Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 18. Убеждающее выступление,



его основные особенности

 

Убеждающая речь - это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь. Убедить - это заставить поверить в вашу правоту.

 

Существуют следующие основные виды убеждающих выступлений:

 

воодушевляющие;

агитационные;

собственно убеждающие.

 

Воодушевляющее выступление

Они ставят целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад. Такие выступления должны пробудить эмоции, напомнить людям известное, но не вполне осознаваемое ими, обострить в их сознании значение происходящих или произошедших событий.

К таким выступлениям относятся, например, речь тренера перед игрой, настраивающая команду на победу, выступление кандидата на выборах перед своими сторонниками, в которой он выражает уверенность в победе, выступления лидеров на съезде победившей партии, выступление с характеристикой успехов работы организации во время празднования ее юбилея и т.д.

Правила подготовки воодушевляющего выступления

1. Краткость, но не односложность (не менее 1-2 минут).

2. Повышенная эмоциональность.

3. Напомнить о предшествующих успехах и победах.

4. Восхититься профессиональными качествами, решительностью, моральным духом участников предстоящих событий.

5. Обязательно выразить уверенность в успешном преодолении предстоящих трудностей.

 

Агитационное выступление

Агитационные выступления ставят целью побудить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий. Агитационное выступление всегда призывает собравшихся что-то сделать, предпринять, совершить поступок. Приводятся только аргументы ЗА, в поддержку защищаемого тезиса.

К агитационным выступлениям относятся речи на политических митингах, призывающие поддержать того или иного кандидата на выборах, рекламные выступления, выступления на собраниях с призывами поддержать какую-либо инициативу, принять участие в каком-либо деле или общественной акции, выступления с призывом приступить к чему-либо или отказаться от чего-либо. Это выступления, заканчивающиеся призывами типа: Покупайте! Страхуйтесь! Бросьте курить! Откажитесь от жирной пищи! Примите участие! Пожертвуйте!, Поставьте свою подпись! Обратитесь к своему депутату и потребуйте! Голосуйте за… и т.д.

Правила подготовки агитационного выступления

 

1. Выступление должно быть эмоциональным.

2. Оно должно быть кратким и образным.

3. Необходимо говорить короткими фразами.

4. Громкость должна быть выше средней.

5. Выступление должно дать слушателям все необходимые данные для принятия ими немедленного решения.

6. Должны приводиться аргументы ЗА.

7. Не должно остаться никаких неясностей или недоговоренностей.

8. Необходимо учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди должны иметь средства, чтобы купить то, к чему их призывают, призыв к голосованию должен быть обращен к людям, имеющим право голоса и т.д.).

9. Аудитория должна быть приведена к согласию.

10. Выступление должно завершиться прямым призывом к совершению конкретного действия.

 

Собственно убеждающее выступление

 

Собственно убеждающие выступления ставят целью побудить аудиторию принять определенную точку зрения, оценку событий, мнение.

К такого рода выступлениям относятся выступления политиков и кандидатов на выборные должности с изложением своей программы, публицистические выступления на митингах и собраниях, морально-этические выступления, выступления известных людей по тем или иным обсуждаемым в обществе проблемам с предложением того или иного их решения, выражением собственной точки зрения, а также проповеди. В собственно убеждающем выступлении обычно приводятся аргументы и ЗА, и ПРОТИВ, и показывается, что тезис, защищаемый выступающим, наиболее аргументирован.

Это наиболее трудный вид убеждающих выступлений и публичных выступлений вообще. Нам иногда нелегко бывает убедить в чем-либо даже одного близкого человека, а убедить аудиторию гораздо сложнее. Умение выступать с эффективными убеждающими выступлениями - мечта любого политика, руководителя учреждения, журналиста, телеведущего, ученого.

Собственно убеждающее выступление - это синтез всех знаний, умений и навыков оратора, это отражение высокого уровня его общей риторической подготовки.

Правила подготовки

собственно убеждающего выступления

 

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

· будьте эмоциональны;

· обращайтесь к жизненно важным фактам;

· старайтесь показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

· отвлекайтесь в изложении;

· будьте лаконичны;

· ссылайтесь на авторитеты;

· используйте цифры;

· опирайтесь на наглядность;

· используйте юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, который обсуждают в обществе и по которому в обществе есть разные точки зрения.

3. Продолжительность выступления - 3-5 минут, не более.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины - что правда, что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказанный тезис.

 

Задания

 

1. Какие утверждения правильные?

 

1. Убедить аудиторию – значить привести доказательства, которые не вызовут возражения.

2. Убедить аудиторию – это заставить поверить в правоту оратора.

3. Доказывать и аргументировать – это одно и то же.

4. Убеждение включает внушение.

5. Убеждение не предполагает внушения.

6. Убеждение включает эмоциональное и психологическое воздействие.

7. Убеждение осуществляется логическими методами.

8. Доказательство – это обоснование правильности выдвинутого тезиса.

9. Рассуждение – это приведение аргументов, которые подводят слушателей к выводу (тезису).

10. Рассуждение – это совокупность объяснений оратора в ходе выступления.

11. Для воодушевляющего выступления прежде всего важна повышенная эмоциональность.

12. В агитационных выступлениях приводятся только аргументы ЗА.

13. Агитационные выступления предлагают аудитории сделать выбор.

14. Агитационные выступления делают выбор за слушателей.

15. В агитационных выступлениях призыв не обязателен.

16. В собственно убеждающих выступлениях содержится аргументация ЗА и ПРОТИВ.

17. Продолжительность собственно убеждающего выступления должна быть не более 5 минут.

18. Собственно убеждающее выступление должно быть высокоэмоциональным.

19. Защищаемый тезис должен быть несколько раз повторен.

