Слог. Теории слога: античная, экспираторная, мускульного напряжения, сонорная и др. Сильноначальные, сильноконечные и двухвершинные согласные. Шкала сонорности, закон восходящей звучности. Слогоделение. Интервокальная группа согласных. Открытые, закрытые и неприкрытые слоги. Ударные и безударные слоги. Слогоделение и правила переноса слов.
Самостоятельная работа
Разделить текст на минимальные отрезки: а) согласно теориям слога; б) согласно правилам переноса слов.
Ударение и интонация
Ударение*— суперсегментная единица языка, фонетическое средство смысловой организации речевого потока, выделения в нем номинативных и коммуникативных языковых единиц. Для каждого языка характерно свое соотношение составляющих цементирующего раствора, соединяющего кирпичики звуковых сегментов в смысловые блоки.
Для определения специфики русского ударения необходима сопоставительная характеристика всех физических параметров ударных и безударных слогов: их соотношение по длительности, частоте, интенсивности, формантной структуре, слоговым контрастам, что способствует осознанию самого феномена ударения вообще.
Носителем фонетических, материальных характеристик словесного ударения выступает прежде всего гласный элемент слога (в связи с большими фонетическими возможностями по сравнению с согласным), хотя противопоставлены в речи обычно ударные/безударные слоги, а не звуки.
Для разграничения ударных/безударных гласных в русском языке наиболее значимы их длительность и качество. Самая яркая характеристика русского ударения — квантитативность (количествен-ность, длительность)1.
Безударный гласный с точки зрения артикуляции — звук, при произношении которого нет времени на выполнение артикуляцион-
1 «Традиционное обозначение ударения как динамического не отражает его акустической природы, однако при восприятии ударный слог при любом способе его выделения (курсив мой. — А С.) оценивается как более сильный, и поэтому термин "динамическое ударение" может быть оправдан с перцептивной точки зрения» (Бондарко Л. В. и др. Основы общей фонетики... С. 90).
ных работ в нужном объеме, артикуляция «смазана», нарушена «трех-фазовость» звука, он превращается в невыразительный «рторазмыка-тель», необходимый для завершения полной артикуляции согласных» несущих основную информативную нагрузку в речевом потоке.
Акустически безударный гласный — очень краткий, нечеткий, невыразительный, «сомнительный» звук, лишенный, как правило, стационарного, характерного участка, не имеющий четкой формантной структуры.
Все виды «несловесного»* ударения получают свое выражение через те же физические характеристики ударного слоги слова, за счет все той же интенсивности, длительности, частоты, формантной структуры и движения основного тона слогообразующего элемента.
Можно сказать, что если словесное ударение — способ объединения сегментных материальных единиц в номинативную, то синтаг-менное — способ трансформации номинативных единиц в коммуникативную.
При этом на смену оппозиции ударный слог//безударные слоги слова приходит оппозиция ударный слог центрального слова//утр-ные слоги других слов синтагмы. Выделение центрального слова синтагмы (в нейтральном контексте — это последнее слово), сопровождается изменением движения основного тона*.
Средством «формирования высказывания и выявления его смысла»1 является интонация*, представляющая единство компонентов: мелодики*, интенсивности*, длительности*, темпа* я тембра* произнесения.
Суперсегментная фонологическая единица — интонема' (фонема тона*, интонационная конструкция*) выполняет в русском языке кульминативную* и делимитативную* функции, выступая так же, как и фонема, смыслоразличителем, обеспечивая дифференциацию функциональных и эмоциональных типов предложения и их актуальное членение.
Анализ оппозиций позволяет констатировать, что в русском языке имеется 7 основных типов интонационных конструкций (ИК), которые представлены различными модификациями основных оттенков в зависимости от смысловых и экспрессивно-стилистических нюансов. В речи они, как и другие фонетические единицы, значительно варьируются на уровне их акустических составляющих.
В ИК выделяются три компонента: предцентр, центр и постцентр. Различительными (дифференциальными) признаками ИК являются:
1Торсуева Ш. Т. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С.197.
— направление движения основного тона на гласном центра:
— соотношение уровней основного тона предцентра и постцентра. Отсутствие данных различий компенсируется модификациями
центра1.
Система фонем русского языка (фонемный инвентарь*) устанавливается по позициям максимальной дифференциации, с использованием метода квазиомонимов*. Система ИК может быть установлена таким же методом, обеспечивающим перемещение интонации «в светлый пункт сознания», делающим ее единственным смыслораз-личителем. Методом «квазиомонимов» в данном случае станет сопоставление высказываний, различающихся лишь типами ИК, т.е. имеющих одинаковую лексико-грамматическую структуру, один и тот же интонационный центр (Напр: Какой у нее голос / Какая там погода/ и т.п.).
Перемещение центра ИК, по Брызгуновой Е. А., это и есть традиционное «.логическое» ударение с фонетической точки зрения, а эмфатическое, очевидно, будет репрезентировать (представлять) эмо-тивные варианты ИК в отличие от нейтральных.
«Произнесение отдельного слова — явление не столь частое в ситуации речевого общения»2. Употребляясь как вопросно-ответная реплика в диалогической речи, слово трансформируется во фразу, т.е. слрвесное ударение становится фразовым ударением конечной, наиболее однозначно оформленной синтагмы. (Неконечным синтагмам, по Е.А. Брызгуновой, свойственна значительная синонимия ИК.)
Интонема (фонема тона, ИК) является, таким образом, основной супрасегментной единицей языка, обязательным условием функционирования его сегментных единиц (фонем), непременным признаком звучащей речи.
Терминологический словарик
Ударение, интонация, мелодика, основной тон, обертоны, тембр, темп, пауза. Словесное ударение; разноместнос, подвижное, побочное ударение, Энклитики и проклитики. Ударение тактовое, фразовое, синтагменное. Ударение «несловесное», «логическое», «эмфатическое». ИК: центр, предцентр, постцентр, перемещение центра. Нейтральные-и эмотивные ИК. ИК и «выразительное» чтение.