Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения. Подобная работа над текстом называется в риторике «орализация текста» (от англ. оral – устный), то есть «превращение письменного текста в устный». Можно говорить об определенных правилах орализации, которым рекомендуется следовать при работе над речевой формой выступления.
Разговорность стиля
Книжные и официальные слова надо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности». Вместо «в прессе» можно сказать «в газетах», вместо «средства массовой информации» – «газеты, радио и телевидение», вместо «прессинг» – «сильное давление» и т.д.
Простота изложения
М.Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо для слушателей максимально упростить.
Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова, но их не должно быть много, и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, близкие по значению слова и выражения, привести пример его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.
Например:
«Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое-либо дело, предприятие». Инвестиция – это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает, конечно же, на развитие того предприятия, в которое он вкладывает свои средства, и надеется впоследствии получить от этого предприятия прибыль. Ясно, что инвестиция для любого инвестора – это риск. Понятно также, что нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Поэтому слово «инвестиции» так часто употребляется сейчас в нашей прессе. Таким образом, инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня мы поговорим с вами о проблемах инвестиций в российскую экономику».
Объяснение сложных слов и понятий через простые называется приемом популяризации. Владение данным приемом является важнейшим условием подготовки эффективного устного текста.
Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте устного выступления (прием упрощения синтаксиса). Текст надо строить с использованием более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления). Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Известно, что лучше воспринимаются слушателями предложения, не превышающие 13-15 слов.
Приведение цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.
1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
2. Цифры лучше округлять.
3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции (например: сейчас население нашего города в три раза больше, чем до войны).
4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: «по площади как Москва», «такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года» и т. д.
5. Необходимо точно указывать источник приводимых статистических данных.
Конкретность лексики
Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, конкретизируя их, то есть заменять на более конкретные, (прием конкретизации). Вместо того, чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше сказать «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров» и т.д. Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.
Вместо существительных, где это можно, лучше употреблять глаголы: вскрытие - вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение - достичь, улучшение - улучшить, что делает восприятие более конкретным и наглядным.
Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратора. Для повышения внимания слушателей, для придания речи наглядности, образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, вводя идею, можно приводить конкретные подробности, касающиеся появления этой идеи у оратора. Так, вместо «Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне…» можно сказать так: «На прошлой неделе, когда ехал на дачу, на автостанции я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне…».
Разнообразие номинативных средств
Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.
К важным риторическим фигурам относится повтор - «учиться, учиться и еще раз учиться». Повтор ведет к запоминанию (вспомним – «повторение - мать учения»); однако установлено, что механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.
Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг - дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.
Риторические фигуры
Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» некоторую идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.
Есть и другие риторические фигуры.
Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.
Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.
Антитеза—риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.
Перечислительный ряд: группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Для того, чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех.
Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством.
Гипербола - преувеличение (заведомое), например, нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.
Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.
Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов может быть особенно эффективен, если он – один, если краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Однако слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.
Передача графических знаков в устной речи
Если в тексте подготовленного выступления есть слова в кавычках, то при устном воспроизведении такие слова читаются обычно с помощью фраз «так называемый», «так сказать», либо выделяются особой иронической интонацией. Иногда говорят - «в кавычках».
Например: И вот эти так называемые (варианты: так сказать, в кавычках) «борцы за народное счастье» сейчас опять претендуют на место в областной думе.
Выразительность речи
И, наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей
Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное - в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.
Задания
1. Какие утверждения правильные?
1. Орализация – это устное произнесение текста.
2. Орализация – это громкое произнесение текста.
3. Орализация – это подготовка письменного текста к устному воспроизведению.
4. Популяризация – это объяснение сложных слов и понятий через простые.
5. Популяризация – это сокращение большого текста.
6. Эффективнее приводить в устном выступлении точные цифры.
7. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.
8. Эффективнее приводить цифры в сопоставлении.