20. В собственно убеждающем выступлении должен затрагиваться вопрос истины.

 

2. Прочитайте текст воодушевляющего выступления президента клуба болельщиков перед футбольной командой.

 

Итак, завтра мы играем со «Спартаком». Это важнейший для нас матч, от которого во многом будет зависеть турнирная судьба нашей команды. «Спартаку» надо стать чемпионом, нам – остаться в высшей лиге. «Спартак» – грозная команда, действующий чемпион и лидер первенства. Но разве это дает нам сегодня повод ее бояться? «Спартак» проигрывал более слабым командам, которые поставили себе цель его обыграть. Мы тоже обыгрывали в прошлом грозный «Спартак» – что может помешать нам сделать это и в этот раз? У нас сегодня прекрасный боевой состав, сплав опытных ветеранов с прекрасными амбициозными молодыми футболистами, которым пора громко заявить о себе. Наши болельщики считают, что завтра для этого – самое время!

Вам гарантирована поддержка 30 тысяч искренних болельщиков – все билеты на игру давно проданы. Мы уверены, что увидим прекрасную игру, великолепный зрелищный футбол и вы порадуете нас результатом!

Мы все патриоты нашего города и нашей любимой команды. Наша поддержка вам обеспечена. Порадуйте и вы нас! Дело за вами! Мы любим вас и надеемся на вас!

 

Что бы вы изменили, исправили в этом выступлении? Что можно добавить?

Внесите изменения и произнесите эту речь перед футболистами.

 

3. Произнесите воодушевляющую речь:

 

· перед трудным экзаменом,

· перед самым трудным участком вашего похода по горам,

· перед сторонниками вашего политического движения накануне выборов,

· перед субботником по очистке города;

· на Дне города – от имени молодежи города (молодежь не подведет старшее поколение);

· перед началом ремонта в вашей квартире.

 

4. Прочитайте тексты агитационных выступлений, подготовленных школьниками.

 

а) Дорогие ребята! Вы все знаете, как важно чистить зубы. Как неприятно, когда у тебя или у кого-нибудь другого пахнет изо рта или зубы темные, когда он открывает рот. Просто подходить к такому человеку не хочется, даже если он симпатичный. А если это девушка, то вообще стыдно. Она должна улыбаться, а когда улыбнется и у нее плохие зубы, то очень неприятно, лучше бы не улыбалась. А кто захочет познакомиться с девушкой, которая не улыбается и держит рот закрытым?

Сейчас такие красивые зубные щетки, вкусные зубные пасты, можно выбрать, какая тебе нравится. И стоят уже не очень дорого. И занимает чистка зубов совсем мало времени, так что не надо жалеть свое время на чистку зубов. Так что чистите зубы два раза в день - утром и вечером, а днем жуйте жвачку, как советуют по телевизору. И вы будете красивыми и привлекательными. И не стыдно будет открывать рот.

 

б) Посмотрите, какой у меня котенок. Он маленький, пушистый, ласковый. Его так приятно гладить. Он вырастет и будет ловить мышей, и вам не надо будет его кормить. Он всегда встретит вас у порога, когда вы придете домой, и будет вилять хвостиком и ласкаться. Вы будете покупать ему «Вискас» и «Китти-кэт», и он будет вам благодарен. Он будет с вами играть, и вы будете играть с ним весь день. Ведь у вас нет дома кошки? Возьмите у меня котенка, и у вас будет дома друг. Я бесплатно отдам его вам. Ну что стоите? Берите!

 

в) Завтра воскресенье. Зачем сидеть дома? Погода хорошая, надо поехать на лыжах. Берите свои лыжи и поехали вместе. Возьмите, кроме лыж, палки, а также что-нибудь поесть и термос с чаем. Я всегда так делаю. Приятно пить горячий чай на лыжной прогулке. В прошлое воскресенье я ездил, и в субботу тоже. Мне очень понравилось. И вам понравится. А то сидите дома весь день! Можно поехать на водохранилище, а можно в лес. Куда захотим, туда и поедем. Ну что молчите? Соглашайтесь! Завтра в 9 утра встречаемся. Ну, как хотите.

 

Проанализируйте агитационные выступления. Все ли правила агитационного выступления соблюдены? Какие не соблюдены?

Проанализируйте аргументы, которые есть в этих текстах. Сколько их, удачные ли они? Какие следует сохранить, какие выбросить, какие добавить?

Исправьте, дополните выступления и произнесите их от себя.

 

5. Подготовьте убеждающее выступление «Телевизор смотреть полезно».

Подберите к этому тезису не менее пяти аргументов, расположите их в определенном порядке, сделайте вывод.

Можете использовать слова и выражения: дальние страны, информация, отдых, кинофильмы, не выходя из дома, учеба, концерты, новые места, полезные советы, вся семья вместе, новости, викторина, спектакли лучших театров и др.

 

6. Подготовьте агитационное выступление «Записывайтесь в платную группу углубленного изучением иностранного языка».

 

7. Подготовьте агитационное выступление, заканчивающееся призывом «Ешьте шоколад!», «Пейте пепси-колу!» (по выбору). Приведите не менее пяти аргументов, почему это надо делать.

Можно использовать слова и выражения: вкусно, полезно, освежает, утоляет жажду, красивая упаковка, любят все, можно купить везде, стоит недорого, можно сдать бутылку и т.д..

Добавьте свои аргументы и выступите на эту тему.

А теперь аналогичным образом аргументируйте тезисы «Не ешьте шоколад!». «Не пейте пепси-колу».

 

8. Подготовьте агитационные выступления на следующие темы:

 

· Надо провести субботник и убрать мусор в нашем дворе.

· Заведите себе кошку!

· Надо поставить железную дверь на подъезд.

· Надо сделать в квартире ремонт.

