Государственный контроль и планирование деятельности историко-научного сообщества стало особенностью существования советской исторической науки и в послевоенный период. «Хрущевская оттепель» несколько ослабила идеологический контроль со стороны партийно-государственных органов, что подтолкнуло методологические поиски на гранях марксисткой парадигмы, обусловив появление так называемого нового направления. Произошло расширение сети научно-исследовательских учреждений, новых журналов, выход историков на международную арену, и их участие в международных конференциях. С середины 1960-х до середины 1980-х. новое усиление партийного государственного контроля и общественная стагнация выразились в приостановке марксистских методологических поисков, в сохранении старых методологических и концептуальных установок с незначительными поправками и устранением наиболее одиозных устаревших остатков идеологии. Вместе с тем, при этом произошло обозначение некоторых масштабных тем и личностей (Б.Д. Грекова, П.А. Зайончковского), вокруг которых строились конкретно-исторические исследования - проблемы абсолютизма, феодализма, аграрного строя дореволюционной России и др.
Процессы либерализации и демократизации советского общества периода «перестройки» вызвали к жизни альтернативные как ретроспективные, так и западные постмодернистские исторические теории. Появилась новая исследовательская проблематика, установились новые связи с мировым историко-научным сообществом.
Оживление политической и общественной жизни во второй половине 50-х гг. привело к появлению в СССР такой науки как политология. В 1962 году было объявлено о создании Советской ассоциации политических и государствоведческих наук, которая вошла в состав Международной ассоциации политических наук. Между тем, в структуре советского обществоведения проблемы государства и других политических институтов почти полностью были отнесены в сферу исследований юридических наук. В целом структура советского обществоведения опиралась на структуру марксизма, сложившуюся в середине прошлого века, когда ни социологии, ни политологии в качестве самостоятельных научных дисциплин еще не существовало.
В 60 — 80-е годы несколько ослабла изоляция советской научной общественности от зарубежной политологии, однако знакомство с ее идеями и теоретическими концепциями оставалось уделом узкого круга специалистов.
Становление российской политологии началось в годы перестройки. Мощный общественный запрос на политологию был связан с кризис советской системы обществоведения.
«Оттепель» в общественной жизни страны вызвала интерес и к развитию социологического знания. В СССР конце 1950-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии — сектор труда и быта рабочего класса. Сложились и активно развивались исследования в области труда и управления, социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, общественной активности, социологии науки.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов появляются работы, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране.
Основной стержень обсуждений и споров в отечественной экономической мысли второй половины ХХ в. разворачивался вокруг оценки роли рыночных отношений в политэкономии «государственного социализма». Одни экономисты выступали за поддержку и стимулирование товарно-денежных категорий, другие — за всемерное ограничение и свертывание рыночных отношений. Эта сфера оставалась ведущей, причем позиции и трактовки, как правило, не выходили за пределы комментариев и обоснований официальной экономической политики.
Экономические дискуссии 60-х гг. были направлены в сторону поиска более эффективных методов управления экономикой. В числе предложений повысить роль прибыли, пересмотреть доводимые до предприятий плановые нормативы, ввести фонды экономического стимулирования.
Экономические дискуссии 70-х гг. касались проблемы совершенствования планирования, вопросов теории управления.
Экономические дискуссии второй половины 80-х гг. затрагивали проблемы перехода к рыночной экономике, в частности были выработаны исходные положения концепции «ускорения» (Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. И. Анчишкин).