В XIX веке русская философия предстает как многообразие направлений, организованных вокруг двух “полюсов” - философии тотальности (целостности, коллективности) и философии индивидуальности. У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоит П.Я. Чаадаев (1794-1856) - социальный философ, “западник”. Он построил систему, сочетавшую философию тотальности с философией индивидуальности, направленной на самоценное личностное начало.
Возникла русская “философия индивидуальности”, тяготевшая к тем или иным формам западничества.
В конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. складывается мировоззрение народничества. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Основными выразителями народничества были Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин.
Ф.М. Достоевский (1821-1881) построил историософскую концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархальность, цивилизация, христианство как синтез предыдущих.
В.С. Соловьев (1853-1900) - автор оригинальной философской системы, которая синтезировала основные тенденции русской религиозной философии XIX в. Социальный идеал В. Соловьева - “свободная теократия”, или “вселенская церковь”, объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала создаст конечную стадию истории - “Богочеловечество”. Поэтому философию Соловьева называют философией положительного всеединства.
В целом, русские философы XIX в. стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, сблизить истину с праведностью.
Развитие исторической науки началось с 12-томной “Истории Государства Российского” Н.М. Карамзина. Главный тезис историко-политической концепции автора - “Самодержавие основало и воскресило Россию”. Историческое обоснование монархии дополнялось обоснованием дворянских прав и привилегий, притом именно аристократии. Дворянство и крепостничество - это опора самодержавия. Отсюда идеал консервативной традиции, противопоставляемой буржуазной революционности Западной Европы.
С именами К.Д. Кавелина (1818-1885), Б.Н. Чичерина (1828-1904), С.М. Соловьева (1820-1879) связано направление в отечественной исторической науке, за которым утвердилось название “государственная школа”. Государство рассматривалось ими как субъект и двигатель исторического процесса.
Во второй половине XIX - начале XX в. меняются условия развития исторической науки, возрастают масштабы исторических исследований и популяризации исторических знаний. Этому способствовало развитие университетов, научных обществ, появление губернских архивных комиссий, проведение археологических съездов. В самостоятельные дисциплины выделяются археология и этнография. Получают развитие специальные исторические дисциплины - источниковедение, генеалогия (П.В. Долгоруков). Археографические исследования способствовали публикации Полного собрания русских летописей (А.А. Шахматов и др.).
В.О. Ключевский (1841-1911) - яркий представитель национальной психолого-экономической школы, сформировавшейся в России в последней четверти XIX в. “Курса русской истории” охватывал русскую историю с древнейших времен до реформ Александра II. Беды России историк видел в крепостном праве, в самодержавном правлении и дворянском господстве, большое внимание отводил роли народных масс в развитии государства.
Крупнейшим ученым в конце XIX - начале ХХ в. был С.Ф. Платонов (1860-1933), автор монументального труда “Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.” (1899 г.). За годы своего преподавания он создал научную школу, характерной чертой которой являлся научный реализм, основанный на объективном анализе источников и закономерностей исторического процесса.
Для исторической науки рубежа XIX-XX вв. характерны столкновение идеологических и исторических позиций, различные взгляды на российский исторический процесс.
В развитии политической мысли в XIX в. в России зарождаются, а затем оформляются следующие основные направления и течения:
- либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы западных учений (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич и др.); политико-правовой либерализм середины-конца XIX в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов);
- радикализм, обосновывающий революционные методы борьбы: декабристы (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьев и др.); с середины 40-х гг. - революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский); в 60-80-е гг. - революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев); в 80-90-е гг. - социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.);
- консерватизм (часто в облике славянофильства) отстаивал самобытный путь развития России: проимператорское направление (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев); общинно-романтическое направление (А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев).
Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в., когда была разработаны:
- теория о “культурно-исторических типах” Н.Я. Данилевского, по мнению которого цивилизации развиваются наподобие биологических организмов;
- субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н.К Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;
- географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития в зависимости от географических условий;
- учение о социальном прогрессе М. Ковалевского.