· Голосуйте за (политического деятеля)!

 

9. Прочитайте текст убеждающего выступления.

 

Мы должны любить животных. Они наши друзья. Еще в Древнем Риме и Египте люди держали домашних животных, чтобы получать радость от общения с ними. Собаки, кошки, кролики, хомячки, попугайчики - это ведь такие замечательные и забавные существа! С ними так весело и приятно жить! Они любят своих хозяев, они помогают вам приобрести хорошее настроение, развлекают. Они помогают одиноким людям жить - психологи это давно установили. Не случайно в мире сотни миллионов домашних кошек и собак. Американские ученые установили, что старые люди, у которых есть домашние животные, дольше живут, потому что чувствуют себя нужными - ведь им надо ухаживать за существами, которые от них зависят. Вот посмотрите на эти фотографии - люди с домашними животными. Правда, счастливы и те, и другие? В Англии количество домашних животных превышает количество жителей страны. Домашних животных держали практически все выдающиеся полководцы и государственные деятели прошлого.

Некоторые люди не любят домашних животных - говорят, что их хлопотно содержать, нужно кормить, от них грязь и плохой запах. Но разве нельзя это же самое сказать и в адрес маленьких детей, пожилых людей и даже автомобилей? С ними со всеми хлопотно, однако никто не говорит, что они не нужны! Польза и радость от домашних животных гораздо больше, чем доставляемые ими хлопоты.

Домашние животные оказывают и практическую пользу - собака принесет вам тапочки, защитит от воров, а собачья шерсть идет на лечебные носки и шарфы. У меня есть собака и кошка, и я не представляю свою жизнь без этих милых существ.

Любите домашних животных - они делают нашу жизнь лучше и веселей.

 

Это агитационное или собственно убеждающее выступление? Обоснуйте свой ответ.

Какие достоинства и недостатки вы можете отметить?

Какие правила подготовки собственно убеждающего выступления соблюдены, какие - нет?

Какие приемы усиления убедительности применены в этом выступлении?

Что бы вы исправили в этом выступлении? Внесите необходимые исправления и выступите на эту тему.

 

10. Приведите аргументы к приведенным ниже тезисам, используя приемы усиления аргументов:

Образец: Каждый день надо чистить зубы. - Каждый день надо чистить зубы. Это знали еще древние - специальные зубочистки, а потом и щетки для чистки зубов уходят в глубь веков. Японские археологи нашли предметы ухода за зубами, датируемые первым тысячелетием до нашей эры.

 

Полезно есть лук.

Жевательная резинка полезна.

Спать надо не менее 9 часов.

Надо всем уметь плавать.

Кошки успокаивают нервы хозяевам.

Спорт продлевает жизнь.

Жесты передают информацию так же, как и слова.

Мед полезен для здоровья.

Добрые люди дольше живут.

Чем ближе ты подходишь к человеку, тем легче его убедить.

Чем меньше принимаешь лекарств, тем здоровее будешь.

Кто быстро бегает, тот быстро соображает.

 

11. Подготовьте убеждающее выступление на одну из следующих тем:

Фильм, который надо посмотреть

Книга, которую надо прочитать

Вещь, которая должна быть в каждом доме

Нужно заботиться о стариках

К зубному врачу надо ходить, пока еще зубы не болят

 

12. Прочтите результаты социологических опросов, статисти-ческие данные и подготовьте двухминутное убеждающее выступление по данным материалам. Выберите тезис для выступления, основанный на результатах опроса, и развейте его, используя результаты опроса как исходную точку своего рассуждения. Используйте данные статистики и в ходе самого выступления.

 

1. Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи?

 

1997 г.

плохое и очень плохое -52,9%

среднее - 41,3%

хорошее и очень хорошее - 4,1 %

затрудняюсь ответить -1,8%

 

2001 г.

плохое и очень плохое -40,3%%

среднее -51,7%

хорошее и очень хорошее - 6,1 %

затрудняюсь ответить -1,8%

 

«Аргументы и факты», № 48, 2001 г.

 

3. Самые опасные профессии

 

В мире В России

Профессия % Профессия балл
учителя 41,5 офицер ВС 270,07
медсестры 31,8 летчик гражданской авиации 235,60
менеджеры 27,8 офицер МВД (ГИБДД) 104,21
водители 21,7 спасатель 96,77
охранники 19,0 микробиолог (в промышленности) 86,06
писатели, актеры, спортсмены 16,8 офицер спецслужб 66,12
строители 16,5 специалист атомной промышленности 49,14
ученые, инженеры 13,0 специалист химической промышленности 49,97
продавцы 12,8 каскадер 39,53
электрики 11,5    
уборщицы 10,9    
металлурги 9,9    
фермеры 8,3    
мясники 6,8    
ткачихи 6,7    
парикмахеры    

Health and Safety Executive Report, 2001; по данным журнала «Карьера».

 

В мировом рейтинге указаны те, кто чаще испытывает на работе стресс ( в % от числа опрошенных). Рейтинг для России определялся с учетом показателей смертности на тысячу работающих, вероятности профзаболеваний и криминальных рисков, и показателей компенсирования этих рисков (зарплата, выход на пенсию, социальное обеспечение и т.п.).

 

«Аргументы и факты», № 48, 2001.

 

3. Соотношение военных потенциалов России и США

 

  Россия США
численность населения (млн. чел.) 144,8 282,1
численность мужчин, годных к военной службе (млн.чел. )
военный бюджет (млрд.долларов) 8,36 292,3
численность регулярных вооруженных сил (тыс.чел.)
В том числе:
сухопутные силы (тыс.чел.)
ВВС (тыс.чел.)
ВМС (тыс.чел.)
межконтинентальные баллистические ракеты
межконтинентальные бомбардировщики
танки
реактивные установки
артиллерийские орудия
истребители
самолеты-заправщики
вертолеты
авианосцы
эсминцы
атомные ударные подводные лодки
дизельные подводные лодки
десантные корабли

 

Таблица составлена на основании данных, полученных из различных источников: Миинистерства обороны и Миинфина, нескольких интернетовских сайтов, отечественных и зарубежных СМИ,а также предоставленных независимыми экспертами.

