Пиктографическое, идеографическое, слоговое и звуковое письмо. Графика, графема, буква. Алфавит, азбука. Латиница, кириллица, глаголица. Двузначные и однозначные буквы алфавита. Многозначность букв в слове. Графический слог, буквосочетание. Слоговой принцип графики. Написания, нарушающие слоговой принцип графики. Графические орфограммы.
Самостоятельная работа
1. Проведите сопоставительный анализ букв кириллицы и гла- голицы.
2. Сделайте реферативный обзор реформ русской графики.
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ
Орфография — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий соотношение графической единицы речи (письменного текста) и фонологической единицы языка вне позиции ее максимальной дифференциации (слабой, по МФШ).
Основные понятия орфографии: орфограмма, орфографический принцип.
Орфограмма— проблемное написание в ситуации выбора из нескольких графических единиц (т.е. задача выбора).
Орфографический принцип — лингвистическое основание, критерий такого выбора (т.е. ключ к решению задачи).
Морфологический (морфофонематический, по МФШ) принцип: выбор графемы определяется сильной позицией* данной фонемы* в данной морфеме*.
Традиционный принцип; графемой обозначается (в соответствии -с традицией письма) один из компонентов гиперфонемы.
Фонетический принцип: графема отражает некоторые из модификаций фонемы в речевом потоке.
Кроме лингвистической некорректности мотивации выбора буквы в последней группе написаний следует отметить и то, что они противоречат основной идее современной русской орфографии: требованию неизменности графического облика морфемы, постоянства, единообразия написания, игнорирования при письме современных звуковых модификаций материальной оболочки слова.
Правила русской орфографии складывались постепенно, стихийно, поэтому за тысячелетнюю историю русского письма его изначальная основная идея стала едва различимой под более поздними наслоениями.
В XIX в. был предпринят свод этих правил, в XX — осуществлена первая попытка привести их к единообразию, но реформа орфографии в нужном объеме так и не была проведена, хотя необходимость в ней давно назрела, осознается подавляющим большинством носителей языка, и, начиная с 1904 г. , выдающимися отечественными учеными готовится лингвистическая база для такой реформы.
В своде современных правил орфографии много противоречивых и даже алогичных, из большинства которых имеются еще исключения и даже исключения из исключений (например: в суффиксе -ЕНН- отыменных прилагательных надо писать две буквы Н, исключение — ветреный, но: безветренный и т.п.).
Сами формулировки правил зачастую настолько неточны, что просто провоцирует неразличение звука и буквы, значимых частей слова (морфем) и отдельных слов и т.п. Например: «Правописание безударных гласных (звуков, букв?) в корнях» и рядом — «Правописание чередующихся гласных (??) в корнях». «Правописание на стыке (?!) приставки и корня». «Частица НЕ пишется слитно со всеми словами, которые не употребляются без НЕ: нельзя, нелепый... (?!)»
и т.п. Не больше логики и в многочисленных исключениях из правил, создающих иногда почти анекдотические ситуации: *В конце наречий на шипящий пиши Ь, но если уж, замуж, невтерпеж — тогда не надо...».
Из вышесказанного становится понятным, что для изучения орфографии как раздела языкознания необходимо, сняв многочисленные грубые мазки времени, восстановить ее изначальную главную лингвистическую идею, на основании которой и требуется систематизировать все орфографические правила.
Для начала нужно еще раз четко определить, чем ведает орфография.
Теория современного русского письма, как известно, состоит из двух разделов: графики* и орфографии. Графика регламентирует передачу на письме звуков, точнее функциональных звукотипов в условиях их наибольшего различения, по терминологии МФШ — звуков сильной позиции. Во всех остальных случаях, т.е. в слабой позиции, выбор букв на письме регламентируется уже орфографией, т.е. орфография регламентирует написания в ситуации выбора из нескольких графических средств (чаще всего из нескольких букв).
Орфография определяет, какую именно букву выбрать для передачи звука слабой позиции (I, основной раздел орфографии); как написать части фонетического слова (П раздел: слитно, раздельно, через черточку); какой вариант начертания буквы необходим (III раздел: об употреблении прописных букв); как разделить слово для переноса (IV раздел); как сократить его при необходимости (V раздел) и как отразить на письме отношения между словами в предложении (пунктуация, которая тоже входит в орфографию как систему правописания в широком смысле слова).
В тот период, когда великие просветители славянства Кирилл и Мефодий создавали свою систему письма, слабых позиций практически не было: слоги в славянских языках той поры были, как правило, открытыми; в безударном положении различалось то же количество гласных, что и под ударением. Писавшие, зная звуковые значения букв, без особых затруднений обозначали ими на письме соответствующие звукотипы. Пунктуационных же проблем и вовсе не возникало, так как не только слова, но и предложения на письме не отделялись друг от друга, а место переноса слова определялось размером листа.
Первыми орфограммами* были, очевидно, т.н. графические орфограммы, связанные со слоговым принципом графики и отступлениями от него (ча, ща, чу, щу, затем — жи, ши).
Орфограммы в нашем понимании рождаются тогда, когда после падения редуцированных гласных появляется несметное число закрытых слогов, когда с изменением характера ударения мы начинаем различать в безударном положении лишь два звука (и, у//ы, у) вместо шести (и, э, о, а, у, ы), различаемых под ударением.
Необходимость отделять друг от друга в письменном тексте слова, предложения и разграничить их смысловые разновидности рождает систему пунктуации.
Сложившаяся в течение столетий традиция письма приучила писавших к неизменности буквенного облика написанного слова (морфемы), игнорирующего пространственные и временные вариации произношения. Так со временем выкристаллизовалась основная идея нашей орфографии — стремление к сохранению незыблемости буквенного состава морфемы и принципа его определения по сильным позициям звуков в данной морфеме.
В 95% написаний буквенный облик морфемы постоянен, т.е. фонетические чередования* звуков слова в потоке устной речи* не получают отражения на письме.
В 80% случаев мы можем аргументировать свой выбор данной буквы сильной позицией данного звука в данной морфеме (напоминаем: буквы алфавита создавались для обозначения звуков сильных позиций). Это написания, которые в школе принято называть проверяемыми (написания по опорным словам).
В 15% таких единообразных написаний выбор буквы в современном письме уже не может быть аргументирован живыми языковыми отношениями, требуется этимологический анализ слова, его первоначальной структуры, связей. Такие написания в школе называются беспроверочными или словарными. Написание каждого такого слова нужно заучить, используя для этого различные вспомогательные, мнемонические приемы (по образцу бессмертного «каждый охотник желает знать, где сидит фазан...»).
К отбору таких слов надо подходить утилитарно: запоминать написания слов прежде всего активного* словаря, т.е. тех, которые постоянно используются говорящим при построении высказывания (помня, естественно, о необходимости расширять и активизировать* словарный запас).
И, наконец, есть небольшая группа написаний (~5%), противоречащих основной идее нашей орфографии: буквенный облик морфемы изменяется, пишется то одна, то другая буква, выбор основывается на специальных правилах и исключениях из них.
Необходимо четко обособить группы таких непроверяемых написаний, объединить однотипные правила, мнемонически подкрепить их усвоение.
Таким образом, все орфограммы I раздела орфографии (правила выбора буквы для передачи на письме того или иного звука морфемы) могут быть объединены в 3 основных блока.