Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:
1. Экспромт - выступление без подготовки.
2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.
3. Текст выступления - готовится полный текст выступления, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
4. Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.
Естественно, возможны и комбинации различных способов.
Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер, американский теоретик, считал:
План-конспект - это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.
Нужно уметь пользоваться своими записями во время выступления. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по возможности реже.
Обдумывание выступления
Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?
Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.
Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.
Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги:
«Не начинайте читать по теме,
пока не исчерпаете собственных мыслей» (Д.Карнеги).
Для выступления выбирайте 1 - 2 аспекта или вопроса, не более. Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» - материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете.
Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал 0. Эрнст:
«С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».
Обдумывая будущее выступление, лучше разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о... и, наконец, расскажу о...».
Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывать свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу нам сказать...», «Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т.д.
И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.
Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз - растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление по блокам - так вы лучше его запомните и сможете лучше его отредактировать.
Выбор темы и определение основного содержания
будущего выступления
Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.
Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей виде) вопрос, на который выступление призвано дать ответ.
Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, «разделить объем понятия», то есть выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.
Например, тема «Проблемы современного студенчества» - могут быть выделены такие вопросы в рамках этой темы: проблема платности/бесплатности образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании, цели в учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
Структура публичного выступления
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, в нем должна быть определенная последовательность частей. Почему это необходимо? Для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура - это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
Аудитория ждет трехчастной композиции
Во вступлении различают зачин (цель - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель - объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.
Заключение может включать напоминание (цель - напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель - сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель - мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).
Структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.
Обозначение структурных частей выступления
Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с..., теперь о..., и наконец, о..., в заключение отмечу, что... и др. Аналогично могут использоваться: во-первых..., во-вторых..., в третьих... Структурные части выступления можно также обозначать интонационно - паузами, снижением тона.
Отметим, однако, что больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. д.
Место важной информации
Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления ее давать? В конце ХIХ века психолог Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце. С учетом этого эффективно применение рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что ... Итак, мы установили, что...
Подготовка конспекта выступления
Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.
«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги
- так будет легче их собрать и расклассифицировать» ( Д.Карнеги)
Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. - так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках -оптимальный способ подготовки.
В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему (например: «Платное образование», «Русский характер», «Правила общения» и т. д.).
Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге - это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера - так тоже легче их различить и разложить по темам.
Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом.
1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно - оно может понадобиться впоследствии.
2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.
3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов.
4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт, это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.
5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.
6. Разрабатывая план основной части выступления, используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».
Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.
В конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.
Как пользоваться конспектом?
Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, спуститься с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда –«это аварийные инструменты». Открытое использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя - это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Нет греха в том, что оратор заглядывает в собственный, собственноручно подготовленный им конспект.
Оптимальный вариант пользования конспектом: иметь в руках план-конспект на небольших листках и реже к нему обращаться
Выработка уверенности в себе
Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. Надо принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.
Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют набираться опыта.
Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос - это краткое речевое произведение и его можно всегда приготовить заранее. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.
Просите при удобном случае слова и произносите краткие реплики - две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.
Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение - сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает…», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.
Репетиция выступления
Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».
Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?
Репетируйте речь про себя, идя по улице.
Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.
Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей. Многократно произносите наедине минутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями.
Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать.
Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события.
Лучше произнести такую речь до события,
а потом повторить ее во время события.
Психологическая и физическая подготовка
к выступлению
Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.
Следуйте следующим рекомендациям.
1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели, еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики.
2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно в первую очередь то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их не так сильно интересует, как вам кажется.
3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» - мысль о них укрепит вашу уверенность.
4. Не готовьтесь в день выступления.
5. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание.
6. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.
Вспомним Остапа Бендера - как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.
Задания
1. Какие утверждения правильные?
1. Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.
2. Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.
3. Заучивание выступления наизусть – лучшая форма подготовки.
4. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.
5. При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.
6. При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать.
7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.
8. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз – это обеспечит целостность выступления.
9. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.
10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ.
11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так как это будет отвлекать их внимание.
12. Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.
13. План выступления оратору лучше написать на доске.
14. Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих…
15. Важную информацию надо располагать в начале фразы.
16. Важную информацию надо располагать в середине фразы.
17. Важную информацию надо располагать в конце фразы.
18. Задавая публично вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.
19. Надо репетировать выступление целиком.
20. Выступление лучше репетировать перед зеркалом.
2. Разделите объем понятия (по каждому понятию выделите не менее 6-7 составляющих, то есть проблем):
Рыночная экономика в России;
Студенческая семья;
Рост разводов в современном обществе;
Старение молодоженов в современном обществе;
Положение пенсионеров в стране;
Реформа коммунальной сферы;
Проблема платности здравоохранения;
Проблема платности образования;
Современная мода; Алкоголь в России;
Современная реклама;
Компьютер в нашей жизни.
Выберите в рамках соответствующей темы три проблемы из выделенных вами, которые вы хотели бы осветить; по каждой из этих проблем напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, о чем вы хотите рассказать в будущем выступлении.
3. Составьте план-конспект вашего выступления на тему «Психологическая и физическая подготовка к выступлению».