9. Эффективнее заменять существительные на глаголы.
10. Эффективнее заменять глаголы на существительные.
11. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.
12. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.
13. Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.
14. Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.
15. Риторических фигур в речи оратора должно быть много.
16. Риторических фигур в речи оратора должно быть мало.
17. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.
18. Выразительность речи оратора зависит от эмоциональности оратора.
19. Важную информацию лучше помещать в начале фразы.
20. Важную информацию лучше помещать в конце фразы.
4. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:
Образец: Нам нужна демократия.
Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество.
Необходимо защищать природу.
Нам необходимо провести выборы.
Давайте проведем субботник.
С курением надо бороться.
Государство должно заботиться о неимущих.
Человек в жизни должен занимать активную позицию.
Обществу необходима доброта.
5. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы:
Образец: «Надо меньше есть жирную пищу» - «Надо меньше есть сало, масло, свинину» и т.д.
Материал для выполнения задания:
здесь можно купить головные уборы; улицы заполонил транспорт; здесь можно купить спиртные напитки; на даче негде купить самые необходимые продукты питания; летом надо больше есть растительной пищи; люди стали намного больше платить за коммунальные услуги; здесь можно найти себе недорогую обувь.
Образец: По двору ходил петух – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
По улице бежал человек.
На столе стояла ваза с цветами.
На ступеньке террасы сидела лягушка.
По небу летел воздушный шар.
Ребенок полез на дерево.
Центральный нападающий забил гол.
Мы увидели внизу долину.
На улице вырыли канаву.
7. Прочитайте выражения в кавычках по правилам их произнесения в устной речи. Используйте выражения «так называемый», «так сказать», «в кавычках» либо особую ироническую интонацию.
Сегодня «герои нашего времени» работают в банках и криминальных структурах.
Прибыли на митинг и другие «радетели за народное счастье» - Анпилов и его возбужденные старушки.
Скоро появились милиционеры с дубинками – основные «борцы за демократию» в наше время.
Жулики работали под «крышей» областной администрации.
Рогозин и другие «новые демократы» представляют себя оппозицией власти.
8. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно, нужно, необходимо пояснить.
вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.
9. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.
1. сказанное свидетельствует о…
2. согласно заключению специалистов…
3. считается целесообразным… …
4. вследствие этого…
5. подумать об обеспечении …
6. наступило время преподнесения сувениров …
7. распознавание предметов …
8. преподнесение нового материала …
9. развивать стремление к…
Приведите свои примеры слов и выражений, одно из которых соответствовало бы признаку разговорности, а второе – не соответствовало.
10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив ее таким образом к восприятию на слух:
1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной.
2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.
3. Вчера в здании областной администрации состоялась официальная встреча посла Сингапура в России господина Марка Хонга и генерального директора компании «Мен» Кеннета Девиса с губернатором Воронежской области Владимиром Кулаковым, на которой присутствовал также глава администрации Лискинского района Виктор Шевцов, генеральный директор «Лискисахар» Николай Кургузов и представители областной администрации, занимающиеся проблемами международного сотрудничества Воронежской области.
4. Прочитайте (в сокращении) рассказ М.Булгакова «Они хочуть свою образованность показать…»
В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.
«Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, то есть сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, - моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!
Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:
-Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!
И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:
- Если кто имеет вопросы, прошу задавать!
В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.
- Вы имеете, товарищ? – ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.
- Имею, - ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. –Ты из меня всю кровь выпил.
Зал охнул , и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.
- Сижу - и не понимаю, жив я или уже помер, - объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.
- Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? –оратор обидчиво скривил рот и побледнел.
- В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, - объяснил Чуфыркин.
- Я не понимаю, - заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. – Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?
- То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?
- Что означает, объясни!
- Виноват, ах, да… Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?
- Совершенно непонятно, - вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов.
Оратор стал покрываться клюквенной краской.