«Аргументы и факты», № 48, 2001 г.

 

4. Что такое патриотизм?

 

героические действия, готовность к самопожертвованию - 29%

любовь к Родине -32%

гордость за свою страну -=4%

девальвированное понятие -6%

затрудняюсь ответить -29%

 

По данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» («Известия», 4 декабря 2001 г.).

 

5. Наиболее важные для россиян приоритеты (располагаются по убыванию).

достаток

безопасность

закон

семья

мир

справедливость

стабильность

труд

достоинство

духовность

свобода

успех

религия

воля

терпимость

сила

(По данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение»; «Известия», 17 ноября 2001 г.).

 

 

6. Чего боятся американцы

 

публичных выступлений -51%

высоты -40%

змей -38%

инфаркт, паралич, стригучий лишай -18%

«Известия, 25 апреля 2001 г.

 

7. Чем Россия лучше Америки?

 

Сергей Б., 32 г., электромонтажник: - Военной техникой. У нас есть то, чего у них нет. Например, в авиации и космосе.

Людмила С., 46 л., преподаватель французского языка: - Людьми своими. Добротой и где-то даже чистотой.

Максим С., 20 л., инженер-строитель: - Оружием, продуктами. Они у нас чистые. А оружие совершеннее. И Еще многим: головами, умами.

Валентина Р., 53 г., учительница: - У нас люди образованнее. Часто по телевизору показывают, что у американцев журналист спросит, например, где находится Россия, они, не зная ничего, наврут с три короба.

Денис К., 21 г, официант: - Менталитет у нас хороший: люди добрые. Больше чаевых дают.

Алексей Б., 70 л., пенсионер: - Смотря с какой стороны подойти. Во-первых, мы старше Америки, во-вторых, у нас хоть какая-то нация есть, в-третьих, у нас корни созидательные, а у них бандитские. Они там так все завоевали. Что целые народы уничтожили, а теперь нам не дают у себя порядок навести.

Владимир П., 20 л., экспедитор: - Мы в жизненных, бытовых ситуациях ведем себя умнее и мудрее.

Алина С., 27 л., хореограф: - Духом, историей.

Василий К., 18 л., студент: - У нас больше природных ресурсов и в армии народа.

Галина В., 41 г., продавец: - У нас земли больше.

Кирилл Панкратов, 23 г., курьер: - Водкой, балетом, футболом, икрой, космосом, наукой, цирком.

Ирина С., 19 л., менеджер: - Менталитет у нас круче – характерами, интересами, отношениями между людьми. Мы душевнее.

Геннадий Д., 53 г., монтажник: - Бабами.

Ирина К.. 35 л., дизайнер: - Непредсказуемостью, психологией – «в драке не выручим, в войне победим», и традицией быть лучше Америки.

Алексей Е., 21 г., строитель: - Жизнь у нас проще. Они там все какие-то озабоченные. Работой, какими-то проблемами. А у нас с работы уходишь – и все, больше о ней не думаешь. Думаешь о жизни, о девушках.

«Известия» 5.2.2002.

 

13. Игра «Приведи аргумент».

 

Играют двое участников один на один или команда на команду (в команде 2-4 человека).

Ведущий или преподаватель предлагает тезис, а команды по очереди приводят аргументы в его поддержку. Побеждает тот, кто последний приведет аргумент; проиграл тот, кто не смог привести аргумент в свою очередь. Ведущий или преподаватель следит за качеством аргументов и объявляет, принят аргумент или не принят. Если аргумент не принят, команда должна тут же привести новый, если ей это не удается - она проиграла. Игра может проводиться по системе: четвертьфинал, полуфинал, финал.

 

Тезисы для игры «Приведи аргумент»:

 

Студенты должны подрабатывать в свободное от учебы время.

Студенты не должны подрабатывать в свободное от учебы время.

Вежливость к окружающим помогает жить.

Культура общения очень важна для современного человека.

Красиво одеваться может каждый.

Собака (кошка) в доме - это радость.

Собака (кошка) в доме - это одни хлопоты и т.д.

 

14. Групповая игра «За и против».

 

Ведущий выдвигает два противоположных тезиса - например, Хорошо, когда есть дома телефон, Плохо, когда есть дома телефон. Играющие стоят по кругу или в линию, рассчитываются на первый - второй и по очереди приводят по одному аргументу к каждому тезису: первый - к тезису Хорошо, когда есть дома телефон, потому что… второй – Плохо, когда есть дома телефон, потому что... . Ведущий принимает или не принимает аргументы (не принимаются аргументы не по теме, повторяющиеся аргументы; если аргумент плохо сформулирован, предлагается его переформулировать в адекватной языковой форме). Те, чьи аргументы не приняты, выходят из игры.

Побеждает тот, кто приводит последний аргумент. Когда остается небольшая группа играющих (3-5 человек), можно подвести предварительные итоги: кто преимущественно остался - противники телефона или его защитники.

Игра может проводиться и в командной форме: по очереди участники каждой команды выступают вперед и произносят свой аргумент, снятые с игры за отсутствие аргумента покидают игровую площадку. В этом случае наглядно видно, какая точка зрения берет верх.

 

15. Прочитайте выступление школьницы по пословице.

