы производства и первым в автомобилестроении перешел от стапельной технологии сборки к конвейерной. Совершенствовались и разрабатывались новые виды средств сообщения и транспорта. В начале августа 1807 года первый пароход Фултона, который так и назывался — «Пароход», был спущен на воду Гудзона и прошел первые ходовые испытания. В конце XIX в. приступили к строительству судов с двигателями внутреннего сгорания, в 1912 г. в Западной Европе началось строительство теплоходов. В 1863 г. в Лондоне было открыто первое метро. В Германии в 1881 г. открылась первая линия городского электрического трамвая. В 90-е гг. в ряде стран стали появляться пригородные и междугородные электрички. Настоящим триумфом развития науки и техники стало рождение воздушного транспорта. В 1903г. в США братья Уилберт и Орвилл Райт совершили четыре полета на самолете с двигателем внутреннего сгорания, самолеты стали использовать в военном деле и для перевозки пассажиров.

В сфере военной техники надо отметить появление станковых пулеметов американского инженера Х.Максима, новых скорострельных орудий, зенитной артиллерии. Был изобретен бездымный порох, динамит. С 1915 г. самолеты стали вооружать пулеметами, появились самолеты бомбардировщики. С конца ХIХ в. стало реальностью подводное плавание.

Наука в XIX в., превратившись в непосредственную производительную силу, стимулировала возникновение новых технологических приемов, появление новых образцов промышленной техники. Так, в энергетике стала уверенно внедряться турбина, сначала паровая, а затем газовая. В металлургическом производстве важнейшим изобретением стала печь для получения литой стали, электролитический способ получения алюминия (Г.Бессемер, П.Мартен). Внедрение химических методов обработки сырья практически во все отрасли производства привело к широкому использованию химии синтетических волокон. Опытным путем был получен ряд искусственных материалов, волокон; разработан метод получения жидкого горючего из угля. Изобретение электронно-лучевой трубки (К.Ф.Браун) в будущем положило начало радиолокации, телевидению, компьютерам. Технические успехи в сфере строительства и благоустройства проявились в расширении высотного строительства и применении лифтов, использовании конструкций из стали и железобетона, появлении электрического освещения, центрального водоснабжения, отопления и канализации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.