Огромное влияние на становление и развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг. Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А. Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Д. Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство. Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров, значительный отрыв в научной сфере от Европы (почти в 600 лет) был преодолен меньше чем за полвека.
Развитие естественных наук в России были связано, прежде всего, с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711 – 1765), совершившего открытия в области физики, химии, астрономии (закон сохранения энергии, молекулярная теория строения вещества, «эфирная» теория атмосферного электричества). Ученый предложил конструкцию светосильной зрительной трубы, усовершенствовал телескоп Ньютона, открыл атмосферу Венеры, наблюдая в мае 1761 г. за прохождением Венеры по диску Солнца. Научные интересы М.В. Ломоносова распространялись и на сферу гуманитарных наук, им была сформулирована антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства. Его литературные способности (он писал стихи) тоже заставляют восхищаться («Ода на взятие Хотина» и др.).
Развитие горнорудной промышленности в России повлияло на становлении геологии и минералогии. В. Татищев и Г. Генин составили подробные описания минералов, найденных на территории России (особенно на Урале и в Сибири).
Продолжилось развитие географических знаний. В 1725-27 гг. состоялась 1-ая Камчатская экспедиция В. Гоеринга и А. Чирикова, в ходе которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В ходе 2-ой Камчатской экспедиции (1733-43 гг.) под руководством А. Чирикова началось освоение Аляски. По итогам этих экспедиций С. Крашенинниковым было составлено «Описание земли Камчатской» с подробными картами этого региона. Следует также отметить географические экспедиции Мессершмидта в Сибирь (1716-23 гг.), И. Фалька на Алтай, Х. Берданеса в киргизские степи, В. Зуева в Южное Причерноморье (1740-50-у гг.). Все они имели общеевропейскую научную значимость.
В области развития гуманитарных наук в первой половине XVIII в. необходимо отметить, прежде всего, деятельность Г. Миллера и В. Татищева по сбору летописей и других архивных источников. Начался процесс их опубликования. Одновременно появились первые научные работы по отечественной истории аналитического характера П. Шафирова («История Советской войны»), В. Татищева («История Древней Руси»), Г. Миллера (статьи по древнерусской истории). Кроме того, в процессе изучения древних летописей Г. Миллер сформулировал норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. С ее аргументированной критикой выступил М.В. Ломоносов, сформулировавший антинорманнскую теорию.
В числе достижений этого периода – становление системы светского образования. Строительство флота, регулярной армии, развитие промышленности, освоение природных недр требовало квалифицированных специалистов. Российскому государству нужны были пехотные и морские офицеры, администраторы, ремесленники, рудокопы, заводчики, торговцы. В частности, с открытием в 1700 г. в Москве в Сухаревой башне «навигацкой» школы началось становление в России технического образования. Возникла сеть «цифирных» школ (это низшие провинциальные математические школы). Основанная еще в 1687 г. Славяно-Греко-Латинская академия превратилась в общероссийский центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, с 1701 года она стала Славяно-латинской академией.
Начала формироваться система военного образования, в частности была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров создавались специальные школы и Морская академия.
Развитие техники
Внешняя опасность, отсутствие выхода к морям, необходимость возвращения утраченных в годы Смутного времени территорий, возвращение «киевского наследства» (земель южной Руси, вошедших в состав Польши еще в период политической раздробленности) были доминантами развития страны, важнейшими причинами преобразований. В этой связи одним из важнейших направлений технического развития, переоснащения стала военная сфера.
В России создается военный флот, государственные верфи для постройки кораблей и Адмиралтейство. Одной из крупнейших корабельных верфей была Петербургская, где в период с 1707 по 1725 г. было построено 59 больших кораблей и 203 галеры и скампавеи (мелкие гребные суда). Балтийский флот в 1725 г. насчитывал 32 линкора, 16 фрегатов и 85 галер.
Военные преобразования Петра I завершились созданием регулярной армии. Сухопутные войска включали пехоту (гвардейские, гренадерские, линейные полки), артиллерию (осадные, крепостные, полевые полки) и кавалерию. Они приобрели стройную структуру: дивизия, полк, батальон, рота. Как отдельный род войск начали формироваться инженерные войска. Возникли специальные воинские команды для выполнения дорожных работ. На Украине, в Смоленске, в Сибири и на реке Каме, начиная с 1713 г., создается ландмилиция ─ военные поселения, предназначенные для военно-пограничной службы.
Для перевооружения армии были построены современные по тем временам оружейные и пороховые заводы. Крупнейшие в стране Олонецкий и Сестрорецкий оружейные заводы, где руководил работами талантливый оружейник В. Генин, были механизированы за счет водной энергии. В частности, Сестрорецкий завод действовал по принципу водяной мельницы: вода с высоты нескольких метров падала на огромные деревянные колеса и от валов этих «мельниц» приводились в действие станки и молоты. Отработанная вода, возвращавшаяся в реку, образовывала водохранилище. Сестрорецким оружейникам удалось добиться взаимозаменяемости частей ружей и пистолетов. На Охтинском пороховом заводе, оснащенном и механизированном также за счет водной энергий, регулируемой собственной плотиной на реке Охте, был усовершенствован ряд технологических процессов, вместо каменных жерновов появились тяжелые медные полые жернова, залитые внутри свинцом.
