Создание квантовой механики и теории относительности заложили новую квантово-релятивистскую картину мира, и физический мир, увиденный глазами ученого ХХ века, напоминал уже не огромный часовой механизм, а необъятную мысль.
Важнейшими научными приобретениями физической теории в 20-е гг. ХХ столетия стали:
· выявление корпускулярно-волновой природы света (эффект Комптона, 1922 г.);
· гипотеза о всеобщности корпускулярно-волнового дуализма: все "обыкновенные частицы" (электроны, протоны и др.) обладают волновыми свойствами, которые, в частности, должны проявляться в дифракции частиц (Луи де Бройль, 1924);
· волновое уравнение Шредингера (австрийский физик), описывающие поведение волн, соответствующих каждой частице (волн де Бройля), во внешних силовых полях (является основным уравнением нерелятивистской квантовой механики, волновой механики, 1926 г.);
· релятивистское уравнение для описания движение электрона во внешнем силовом поле, которое стало одним из основных уравнений релятивистской квантовой механики (П. Дирак, 1928);
· квантово-механическая теория ферромагнетизма, основанная на обменном взаимодействии электронов (В. К. Гейзенберг, П.Дирак, 1928 г.)
· создание релятивистской квантовой механики (П. Дирак, Нобелевская премия 1933 г.)
В 30-е гг. ХХ в. появились значительные научные труды в области физики полупроводников, физики ядра и элементарных частиц, в частности:
· А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
· И.Е. Тамм разработал квантовую теорию рассеяния света в кристаллах;
· К. Вагнер обнаружил существование двух типов полупроводников – электронных и дырочных;
· К. Янский изобрел первый радиотелескоп и открыл космическое радиоизлучение, чем положил начало радиоастрономии, в 1937 г. построил первый параболический радиотелескоп;
· Л.И. Мандельштам и Г.С. Ландсберг открыли селективное рассеяние света;
· В. Боте и Г. Беккером было открыто излучение большой проникающей способности, возникающее при бомбардировке бериллия альфа-частицами ─ привело к открытию нейтрона;
· М.А. Еремеевым в 1933 г. в Ленинграде построил первый циклотрон;
· Иваненко и Гейзенбергом в 1932 г. была создана протонно-нейтронная модель ядра;
· Э. Ферми в 1934 открыл искусственную радиоактивность, обусловленную нейтронами; в 1942 г. им же был запущен первый атомный реактор в Чикагском университете.
· Г.Н. Флёров (1913-1990) совместно с К.А. Петржаком в 1940 г. открыли спонтанное деление тяжелых ядер.
Стремление и дальше познать мир, космос, жизнь, строение вещества, сформулировать законы, которые управляют природой, обусловили открытия в других отраслях науки (химия, биология, астрономия и др.). Наиболее важными достижениями в этих областях стали:
· работы Гайтлера и Лондона, объясняли причину и специфику образования химических связей (они интерпретировали образование молекулы водорода);
· создание квантовой химии, структурной химии, появление кристаллохимии;
· в результате рентгенографического изучения аминокислот и белков, проведенного в 1936 г. К. Полингом были определены (Р.Б.Кори и др.) кристаллические структуры простейших аминокислот;
· А. Эддингтоном было открыто, что звезда - это газовый шар от поверхности до центра, а не жидкое тело, как считалось раньше;
· Э.П. Хабблом в 1923 г. с помощью построенного им 2,5 метрового телескопа-рефлектора было открыто в спиральной туманности созвездия Андромеды несколько звезд с переменным блеском, что подтверждало концепцию расширяющейся Вселенной А.Фридмана.
Революционные открытия в естественных науках были во многом обусловлены потребностями времени. В индустриальном обществе наука является одним из приоритетных направлений общественного развития, ее предназначение быть практически полезной и изменить в лучшую сторону жизнь и поведение людей. Теоретические достижения науки активно интегрируются в промышленное и сельскохозяйственное производство, оборонную и добывающую промышленность, сферу услуг и развлечений, экономическую сферу.
Развитие общественных наук также следовало «в ногу со временем». Поиск путей дальнейшего развития общества в условиях экономического кризиса, кризиса либеральных ценностей и роста популярности фашистских идей определили своеобразное развитие исторической и философской мысли, экономической теории, политического и социологического знания.