 

«Тихий голос -украшение женщины»

 

Я совсем не думаю, что тихий голос украшает женщину. Потому что, если женщина будет разговаривать очень тихо, в ее реплики просто никто не будет вслушиваться, а переспрашивать всем надоест. Разве можно представить партию «Женщины России» с тихим, чуть слышным голосом? С тихим голосом их просто бы за людей не считали. А если женщине придется кому-то что-то крикнуть? Например, муж пошел за картошкой, но забыл фонарик. Женщина с тихим голосом, конечно, не сможет крикнуть ему в окно о его забывчивости. Также, например, девочка выходит отвечать к доске, но у нее очень тихий голос. Конечно, к ее рассказу никто не будет прислушиваться, а учительница будет переспрашивать по несколько раз. Какая уж здесь хорошая оценка! Представьте, если бы все учителя в нашей школе разговаривали очень тихо, да кто бы вообще их слушал? Тихий голос - совсем не украшение женщины.

 

Соответствует ли выступление смыслу пословицы?

Какому тезису фактически соответствует данное выступление?

 

16. Выступления по пословицам.

Задание: подтвердите или опровергните пословицу.

 

Сначала необходимо своими словами объяснить смысл пословицы, затем вспомнить или придумать случай, который иллюстрировал бы или опровергал смысл пословицы, подобрать аргументы.

Выступление должно носить убеждающий характер. Необходимо в процессе выступления не менее двух раз привести пословицу (обычно в начале и в конце), привести несколько аргументов, если можно – привести случай из жизни, сделать понятный вывод (например, «Таким образом, правильно говорятся, что...., Таким образом, не всегда права пословица ....). Продолжительность выступления – от 1 до 2 минут, выступления менее одной минуты не засчитываются.

 

Пословицы для выступлений Возможные тезисы убеждающего выступления
В гостях хорошо, а дома лучше Приятно ходить в гости, но долго находиться в чужом доме надоедает
От одного слова да навек ссора   Непродуманные слова могут привести к очень серьезной ссоре между людьми Надо обдуманно относиться к своим словам, потому что очень легко обидеть собеседника

 

Детки - радость, детки - горе   Все дети неизбежно и радуют и огорчают своих родителей
Тихий голос - украшение женщины   Если женщина говорит тихим голосом, это делает ее привлекательной и приятной в глазах окружающих
Речь вести - не лапти плести   Чтобы хорошо говорить, надо учиться этому Хорошо говорить непросто
Криком изба не рубится   Если во время работы люди кричат друг на друга, работа не получается
Петь хорошо вместе, а говорить порознь В диалоге надо соблюдать очередность участия в разговоре
Правду говорить - друга не нажить Если вы всегда говорите правду, то у вас всегда будут враги
Слово серебро, молчание золото Умение промолчать ценится больше, чем умение говорить
У кого что болит, тот о том говорит Каждый хочет рассказать другому о том, что его волнует
Ласковое слово и кошке приятно Все любят приятные слова в свой адрес
Не смотри как горло дерет, смотри, как дело ведет Нельзя судить о человеке по его словам

17. Подготовьте выступление по афоризму. Подтвердите или опровергните афоризм.

 

Выступление должно носить убеждающий характер. Необходимо в процессе выступления не менее двух раз привести афоризм (обычно в начале и в конце), привести не менее трех аргументов, сделать понятный вывод (например, «Таким образом, правильно говорят, что...., таким образом, не всегда....). Продолжительность выступления - от 1 до 2 минут, выступления менее одной минуты не засчитываются.

Возможные афоризмы для выступлений:

 

Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.

Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами (Н.Озеров, поэт).

Не стыдно учиться, стыдно не знать.

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили (А. Эйнштейн).

Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем (Н. Брацлав).

Многие жалуются на свою внешность, и никто— на мозги.

Бойся того, кто боится тебя.

Дураков опровергают фактами, а не аргументами (И. Флавий).

Счастье — это состояние души.

 

18. Игра «Встреча со спонсорами».

 

Каждый из трех участников игры готовит заранее двухминутную речь, в которой призывает «спонсоров» (это - все слушатели) пожертвовать средства на осуществление их идей - например, один предлагает построить молодежный клуб, другой - детский дом, третий просит пожертвовать на организацию детской телевизионной студии или дискотеки и т.д.) Они выступают по очереди. Все «спонсоры» должны принести с собой по 1 рублю мелкой монетой так, чтобы иметь возможность пожертвовать 10%, 30% или 60% суммы одному из выступивших (10, 30 и 60 копеек соответственно).

После завершения трех выступлений каждый из выступивших по очереди обходит «спонсоров» и собирает пожертвования на свой проект. Каждый из «спонсоров» по правилам игры обязан пожертвовать какую-либо сумму каждому участнику, но размер суммы - 10, 30 или 60% - каждый определяет самостоятельно. Собрав «пожертвования», участники подсчитывают их и выявляется победитель игры. Собранные «пожертвования» остаются у участников игры как награда.

Приложения

 

Темы для учебных публичных выступлений

Информационные

 

Завтра состоится экскурсия

Как проехать на вокзал

Как сложить костер

Как прыгают с парашютом

Как играют в классики

Выдающийся педагог

Жизнь гения

Жизнь моей бабушки

Моя собака

Несгибаемый человек

Эпизод из жизни героя

Мое нелюбимое занятие

Полезная вещь в домашнем хозяйстве

Как мы провели мой день рождения

Мое хобби

Великий человек с моей точки зрения

Самые трудные минуты в моей жизни

Опасная поездка

Приключение на экскурсии

Неразгаданная тайна

Как я видел НЛО

Резервы человеческой психики

Как научиться владеть собой

Мой любимый отдых

Мое отношение к ( классической музыке, частной собственности на землю, новым русским, альпинизму и др.)