В развитии и создании военной техники Россия не только копировала западные образцы, но и создавала собственные «новинки», например, стала родиной боевых ракет. В 1680 г. в Москве было основано первое специальное «ракетное заведение» ─ артиллерийская школа. Первая пиротехническая лаборатория для изготовления фейерверочных и сигнальных ракет возникла в Петербурге и в 1717 г. на вооружение русской армии была впервые введена однофунтовая сигнальная ракета, поднимавшаяся на высоту 1 километр. Пушечное дело в России также во многом опережало западные страны. В частности, самим Петром I была выдвинута и реализована в 1717 г. идея о создании вместо деревянных более прочных железных лафетов (такая конструкция лафета была принята на вооружении в Европе только спустя 130 лет).
Формирование регулярной армии и строительство военно-морского флота предполагало внедрение также новых форм подготовки и обучения рядового и офицерского состава. Так, в «Описании артиллерии с чертежами» рассматривались правила составления масштабов, размеров орудий и мортир, устройство батарей в поле, приводились таблицы стрельбы, излагались способы навесной стрельбы бомбами и гранатами. 24 апреля 1720 г. был принят первый Морской устав ─ «Книга устав морской о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море».
Военные реформы базировались на мощном экономическом фундаменте. Уже в первой четверти XVIII в. в России возникло около 200 мануфактур, обслуживавших в первую очередь потребности армии и флота. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Однако, постепенно возникли мануфактуры, впускавшие продукцию гражданского назначения. В частности, появились шпалерная (гобеленовая) мануфактура, мануфактуры по производству бархата, парчи и позументов, мастеровая изба лекарственных инструментов и др. На кирпичных заводах было налажено производство кафеля, черепицы, других строительных материалов. В 1744 г. начал работу фарфоровый завод в Петербурге. Основывались, кожевенные заводы, бумагоделательные фабрики и т. д. Многие отрасли производства появились в России впервые, им не предшествовала ремесленная стадия развития.
Оснащение мануфактурного производства, в целом не уступало европейским мануфактурам, активно использовались различные гидротехнические сооружения, водяные и ветряные двигатели. Русские мастера разрабатывали новые технологические приемы. Появились, в частности, оригинальные модели токарных станков. Известный русский механик и изобретатель А.К. Нартов (1683-1756) изобрел и построил ряд совершенных и оригинальных по кинематической схеме токарных станков, часть которых была снабжена механическими суппортами, с помощью которых решалась задача изготовления частей машин строго определенной геометрической формы. В своей рукописи "Ясное зрелище махин" А.К. Нартов описал (представил чертежи и техническое описание) более 20 токарных, токарно-копировальных, токарно-винторезных станков различных конструкций, что свидетельствуют о его больших инженерных познаниях.
Вершиной строительной и технической мысли рассматриваемого периода стало строительство новой столицы Санкт-Петербурга, выросшей из крепости Санкт-Питер-бух, основанной Петром I на небольшом Заячьем острове 16 мая 1703 г. Одним из первостроителей города был итальянец Доминико Трезини (1670-1734), заключивший в 1703 г. контракт на должность инженера в России, где проработал 31 год. Под его руководством был выстроен форт Кронштадт ─ первая русская морская крепость. Среди других известных сооружений Д. Трезини подъемный мост через Кронверкский пролив, соединивший острова Заячий и Городовой и ставший прообразом висячих и цепных мостов в других частях города. В 1712-1733 г. был возведен каменный Петропавловский собор, ставший усыпальницей российских монархов, начиная с Петра Великого. Д. Трезини победил в конкурсе проектов на постройку здания Двенадцати коллегий и руководил его строительством, которое началось в 1722 г. Также Д. Трезини построил в 1710 г. Летний дворец Петра I в Летнем саду, по его проекту осуществлялась застройка Васильевского острова.
С приездом из Франции Ж. Б. Леблона, ставшего главным архитектором Петербурга в 1716 г., в столице были созданы 19 мастерских, которые готовили кадры строителей, владеющих самыми передовыми методами и идеями той эпохи.
Таким образом,благодаря реформам Петра I и практическим потребностям государства в первой половине XVIII в. происходит организационное оформление отечественной науки. При этом активно использовались опыт и знания ведущих европейских ученых. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Значительный вклад в развитие отечественной научной мысли внесли работы ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, затронувшие самые различные отрасли научного знания. Однако российская наука находилась в процессе своего становления и пока еще существенно отставала от европейской науки.
Через 600 лет после Европы в России возникло светское образование, страна нуждалась в подготовленных кадрах. Школа давала ученикам светское мировидение, формировала рационалистическое мировоззрение. Началось создание своей интеллектуальной элиты. В то же время, отношение самого населения к образованию было резко отрицательным. Основная масса народа не имела никакой потребности в учении, считая его не только излишней роскошью, но и вредным делом.
Создание отечественной науки и светского образования носило ярко выраженный политический характер, они должны были служить, прежде всего, практическим потребностям государства.
Техническое развитие российского государства в первой половине XVIII столетия также стимулировалось необходимостью решения важнейших государственных задач, в первую очередь внешнеполитических. На возникших мануфактурах активно использовались достижения западной и отечественной технической мысли, появились собственные технологические приемы. Однако мануфактурно-промышленный прорыв России происходил на крепостнической основе. Рост производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, посессионных (купленных) и государственных крестьян. Развитие мануфактурного производства в России было вызвано потребностями государства, но не рынка.