Наша речь представляет собой непрерывный поток артикуляций, в котором невозможно вычленить материальные сегменты, соответствующие отдельному звуку. Из-за инертности речевого аппарата артикуляции отдельных звуков взаимоналагаются; в пределах типичного для современного русского языка слога согласный+глас-ный (СГ) они практически неразделимы: слог — единовременное выполнение всех речевых команд, единая слитная артикуляция, результатом которой является нерасчлененность акустических характеристик звуков в его пределах.
Поэтому рассмотренные ранее идеальные характеристики основных оттенков фонем в реальном речевом потоке* постоянно и значительно модифицируются (изменяются) под влиянием соседних звуков и места в слове, фразе. Различают комбинаторные" и позиционные* модификации звуков.
Для фонетической системы современного языка из комбинаторных модификаций наиболее значимы, оттенки, возникающие в результате взаимной адаптации звуков в пределах слога СГ (так называемая прогрессивная и регрессивная аккомодация*) и в сочетаниях СС (регрессивная ассимиляция*). Из позиционных модификаций звуков наибольшего внимания заслуживают утрата голосовых со-
1Бондарко Л. В. Звуковой строй.. С. 116.
ставляющих согласными абсолютного конца и количественная и качественная редукция* безударных гласных в слове (качественные изменения звуков, связанные с сокращением их длительности).
Соотношение по длительности ударных и безударных гласных в слове отражает так называемая формула А.А, Потебни: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить гак: 1, 2, 3, I»1.
Из-за сокращения времени, отведенного на работу органов речи при произношении безударного гласного, артикуляционные работы выполняются не в полном объеме, что резко снижает их качество, делая звуки нечеткими, невыразительными, «сомнительными», по школьной терминологии, т.е. разрушает оппозицию.
Безударный гласный с точки зрения артикуляции — звук, в котором из-за мгновенности и нечеткости движений органов речи «смазываются» фазы артикуляции и практически отсутствует основная фаза — выдержки.
Акустически безударный гласный — это звук, не имеющий четкой формантной структуры, лишенный своего главного, стационарного* участка, по которому мы его как раз и опознавали.
Например, ударный гласный в слове ПЯТЬ можно схематически представить следующим образом: [ ] {артикуляция: экскурсия — выдержка — рекурсия; акустика: первый переходный участок — стационарный, характерный участок — второй переходный участок).
Предударный гласный в слове ПЯТИ будет выглядеть так: [ ]
(гласный предударного слога сокращается на 1/3, но эта треть — его основной участок, поэтому количественные изменения приводят к изменению качества гласного, мы воспринимаем его как редуцированный* [и].
Редукция* отражает одну из основных тенденций в развитии фонетической системы: в русском языке, как и в большинстве славянских, упрощается система гласных (за счет уменьшения их количества, увеличения их позиционной зависимости и неравновероятности в тексте). Система согласных, наоборот, усложняется: увеличивается число консонантных единиц, складывается корреляция по глухости-звонкости и твердости-мягкости. В результате таких
1Потебня А. А. О звуковых особенностях русских наречий // Филологические записки. Вып. 1. Воронеж, 1865. С. 63. (Ср. формулу Потебни для соотношения ударных—безударных в украинском языке: 1– ¾ –2 ¾ – 11/4 в кн.: огородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. Казань, 1913. С. 378.)
преобразований снижается информативность гласных в тексте, основную информационную нагрузку берут на себя согласные1.