Это должен знать каждый

Что такое клептомания

Книга, научившая меня многому

Мое отношение к частушкам

Диета и здоровье

Эффективность голодания

Что такое дизайн

Наследственно ли долголетие

Что такое сглаз

Что случилось с динозаврами

Имеют ли сны значение

Почему сбываются предсказания

Как ладить с родителями

Что для меня свобода

Можно ли передавать мысли на расстоянии

Убеждающие

 

Фильм, который надо посмотреть

Книга, которую надо прочесть

Можно ли покончить с этой привычкой?

Милосердные люди еще нужны

Спать надо 8 часов

Дорогая вещь себя окупит

Подумайте о выборе хорошей профессии

Наследственность не преодолеешь

Солдатами не рождаются

Дружба помогает жить

Как жить, не старея

Есть ли будущее у космического туризма

Лучше гор могут быть только горы

Музыка помогает жить

Должна быть государственная цензура СМИ

Образование должно быть доступно всем

Рекламе нужна цензура

 

Темы для дебатов и дискуссий (могут быть использованы и для убеждающих выступлений)

 

Что дал России большевизм

Нужно ли платное образование

Как следует изучать историю

Научить можно всех

Кто не может быть студентом

Нужно ли нам изучать (учебный предмет)

Нужны ли вступительные экзамены

Почему мы плохо знаем иностранные языки

Есть ли стыдные профессии

Нужна ли религия обществу?

Есть ли будущее у народной музыки (или другого музыкального направления)

Полезно ли вегетарианство

Должна ли быть в обществе безработица

Как надо относиться к нищим, бомжам

Всем ли надо иметь среднее образование

Нужна ли свободная посещаемость

Нужен ли суд присяжных

Способна ли тюрьма исправить

Нужна ли смертная казнь

Нужна ли школьная форма

Нужна ли обществу реклама

Строить ли атомные электростанции

Должна ли свобода быть полной?

Может ли рынок быть регулируемым

Насколько честной должна быть реклама

Есть ли польза от многопартийности

Непобедима ли коррупция

Должна ли земля быть частной собственностью

Можно ли избежать конфликта поколений

Как жить, не ссорясь

Есть ли у нас демократия

Может ли свобода слова быть полной

Надо ли запретить аборты

Почему люди пьют

Можно ли победить пьянство

Можно ли искоренить преступность

Афоризмы для учебных выступлений

 

Человек, который изо всех сил старается прожить без врагов, теряет друзей (Ю. Яковлев, писатель).

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).

Подлецы редко бывают веселыми людьми (М. Горький).

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери (Г. Сковорода).

Попробуйте сказать, что хотите, - всегда найдутся люди умные и образованные, которые станут говорить противное (Н. Г. Чернышевский).

Опыт- как клюка, помогает ходить, но мешает летать.

Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна была (Петр 1).

Я прожил долгую жизнь и не снес ни одного яйца. Но это совсем не значит, что я не могу судить о качестве яичницы (Б. Шоу).

Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди (Р. Роллан).

Если голодному человеку вы дадите рыбу, то он будет сыт один день, но если вы научите его ловить рыбу, он будет сытым всю жизнь (индийская мудрость).

Даже лишенный собственных мыслей и собственной индивидуальности человек в ту минуту, когда его наделяют властью, приобретает сущность и содержание... Власть, кредит, слава создают индивидуальность и лицо тому, кого природа лишила этих свойств (Л.. Фейхтвангер).

Если кто-то плюнул сзади на мой фрак, дело моего лакея смыть плевок (А. Пушкин).

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Я точен, когда иду на свидания, потому что заметил, что те, которые ждут, не думают ни о чем другом, как о недостатках людей, заставляющих их дожидаться (Буало).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).

Когда глупые люди делают что-то, чего они стыдятся, они оправдываются тем, что выполняют свои обязанности (Б. Шоу).

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок (Г. Лихтенберг).

Опираться нужно только на то, что оказывает сопротивление (Стендаль).

С людьми нужно обращаться лучше, чем они того заслуживают.

Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.

Если меня лягнул бы осел, разве я стал бы подавать на него в суд? (Сократ)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В. О. Ключевский).

Правила поведения для подчиненных: Пункт 1. Босс всегда прав. Пункт 2. Если босс неправ, см. пункт 1. Пункт 3. Пункты 1 и 2 обсуждению не подлежат.

Утверждение не станет истиной лишь оттого, что мы повторяем его снова и снова. Оно не приблизится к истине, даже если поставить его на голосование (С. Паркинсон).

Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, - иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.

В смутные года всегда слепец идет за сумасшедшим (В. Шекспир).

Три заповеди успеха в делах: никому не верь, ни него не бойся, ничего ни у кого не проси (С. Федоров).

Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Лец).

Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут (С. Лец).

Чем мельче жители, тем более великой кажется им империя (С. Лец).

Говорят, у потерявшего зубы несколько свободнее язык (С. Лец).

Свобода есть возможность делать все, что законы позволяют (Екатерина II).

Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Постоянная важность- признак посредственности (Вольтер).

Если в голове нет мыслей, то глаза не видят фактов (И.Павлов)

Среди нас есть люди, находящиеся на разных ступенях развития (М.Жванецкий)

Не может быть утверждения более нелепого и вредного для человечества, как то, что все люди равны. В природе нет двух предметов, абсолютно равных (Г. Форд).

На производстве действует принцип: «Дай мне мое, а я еще и прихвачу». Он принят на вооружение всеми сотрудниками - от правления компании до рабочих (Н. Тичи, М. Деванна, американские менеджеры).

Политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им (В. И. Ленин).

Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р. Рейган).

Есть два способа разложить нацию: первый - это наказывать безвинных, второй - не наказывать виновных (Ф. Энгельс).

Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д. С. Лихачев).

Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии (Ф. Ницше).

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак (Ф. Ницше).