- Сию минуту, товарищи. М-м-м… Так вы про «резюмирую». Это, видите ли, товарищ, слово иностранное…
- Оно и видно, - ответил чей-то женский голос сбоку.
- Что обозначает? – повторил Чуфыркин.
- Видите ли, резю –зю –ми-ми… забормотал оратор. – Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать… Одним словом, понимаете?…
-… Мы не понимаем, что вы говорите…. «Интервенцию» объясните, -продолжал Чуфыркин настойчиво.
- И «диффамацию», - добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.
- И кто такой камер-лакей? В какой камере?
Председатель взвился, начал звонить. – Не сразу, товарищи, прошу по очереди!
- «Аккредитовать» не понимаю!
- Ну, что значит аккредитовать? – растерялся оратор. – Ну, значит, послать к нам своих послов…
- Так и говори!! – раздраженно забасил кто-то на галерее.
- «Интервенцию» даешь! – отозвались задние ряды.
Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:
- И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать – использовать!
- Здорово! – отозвался зал. – Вот так припаял! Шкраб, он умеет!
В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно прозвонил и выкрикнул:
- Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?
Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.
Вопросы:
Что не учел оратор?
Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?
Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?
Что такое шкраб?
Отредактируйте выступление докладчика с соблюдение правил подготовки устного выступления.
5. Проделайте работу по комплексной орализации текста.
Прочитайте текст и упростите его, подготовив для устного выступления. Измените его в соответствии с требованиями к устному выступлению – сделайте фразы более простыми, более разговорными, замените сложные и книжные слова на разговорные, сделайте предложения более короткими, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.
Образец:
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга" прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150 экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается в Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки – сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов.
Исходный текст
Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества "Радуга" прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов.
Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в наше городе.
В Воронеже есть центр творчества детей и юношества.
Называется он «Радуга».
Недавно там прошла очень интересная выставка.
В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области.
Были участники и из города, и из
села.
Было представлено около 150 экспонатов.
На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами.
Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается в Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину.
Все экспонаты выставки были очень интересными.
Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину.
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки – сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов.
Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства - зарядное устройство и генератор сетевых импульсов.
Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа - прибор для восстановления кинескопов.
Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят , которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями.
По приведенному образцу подготовьте для устного выступления следующие тексты (используйте общие требования к подготовке публичного выступления и правила работы над речевой формой выступления):
а/ Наши хирурги смогут резать без крови. На Пермском заводе имени Дзержинского начинается серийный выпуск уникального электроскальпеля. По свидетельству специалистов, этот своеобразный инструмент не имеет аналогов в России. Особенность электроскальпеля в том, что он позволяет проводить бескровные операции. Система «заваривания» сосудов токами высокой частоты работает в автоматическом режиме с учетом плотности тканей внутренних органов. Клинические испытания электронного помощника показали его полную надежность при проведении самых сложных операций. (Известия, 30.9.98).
б/ Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма.
Наса (Национальное агентство по астронавтике и аэронавтике США) совместно с компанией «Локхид Мартин» ведет разработку пассажирского космического лайнера многократного использования «Венчур стар», который позволит радикально снизить стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки и людей. Тогда можно будет организовать полеты в космос для богатых туристов. Первый полет корабля многоразового использования намечен на 2003 год.
Компания «Спейс эдвенчурс» предлагает программу «Шаги в космос», которая должна завершиться в 2001 году. Программа будет стоить 95 тысяч долларов и включать суборбитальный полет в течение не менее 45 минут. Компания «Зигрем спейс вояджиз» разрабатывает систему «Спейс круизер», напоминающую роскошный самолет, рассчитанный на шестерых пассажиров. На его борту они смогут подняться на высоту более 100 км и провести 2,5 минуты в невесомости. Частная компания «Сивилиен остренот» предлагает более дешевый вариант космического полета - всего за 3,5 тысячи долларов. В космос смогут подняться пилот и шесть пассажиров.
