Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технический прогресс в XVII- XVIII вв



В XVII в. мануфактура становится ведущим фактором развития производства в Европе. Мануфактуры превращались в уже сравнительно крупные капиталистические предприятия, на которых отрабатывались организационные структуры и «ковались кадры» для перехода к собственно капиталистическому машинному производству, промышленному перевороту, начавшемуся в Англии в 60-е гг. XVIII в.

Отличительной чертой мануфактурного производства рассматриваемого периода стала высокая степень разделения труда и механизация производства, в частности использованием гидроустановок. Гидроустановки представляли собой нижнебойные (подливные), среднебойные (вода по желобу подавалась в среднюю часть колеса и за счет подъема увеличивалась потенциальная энергия падающего потока) и верхнебойные (водяной поток, поднятый плотиной на большую высоту, падал на колесо сверху) водяные колеса. В Западной Европе все типы водяных колес активно использовались в горном деле, в металлургии, бумажном, текстильном, лесопильном, мукомольном, маслобойном и других производствах.

Усложнилась технология мануфактурного производства в металлургии. Металлургический процесс стал включать: выплавку чугуна ─ доменный процесс; чугунолитейное производство ─ отливка готовых изделий из чугуна; получение сварочного (ковкого) железа; передел сварочного железа в сортовое. С начала XVIII в. металлургическое производство наряду с древесным углем начинает использовать кокс, хотя окончательно на кокс стали переходить только с середины XIX века.

Механизации труда охватила все виды производства, в том числе и текстильное. Значительной вехой в текстильной промышленности стало изобретение механической прялки «Дженни» ткачом Джеймсом Харгривсом (одновременно работало 15 – 18 веретен) в 1765 г. Механик К. Вуд (1772) усовершенствовал прядильную машину, на ней было уже до 120 веретен. Р. Аркрайт создал ватермашину (от голл. water — вода) с водяным приводом, что позволило получить нить боле прочную. В 1786 г. появился ткацкий станок с полной механизацией всех ручных операций.

Водяные двигатели в конце XVIII века сменил паровой двигатель. Он обладал универсальным назначением и позволял не только откачивать воду из шахт, но и приводил в движение станки, а со временем — корабли и экипажи. Создание первых паровых машин относится к концу XVII – началу XVIII вв., хотя эти конструкции сохраняли свое узкое назначение ─ откачка воды из шахт. Первую практически-применимую паровую машину-водоподъемник построил в 1698 г. английский инженер Томас Севери. Котел в машине Севери был уже отделен от двигателя, объединенного с насосом, поршня и цилиндра в машине не было. Отделение котла от двигателя повышало эффективность установки и было важным шагом на пути создания паровой машины. В 1712 году английский инженер Т. Ньюкомен создал первую работоспособную паро-атмосферную машину, в конструкции которой паровой котел был отделен от цилиндра и соединялся с ним трубкой. Г. Бейтон в 1718 г. усовершенствовал машину, а именно: автоматизировал процессы попеременного пуска пара и воды, а также снабдил котел предохранительным клапаном. Изобретение шотландским техником Дж. Уаттом (1736—1819) парового двигателя в 1765 г. положило начало промышленной революции. С 1776 года началось строительство машин для практического использования.

Революцией в производстве стало совершенствование сверлильных и токарных станков, изобретение суппорта и отделение привода от станка, внедрение привода от водяного колеса. Появление горизонтально-расточных станков и станков для глубокого сверления.

В 1794 г. Генри Модсли изобрел «крестовый суппорт», представляющий две каретки, имеющие возможность независимого перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью винта. Генри Модели также впервые объединил станки в одну поточную линию.

В XVII-XVIII вв. продолжилось совершенствование огнестрельного оружия и его разделение на ручное и артиллерийское, появление нарезного и казенно-зарядного оружия.

Развитие транспорта связано с появлением парусного флота, дилижанса и омнибуса.

Отдельное направление технической мысли связано с созданием экспериментальных приборов, необходимых для научного исследования. Появление новых приборов стимулировало новые научные открытия и теории. Среди таких изобретений часы с маятником, созданные Х. Гюйгенсом в 1657 г. В своем трактате «Маятниковые часы» он изложил теорию математических и физических маятников, дал формулу для расчета периода колебаний маятника. Часовые механизмы стали основой для создания автоматических вычислительных приборов. Так, Блез Паскаль в 1641-42 гг. сконструировал суммирующую машину для механизации операций сложения и вычитания.

Изучение тепловых явлений, а затем и экспериментирование с тепловыми двигателями, потребовали создания специальных приборов для измерения температур. Один из первых таких приборов, названных «термоскопом», был создан Г. Галилеем. В XVIII в. была изобретена температурная шкала. Сначала свой вариант предложил Д. Фаренгейт (1709-1714), затем появились шкалы Р. Реомюра (1730) и А. Цельсия (1742).

Открытие Э. Торичелли существования атмосферного давления и вакуума стало возможным с помощью изобретенного им ртутного барометра в 1644 г. Немецкий инженер О. Геррике изобрел воздушный насос и наглядно доказал наличие атмосферного давления.

Проведение опытов с электричеством также потребовало создания ряда приборов, например «лейденской банки» ─ электрического конденсатора, изобретенного в 1745 г. нидерландским ученым П. Мушенбруком. Г.В. Рихман в 1752 году с помощью изобретенной «громовой машины» смог зажечь нефть, зарядить лейденскую банку, наэлектризовать себя. Им был также изобретен электрометр ─ первый прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин. Б. Франклин, исследуя атмосферные электрические явления, в 1752 г. соорудил первый в Америке громоотвод.

Открытия в области астрономии стали возможны благодаря изобретению и усовершенствованию телескопа. Так, с помощью изобретенной телескопической системы, состоявшей из двух линз одной выпуклой и одной плосковогнутой (окуляр), Галилей открыл спутники Юпитера, горы на Луне, сложность структуры Млечного Пути. В 1668 г. И. Ньютоном был изобретен зеркальный телескоп-рефлектор. С его помощью можно было увидеть спутники Юпитера. Х. Гюйгенс создал зрительные трубы хорошего качества и открыл кольца Сатурна, полосы на Юпитере, туманности в созвездии Ориона.

Среди других изобретения рассматриваемого периода надо отметить постройку чугунного моста через реку Северн в Англии (1779), так было положено начало эпохи железа как конструкционного материала. Появились первые установки водяного отопления и вентиляционные установки. В 1743 г. в Версальском дворце для Людовика 15 был установлен первый лифт.

Таким образом, в рассматриваемый период можно отметить бурное развитие техники и технологии и создание тем самым предпосылок для промышленной революции, начало которой связано с изобретением в Англии в 60-егг. XVIII в. парового двигателя Дж. Уатта. В XVII-XVIII вв. разрабатывались и усовершенствовались подзорные трубы, микроскопы, телескопы, пневматические, гидравлические и электрические приборы. Так на стыке науки и техники возникла новая отрасль ─ приборостроение. Её становление и развитие были напрямую связаны с потребностями экспериментальной техники и регулирования производственных процессов. Усилилось взаимодействие науки и производства (в области металлургии, горнорудного производства и др.), взаимодействие науки и техники.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.