Сильные струи увлекают за собой много камней и хвороста, сильные умы - много глупых и запутанных голов (Ф. Ницше).

У всякого дела - четыре стадии: 1. Шумиха. 2. Неразбериха. 3. Наказание невиновных. 4. Награждение непричастных.

Не удастся все время дурачить народ (А. Линкольн).

Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь - и уже больше ни с чем не спутаешь.

Люди - плавающие горшки: один бьется о другой (В. Гете).

Надо, чтобы руководитель, специалист и интеллигент были одним и тем же лицом (М. Жванецкий).

Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести (Талейран).

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами (Н.Озеров, поэт).

Ум теряет все свое очарование, если он проникнут злостью (Р. Шеридан).

Посторонние люди оказываются справедливее друзей (Л. Вовенарг).

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят (Паганини).

Обычно люди только в крайнем случае отдают должное достоинствам других ( Л. Вовенарг).

Ум острый, но не широкий выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может (Р. Тагор).

Не стыдно учиться, стыдно не знать.

Люди ненавидят тех, кому они вынуждены лгать (В Гюго).

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Л. да Винчи).

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости (А. Шопенгауэр).

Бездарные люди—обычно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного (В. О. Ключевский).

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора (Ларошфуко).

Все купцы в мире исповедуют одну религию (Г. Гейне).

Я поставил себе в правило верить лишь в то, что понимаю (Б. Дизраели).

Страсть к власти идет не от силы, а от слабости (А. Фромм).

Вести народ легче, чем сдвинуть его с места (Д. Финк).

Агрессия – оборотная сторона страха.

Когда нечего красть, вор - блюститель закона (Талмуд).

Кто никогда не наживал врагов, тот никогда ничего не делал (П. Муни).

Седина - признак старости, а не мудрости.

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Я никогда не отказываю. Я никогда не возражаю. Я просто забываю (Б. Дизраели) .

Обращение с евреями в каждой стране - термометр ее цивилизованности (Наполеон).

Каждый человек - как буква в алфавите; чтобы образовать слово, надо слиться с другими.

Покорная жена повелевает мужем (Б. Дизраели).

Молчаливая женщина - подарок Божий (Апокрифы).

Если бы не способность забывать, человек так никогда бы и не отделался от печали (А. Бахья).

Бога мы сердим нашими грехами, людей - достоинствами.

Восток - истинный хитрец, он почитает маньяков как пророков, мы же смотрим на пророков, как на маньяков (Г. Гейне).

Каждая догма имеет свой час, вечны лишь идеалы (И. Зангвил).

Когда из комнаты уходит зануда, кажется, будто кто-то входит.

Иллюзия, то есть заблуждение, а не знание—вот что приносит удовлетворение и счастье (С. Цвейг).

Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

Нет такой истины, которая не может быть искажена (Спиноза).

Искусство начинается там, где познание сливается с любовью или ненавистью (Л. Фейхтвангер) .

Истина не становится значительнее от частого повторения (М. Маймонид).

Обаяние первой любви обусловлено незнанием того, что она может когда-нибудь кончиться (Б. Дизраели).

Никакая любовь, кроме любви интеллектуальной, не может быть вечной (Спиноза).

То, что мы называем общественным мнением, является, в сущности, общественной эмоцией (Б. Дизраели).

Если бы люди догадывались, что о них думают другие, они бы перебили друг друга.

Чем больше нищеты, тем больше надежды (Шолом-Алейхем).

Национализм - разновидность детской болезни: это корь человечества (А. Эйнштейн).

Там, где много людей, много и невежества (У. Д’Акоста).

Люди ненавидят то, чего, не понимают (А. Ибн Эзра).

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили (А. Эйнштейн).

Я пребываю в одиночестве, которое тягостно в юные годы, но сладостно в зрелые (А. Эйнштейн).

Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь? (Эйнштейн).

Бойся того, кто боится тебя.

Умирать за убеждения - дело воина. Миссия писателя - передавать их другим (Л. Фейхтвангер).

Споры не означают ошибочности утверждения, равно как всеобщее согласие - его правильности ( Б. Паскаль).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б. Паскаль).

Юность - не пора жизни, а свойство ума (С. Ульман).

Счастье - это состояние души.

Человек устает от всего и даже от любви. Эту истину полезно пропагандировать, потому что многим молодым, да и старым людям она, по-видимому, неизвестна (А. Моруа).

Есть одна вещь, которая важнее свободы - это порядок (В. Гете).

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их (А.Чехов).

Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача. А кто только и делает, что рассуждает обо всем и медлит, вряд ли окажется победителем (Геродот).

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле, мы не бессильны, а безвольны (Ф.Ларошфуко).

Безвыходность положения чаще всего заключается не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти (Э. Севрус).

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие (Аристотель).

Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают(Г. Лихтенберг).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

Самое большое преступление – это безнаказанность (Б.Шоу).

Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным (Т.Карлейль).

Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль (Б.Франклин).

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых (Л.Вовенарг).

Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают (Ли Якокка)

Здоровый нищий счастливее больного короля (А.Шопенгауэр)

Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут (А.Паре).

Небольшая сумма, данная взаймы, делает должника другом, большая – врагом (Сенека).

Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает (Т.Манн).

Лучший способ избавиться от врага – сделать его другом (Генрих IV).

Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо (И.Гете).

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей (Ф.Вольтер).

Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает(Т. Фуллер)

Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного (И. Гете)

Самая глупая женщина может сладить с умным мужчиной, но с дураком может сладить лишь самая умная (Р. Киплинг).

Завистник сам себе враг, созданного им самим, потому что страдает от зла (Ш. Монтескье).

Руководить надо так: расставить людей и не мешать им работать (проф. И.П.Распопов).

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок (И.Гете).