Американский эксперт по космическим полетам Патрик Коллинз считает, что становление рынка космического туризма возможно в ближайшее время. Объемы рынка прогнозируются американцами примерно в миллион туристов ежегодно (Известия, 29.9.98).
в/ Ум есть - силы не надо.
Обнаружен скелет неандертальца, жившего 300000 лет назад. Его рост значительно выше, чем было принято считать раньше, -177 сантиметров. Вес тоже приличный - около 100 килограммов. Такой скелет предполагает внушительную мышечную массу. У многих сородичей рост еще больше - как у баскетболистов, достигает 2 метров. Ученые считают, что продолжительность жизни неандертальца составляла не менее 50 лет. По прежней теории, они жили значительно меньше. Их мозг лишь на 7% отличался от нашего. Неандертальцы были не так примитивны, как принято думать. Они хоронили предков, оберегали могилы.
Почему же худосочные кроманьонцы превзошли мощных неандертальцев и дали начало человеческой цивилизации? Проклятьем неандертальцев стала их физическая мощь. Кроманьонцы же от безысходности выкручивались, помогали друг другу, искали более сложные формы социальной организациями, развивали речь и прочие средства коммуникации. Верзилы - неандертальцы жили по индивидуальным законам - и проиграли. Тщедушные кроманьонцы строили общество - и выиграли. (Известия, 14.8.99)
г) Изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям «видеть» окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж. Дж. Томсон, О.Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глаза, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. На вопрос, как они это делают, маститые ученые так и не нашли ответа. Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином – экстрасенсорное восприятие. Иначе говоря, распознавание окружающего мира не с помощью пяти известных органов чувств, а посредством неких полей, окружающих человека и составляющих его информационно-энергетическую ауру.
д) В конце 20-х – начале 30-х годов заметно активизируется культурная жизнь Воронежа. Возникают медицинский и педагогический институты, развивается живопись и театр, не отстает от них и литературная жизнь города. Воронеж посещают В.Маяковский, А.Серафимович, А. Караваева. Все это одушевляет местных литераторов, которые смело берутся за разработку темы социалистической действительности, создают произведения о жизни рабочего класса, о колхозном строительстве на селе. Большую помощь местным писателям в развитии их творчества оказала тогда областная газета «Коммуна», организовавшая выпуск литературного приложения «Неделя». Первый номер еженедельника с подзаголовком «Литература, искусство, кино, театр, наука, техника» вышел 17 сентября 1928 года. Шестнадцать полос газеты включали информацию о культурной жизни области, рассказы, очерки, репортажи и стихи местных писателей и поэтов.
е) Воронежский цирк им.Анатолия Дурова преподнес горожанам творческий подарок – в день города у нас начались гастроли артистов Большого Московского цирка. Это один из известнейших цирков мира, заслуженно популярный у зрителей всех возрастов. Новая программа под названием «Звери всего мира» изобилует зрелищными номерами, задействовано в ней и немало экзотических животных, что, прежде всего, интересует юных зрителей.
13. Выполните упражнения по отработке выразительности речи.
1. Произнесите фразу «Это стоит пять рублей» с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем «Это стоит 1000 долларов» с интонацией, как будто это стоит три рубля.
Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев)
Спасибо, как это вы догадались! (искренность, восхищение, гнев)
Ничем не могу вам помочь! (искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы)
Вы поняли меня? (доброжелательность, учтивость, официальность, угроза)
До встречи! (теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие)
Это я! (радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность)
Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность)
3. Прочитайте каждое предложение быстро, а затем - отделяя однородные члены предложения выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?
1. В нашей истории было много замечательных полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жуков…
2. Как медленно тянулись эти месяцы ожидания возвращения домой: март, апрель, май, июнь и, наконец –июль!
3. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качалова, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова…
4. Произнесите фразу, интонацией придавая ей прямой и противоположный смысл:
Рад вас видеть;
Спасибо за работу;
Я в восторге;
Спасибо, мне было приятно ваше внимание;
Приятно было с вами поговорить;
Спасибо за комплимент;
Очень вам признателен;
С удовольствием:
Мне это очень нравится.
5. Прочтите с заданной интонацией.
1. Прочтите эту фразу как серьезный жизненный совет и как ироническую шутку. Как правильнее?
...Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель! (А.. Пушкин)
2. Произнесите фразу «Опять он звонил», передавая интонацией разные смыслы:
- вы делитесь с собеседником радостью;
- вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;
- вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, который о вас заботится;
- вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами;
- вы возмущены, говорите об этом с гневом - вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;
- вы сообщаете об этом с тревогой - вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;
-вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к Коле - его звонок вас совершенно не интересует, а сам Коля вам безразличен.
3. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вложенный в эту фразу писателем. Следуйте комментариям писателя:
а) «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» — сказал он мне простым, кающимся голосом (Л. Толстой)
б) «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» — сказала она тихо, но решительно (Л. Чарская)
в) «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» — кричала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями (Ш. Перро)
г) «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» — сказал он таким веселым голосом, что у меня слово камень с души упал (В. Драгунский)
д) «Ну, я вижу — с тобой каши не сваришь!...» — с сожалением протянул Мишка (В. Драгунский)
4. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так, как вы хотите. Следуйте заданиям (По Л.А.Введенской):
«Бабушка приехала»
· Сообщение факта
· Сообщение важной новости
· Удивите собеседника этой новостью
· Порадуйте новостью собеседника
· Огорчите собеседника
· Вызовите у собеседника зависть
· Продемонстрируйте свое раздражение
«Перестаньте»
· Выразите тревогу
· Выразите обиду
· Произнесите как выражение кокетства
· Вы раздражены
· Вы притворяетесь
· Вы требуете категорично
· Вам это все надоело
«Я пойду»
· Неудовлетворенность
· Решимость
· Предупреждение
· Радость
· Упрямство
· Угроза
«Оставьте их»
· Просьба
· Мольба
· Приказ
· Снисходительность
· Предупредительность
· Безразличие
«Снег пошел»
· Вопрос-удивление
· Восхищение и радость
· Огорчение от смены погоды
· Грусть (вы не любите зимний холод)
· Безразличие
«Мы пойдем в зоопарк»
· Вопрос-просьба
· Радостно сообщаете новость друзьям
· Вопрос - уточнение ( идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы)
· Предложение младшему брату или сестренке
5. Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)!» следующим образом:
· громко, чтобы привлечь внимание к себе;
· кратко и вежливо, чтобы не привлекать к себе особого внимания;
· немного растянуто, чтобы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;
· смело и решительно, чтобы показать, что вы начинаете действовать;
· с угрозой, чтобы показать, что собеседники должны вас бояться;
· виновато, чтобы показать, что вы пришли, чтобы повиниться за что-либо.
6. Представившись, произнесите после небольшой паузы какую-либо фразу для продолжения разговора. Например: - Меня зовут Саша. Можно сесть рядом с вами?
7. Произнесите фразу Мы пойдем в кино:
· спрашивая и одновременно обращаясь с просьбой;
· с радостью сообщая об этом;
· интересуясь, в кино мы идем или еще куда-нибудь;
· заявляя это на правах старшего младшей сестренке.
8. Прочтите следующее высказывание в парах как реплики в диалоге:
Говорящий: «Радоваться в одиночку грустно?» (вопрос-сомнение)
Собеседник: «Радоваться в одиночку грустно» (реплика-утверждение)
9. Разучите скороговорку, постепенно увеличивая темп.
Мне не до недомогания
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла. Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.
Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Около кола колокола, около ворот коловорот
Шакал шагал, шакал скакал
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл и Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Сшит колпак не-поколпаковски, надо его переколпаковать да выколпаковать.
