Реклама - это информация, которая имеет целью привлечь внимание людей к товару и продать его; побудить людей воспользоваться какой-либо услугой; принять участие в чем-либо; поддержать кого-либо, проголосовать за кого-либо.
Некоторые виды информационных выступлений могут сочетать в себе информационную цель (дать информацию о факте, событии) и убеждающую или побуждающую цель (например, убедить прийти на концерт, поехать на экскурсию, прочитать книгу, купить тот или иной товар). В таком случае подобное выступление может быть отчасти и рекламным: реклама сочетает в себе информацию, убеждение и побуждение. Например, может быть рекламное объявление, рекламная аннотация, рекламное сообщение.
Можно следующим образом определить разницу между обычной информацией и рекламой:
Информация
Реклама
Рассказывает о предмете, событии
Рассказывает о предмете, событии
Подробная
Не обязательно подробная
Не обязательно образная
Яркая, образная
Ни к чему не призывает
Призывает купить, использовать, поддержать
Правила подготовки устного рекламного выступления
1. Назовите предмет, товар, услугу, которые вы рекламируете.
Например: «Я хочу вам рассказать о новом школьном ранце, который поступил в продажу».
2. Если есть возможность, покажите предмет или его рисунок, фотографию.
3. Расскажите о его назначении, устройстве, для чего он.
4. Назовите его преимущества (для тех, к кому вы обращаетесь).
Назвать преимущества - это сказать, чем он лучше других, чем он лучше ранее выпускавшихся, что в нем улучшено по сравнению с другими или предыдущими моделями.
Например:
· этот ранец легче других на 500 граммов,
· он сделан из более прочного материала,
· на нем есть специальное место, где можно сделать какую-нибудь надпись,
· такие ранцы теперь выпускаются трех размеров, можно подобрать себе по вкусу,
· у него есть два дополнительных наружных кармана,
· у него есть специальное отделение для сменной обуви и т.д.
5. Назовите выгоды от его приобретения.
Например:
«Если вы купите ранец в августе, он вам обойдется на 15 рублей дешевле, чем в сентябре;
если вы купите ранец до 20 августа, то получите от фирмы подарок, который будет спрятан в ранце в специальном кармашке;
всем, кто купит ранец в магазине «Родная речь», магазин дарит две тетради и карандаш и т.д.
Примечание: этот пункт правил используется только при рекламе того, что можно купить.
6. Используйте слова с положительной оценкой.
Например:
очень красивый, хорошая отделка, очень надежный, замечательная расцветка, необычно яркий цвет, замечательный кармашек, необыкновенно прочный и т.д.
7. Говорите эмоционально, дружелюбным тоном, как бы обращаясь с советом к лучшему другу, которому вы хотите помочь.
8. Расскажите, кто хорошо отзывается об этом товаре, кто уже успешно пользуется им.
Например: «Мой лучший друг Сережа уже полгода ходит в этих кроссовках и просто счастлив!». Сравните, как это делается в телевизионной рекламе: «Все дети - любят, все мамы - советуют...», Рекомендации лучших собаководов!»; «Стоматологи рекомендуют «Орбит»!
9. Закончите советом, призывом, рекомендацией.
Например: «Я уже купил себе такие кроссовки, советую и вам. Они вам очень понравятся! Не пожалеете и не раз меня вспомните!»
«Итак, ваши кроссовки ждут вас и скучают без вас на магазинной полке! Все в магазин «Спорт»!»
Задания
1. Какие утверждения правильные?
1. Реклама сочетает информацию и убеждение.
2. Реклама сочетает информацию и побуждение.
3. Реклама сочетает информацию, убеждение и побуждение.
4. Реклама сочетает убеждение и побуждение.
5. Самая эффективная реклама – телевизионная, потому что телевизор смотрит много людей.
6. Самая эффективная реклама - телевизионная , потому что она сочетает разные образы.
7. Запоминается и умная, и глупая реклама.
8. Запоминается только умная реклама.
9. Умение рекламировать не нужно рядовому человеку.
10. Умением рекламировать должен обладать каждый человек.
2. Придумайте рекламу:
· открываемой вами фирмы по написанию курсовых и дипломных работ,
· спортплощадки при институте (призовите чаще пользоваться ею),
· новой песочницы для малышей ( призовите пользоваться ею),
· любимой вами телевизионной передачи (призовите регулярно ее смотреть),
· любимого вами предмета (призовите его лучше изучать),
· велосипеду с 14-тью скоростями,
· нарисованной вами картине (придумайте, что на ней будет изображено),
· фильму, который вы посмотрели,
· своему учебному заведению,
· автомобилю «Ока» или «Запорожец».
3. У вашей собаки родились щенята (или котята у кошки). Вы хотите отдать их в хорошие руки. Отрекламируйте этих щенят или котят так, чтобы люди захотели их взять.
4. Сделайте рекламу телевизионным программам, которые будут показаны завтра. Например:
Первый канал
11.35. Непутевые заметки
13.05. Чтобы помнили… Валерий Носик
17.00. Большая стирка
19.00. Жди меня
20.00. Кто хочет стать миллионером? Телеигра.
21.35. Сериал «Клетка». 2 серия.
22.45. Как это было. Последний день валютной «Березки».1988.
23.30. Х/ф Кровь за кровь. Детектив.США.
Прочитайте программу, выберите самостоятельно понравившуюся вам передачу, сделайте ей краткую аннотацию, похвалите и призовите посмотреть.
5. Подготовьте рекламу предмета «Риторика».
Расскажите об этом предмете - почему вам нравится этот предмет, что он дает в жизни вам и вашим друзьям, что вы изучили, изучаете и будете изучать. Отметьте в своей рекламе, как ваши друзья относятся к этому предмету. Призовите всех граждан России изучать этот предмет.
6. Игра «Купите товар у меня»: рекламируйте свой карандаш, шарфик, куртку, сумку и т.д.
Например, несколько человек выходят перед группой, кладут на столы перед аудиторией свои сумки и по очереди начинают их рекламировать. Когда выступления закончились, тот, кто готов купить сумку у того или иного «рекламиста», подходит к нему и дает ему 10 копеек. После завершения игры подсчитываются вырученные суммы и объявляется победитель – тот, кто собрал больше всех денег.