Любовь подобна удаче: она не любит, чтобы за ней гонялись (Т.Готье).

Образ жизни, который ведут некоторые люди, убедительно подтверждает гипотезу о том, что они произошли от обезьяны (Э.Севрус).

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф.Бэкон)

Собственно говоря, лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее (Д.Свифт).

Надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало (М.Монтень).

 

Афоризмы об общении и риторике

 

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).

 

Риторика – это искусство управления умами людей (Платон).

Речь – это показатель ума (Сенека).

Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

Мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их (Г.Гейне).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б.Паскаль).

Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами (А.Граф).

Речи с кафедры студентов считаю полезными только и единственно для тех из них, которые сами готовятся служить по ученой или учебной части; для прочих же считаю сие решительно вредным и не могу дозволить продолжать сего, ибо оно вселяет в них привычку и желание блистать красноречием, что противно духу наших постановлений и вовсе бесполезно.

Николай I.

(Мнения русских о самих себе. Сост. К. Скальковский. М., 2001,с. 246)

 

Спор нельзя устранить другим спором, так же, как бешенство одного нельзя устранить бешенством другого. Необходимо убеждать (Антисфен).

В хорошем рассказе, как и на военном корабле, не должно быть ничего лишнего. (А. Чехов).

Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа (Б.Бартон).

В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную (Ж.Лабрюйер).

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).

Длинная речь также не продвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш.Талейран).

Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова. (П.Кальдерон)

Мы еще не созрели для публичных обсуждений (Е.Ламанский, управляющий госбанком России. Конец 19-го века).

Если хочешь быть известным - задавай вопросы.

Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем (Н. Брацлав).

Тот, кто много разговаривает, говорит обычно о себе.

Дураков опровергают фактами, а не аргументами (И. Флавий).

Люди обзаводятся мнениями так же, как дети усваивают азбуку, - путем многократного повторения (Браунинг).

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу»; другие: «А вот и я!» (Э. Ван Берен).

Джентльмен - это человек, который может не соглашаться, оставаясь при этом приятным (Американское изречение).

Из двух сорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Кто много говорит, тот говорит много глупостей (П.Корнель).

Мудрено пишут только о том, чего не понимают (В.Ключевский).

Любой текст от сокращения выигрывает (проф. З.Д.Попова).

Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа (М.Жванецкий).

Сила у тебя, Федя, в словах есть, но ты расставить их не умеешь (М.Жванецкий).

Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать (К.Морли).

Сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью (П.Сопер).

В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно (Цицерон).

Не следует требовать от оратора точных доказательств, точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения (Аристотель).

Бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить (Гельвеций).

Большего всего лают беспородные собаки.

Не говори « у меня мало времени, а то бы я рассказал вам…», так как эта трудность преодолевается оратором на этапе подготовки.

Оратора, соблюдающего регламент, все любят.

У того, кто соблюдает регламент, всегда хороший доклад.

С регламентом не спорят.

Кто говорит кратко, тот говорит правильно.

Соблюдающий регламент дарит слушателям несколько минут жизни.

Есть люди, которых нельзя слушать; есть люди, которых можно слушать; а есть люди, которых нельзя не слушать.

 

Основная использованная литература

Аристотель. Риторика //Античные риторики. М., 1978.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче... М., 1984

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

Гроссман Л. П. Об искусстве лектора. М., 1970.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.

Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.

Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970.

Иванова С. Ф. Беседы о риторике. Пермь, 1991.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. М., 1989.

Кохтев Н. Н.. Риторика. М. , 1996.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

Криксунова И. Создай свой имидж.СПб.,1997.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

Мурашов А. А. Риторика. М. , 1998.

Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Педагогическая риторика. /Под ред. Н.А.Ипполитовой. М., 2001.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997

Снелл Ф. Искусство делового общения, М., 1990.

Сопер Поль А. Основы искусства речи. М. , 1992.

Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

Стернин И.А. Риторика. Воронеж: Кварта, 2002.

Стернин И.А. Риторика в объяснениях и упражнениях. Борисоглебск, 2002, 2003.

Стернин И.А. Практическая риторика. М., «Академия», 2003.

Стернин И.А., Новичихина М.Е. Культура делового общения. Воронеж, 2001.

Стешов А.В. Как победить в споре. Л., 1982.

Тарасов Е.Ф. Анализ лекционной аудитории, М., 1984.

Ушакова Н.В. Козлов Н.И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1990.

Эрнст О. Слово предоставляется вам. М., 1998.

Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика. Пермь, 1992.

Содержание

 

От автора с.3

Тема 1. Понятие публичного выступления.

Виды публичных выступлений с.4

Тема 2. Основные требования к публичному

выступлению с.8

Тема 3. Работа над речевой формой выступления с.14

Тема 4. Подготовка к публичному выступлению с.36

Тема 5. Начало выступления с.44

Тема 6. Поведение оратора в аудитории с.53

Тема 7. Поддержание внимания в ходе выступления с.66

Тема 8. Завершение публичного выступления с.71

Тема 9. Аргументация с.77

Тема 10. Информационное выступление, его основные

особенности с.97

Тема 11. Рекламное выступление с.104

Тема 12. Рассказ о себе с.107

Тема 13. Рассказ о событии с.111

Тема 14. Протокольно-этикетное выступление и

его основные особенности с.115

Тема 15. Представление гостя с.119

Тема 16. Похвальное слово с.121

Тема 17. Развлекательное выступление, его основные с.123

особенности

Тема 18. Убеждающее выступление, его основные с.131

особенности

Приложения с. 145

Темы для учебных публичных выступлений с.145

Темы для дебатов и дискуссий с.146

Афоризмы для учебных выступлений с.147

Афоризмы об общении и риторике с.151

Основная использованная литература с.154

Содержание с.155

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.