Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Промышленный переворот и его последствия



В ХIХ в. завершилось формирование индустриальной цивилизации, во многом ставшей следствием научных открытий и промышленного переворота. Понятие промышленный переворот (или промышленная революция) охватывает совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства.

Первой страной, применившей новый способ (основанный на применении машин и индустриальных технологий) в промышленном производстве, была Великобритания, в которой «старый порядок» уступил уже в ХVII в. место парламентаризму и гражданскому равенству. Пример этой страны свидетельствует о том, что важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Родиной аграрной революции была также Великобритания, где «благодаря» политике огораживания (непрерывной проводившейся с конца ХVII и весь ХVIII век) происходили глубокие перемены в производственных отношениях сельского хозяйства, и наблюдалось постоянное повышение производительности сельского хозяйства. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Так, островное положение страны создали ей «бесплатную» защиту от разрушительных континентальных войн и дешевый транспорт. Длинная береговая линия, природные бухты и множество судоходных рек сняли зависимость от наземного транспорта, неразвитость которого задерживала рост торговли и промышленности. Достаточные запасы каменного угля в Англии способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному. Это позволило к концу ХVIII в. английской металлургии выйти на первое место в мире.

Таким образом, необходимыми предпосылками промышленного переворота является причинно-следственная связь географических, природно-климатических и социально-политических факторов. Факторами ускорения промышленного переворота считаются свободный рынок капиталов, рабочей силы и демографический рост.

В Великобритании раньше, чем в других странах были сделаны важнейшие из изобретений в хлопчатобумажной промышленности, открывшие эру промышленного переворота (изобретение «летучего челнока», создание прядильной машины, изобретение ткацкого станка Картрайта). Полностью использовать преимущества машинного производства оказалось возможным после изобретения универсального парового двигателя лондонским университетским механиком Джеймс Уаттом (1782г.). Начало использования энергии пара в промышленном производстве – центральное событие промышленного переворота. В дальнейшем паровые машины постоянно совершенствовались.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что, в свою очередь, вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции (товаров) потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. английским механиком Саймингтоном был построен первый в мире пароход. В 1814 г. англичанин Дж.Стефенсон построил первый паровоз. В 1825г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога (56 км) для перевозки угля. Сконструированный Дж. Стефенсоном паровоз «Ракета» ознаменовал начало «железнодорожной революции» в Европе. В конце ХIХ- нач. ХХ в. наступила очередь, так называемых, сопутствующих производств: телеграфа, телефона, радио. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Основные последствия промышленного переворота:

1 возникновение фабрично-заводского производства;

2 зарождение машиностроения;

3 снижение цен на товары широкого потребления;

4 перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

5 увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

6 появление промышленных кризисов – кризисов перепроизводства;

7 ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

8 ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.