В развитии экономической мысли заняли свою нишу идеи М.М. Сперанского (1772-1839), связанные с учением А. Смита. Но он не разделял его положение о невмешательстве государства в хозяйственную деятельность. По его мнению, государство должно содействовать развитию земледелия, мануфактур, коммерции, промыслов и заводов.
Сторонником английской классической политэкономии был И.В. Вернадский (1821-1884), в частности он выступал сторонником трудовой теории стоимости, полагал, что стоимость создается только трудом, а капитал является “накопленным трудом”.
Крупнейшими представителями экономической науки в России в конце XIX - начале ХХ в. были М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве. М.И. Туган-Барановский (1865-1919) разработал теорию рынков и кризисов, теорию распределения. П.Б. Струве (1870-1944) в своих работах утверждал, чтобы создать “Великую Россию”, нужно сочетать экономическую политику государства с частной инициативой.
В 1890-е гг. популярным в России стал маржинализм. Маржиналистов стали называть неоклассиками, а их теория получила название “неоклассической”. Представителем этого направления в России был В.К. Дмитриев (1868-1913) - первый русский экономист-математик.
Сторонником методологии немецкой исторической школы был С.Ю. Витте (1849-1915), который признавал протекционистскую роль государства в экономике и ставил интересы нации выше интересов хозяйственных субъектов.
Таким образом,характерной особенностью развития гуманитарных наук в XIX веке является их дифференциация: из философии выделяются такие науки как социология, политология; из исторической науки - археология, этнография и вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарные науки стали отличаться разнообразием школ и течений, которые оказали влияние на развитие науки в XX веке.
Развитие техники
Активизация научных исследований форсировало развитие техники.Рост масштабов промышленного производства также выявил необходимость модернизации и разработки новых технических средств и технологий.
Также как и в Европе, наука в России превращается в непосредственную производительную силу. Российскими учеными были усовершенствованы процессы добычи и переработки нефти. Д.И.Менделеевым был сконструирован первый нефтеперегонный куб непрерывного действия, В.Г.Шуховым ─ крекинг-процесс. В 1878 г. был построен первый в России нефтепровод (1878г.).
Проявлением связи научной и технической мысли стали исследования в области гидравлики, строительной техники, проектирования и эксплуатации железных дорог. В частности, следует отметить деятельность А.И.Дельвига по сооружению московского водопровода, Д.И.Журавского по разработке теории упругости и сопротивления материалов и применение её в практике мостостроения Решением теоретических проблем о сопротивлении воздуха при больших скоростях (движение снарядов)занимались Н.В.Маиевский и Н.А.Забудский.
И.А.Вышнеградским была создана теории автоматического регулирования. Возникло во учение о деталях машин (Д.Н.Лебедев, П.К.Худяков). Важным изобретением В.И.Калашникова в области применение паровых машин стал его «вертикальный котёл Калашникова». Российскими учеными проводились исследования мирового значения проблем непотопляемости, устойчивости, прочности и технического оснащения судов. Нельзя не отметить выдающийся вклад флотоводца, кораблестроителя и ученого С.О.Макарова.
В области электротехники и энергетики М.О.Доливо-Добровольским была разработана первая в мире трехфазная система передачи электроэнергии на расстоянии. Изобретением Н. Н. Бенардоса стала технология электродуговой сварки (1882 г.). В 1898 г. инженер Н. Г. Славянов (1854—1897) усовершенствовал способ дуговой электросварки Н. Бенардоса. Вместо угольного электрода он применил способ горячей сварки металлическим электродом.
Произошло оформление новой отрасли науки и техники – радиолокации, создание первых радиостанций. Были созданы первые отечественные электронные приборы (В.И.Коваленков, Н.Д.Папалекси, А.А.Чернышев, М.А.Бонч-Бруевич), проводились опыты (Б.Л.Розинг) по передаче изображения на расстоянии.
Начало ХХ века – зарождение российского авиастроения. Н.Е.Жуковский и С.А.Чаплыгин – основатели научной школы теоретической и прикладной механики, создатели теоретических основ воздухоплавания. В период 1910-17гг. были построены первые отечественные самолёты (конструкторы А.С.Кудашев, И.И.Сикорский, А.А.Пороховщиков).