Шла Саша по шосссе к Саше в шашки играть и сосала сушку.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо его перколпаковать да выколпаковать.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
10. Произнесите выразительно фразы, стараясь вспомнить явления и вызвать их в своем воображении:
- Какой вчера был закат!
- Снег под шагами звенит...
- Моросит холодный дождь...
- До чего же я люблю первые подснежники...
11. Прочитайте выразительно, чтобы была «слышна» тишина:
Полночной порою
В глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.
(К.Бальмонт)
12. Прочитайте выразительно: а) как рассказ о веселом событии, б) как трагедию, в) как информацию в теленовостях, г) в быстром темпе, как скороговорку:
Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить - дело упустить.
13. Выразите свою признательность, благодарность своему товарищу или преподавателю. Обращайтесь конкретно, называя адресата по имени. Говорите фразы с искренними интонациями благодарности.
Конкретизируйте, за что вы благодарите – приведите факт, подробность, делающие вашу благодарность более искренней и вежливой.
Образец: Большое спасибо тебе за помощь. Ты меня просто выручил – дал мне калькулятор, и я успел вовремя подготовить все данные. Я очень тебе благодарен!
14. Выразите радость при встрече, используя формулы вежливости. Обращайтесь к конкретному адресату:
Как я рад вас видеть!
Я очень рад нашей встрече!
Я рад, что вижу тебя!
Как я рад видеть тебя!
Какая приятная встреча!
Как приятно тебя видеть!
15. Произнесите фразу Как приятно тебя видеть! с радостью - вы очень давно не виделись; дополните ее, расширив дополнительными словами свое выражение радости, чтобы усилить выражение радостных чувств.
Образец: Как приятно тебя видеть! Сто лет не виделись! Я так по тебе соскучилась! Иди, садись рядом со мной!
16. Выразите сочувствие, используя следующие речевые формулы.
Я тебе сочувствую.
Как я тебя понимаю.
Я тебе сочувствую, но, поверь мне, все кончится хорошо!
Все это пройдет!
Все обойдется!
Не падай духом! Все еще будет хорошо!
17. Напишите на карточках названия эмоций (радость, сожаление, горе, угроза, недоверие, сомнение, недоумение, восторг, подозрение, уверенность, ликование, огорчение и т.д.).
Произнесите фразу «Я еду в отпуск» с выбранной вами интонацией, а соответствующую карточку передайте соседу. Пусть кто-то из ваших товарищей определит использованную вами интонацию, а сосед огласит ту, которая входила в ваши намерения.
18. Анафора – довольно сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональных выступлениях всех типов.
1. Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст-аргументация.
Образец: Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку.
Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека;
Мы все любим ходить в театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством;
Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захочется.
Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отвечает только самым невзыскательным вкусам!
Нам жизненно необходим доступный всем телевизионный и радиоканал «Культура», который даст нам возможность приобщаться к лучшим образцам кино, театра и музыки.
Материал для выполнения задания:
1. Я понимаю ваши сомнения, возражения, все недостатки предлагаемого мной метода, но это все-таки лучше, чем то, что мы имеем до сих пор.
2. Мы все нуждаемся в спокойствии, в благополучии, в уверенности в завтрашнем дне.
3. Мешает нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу.
4. Нам нужно изучить прошлый опыт нашей страны, опыт других стран, которые прошли через реформы, подобные нашим, а также возможные последствия реформа для нашей страны.
5. Всем нам хочется жить в нормальных условиях, полноценно питаться, нормально отдыхать, иметь возможность получить хорошее образование.
2. Постройте свое выступление на анафоре:
1.
Вредит нам наша…
Вредит нам…
Вредит нам ….
Однако нам поможет наша …..
Нам поможет наша….
Нам поможет наша…
Мы сделаем Россию великой страной!
2.
Мы верим в…. нашей страны…
Мы верим в способность нашего народа….
Мы верим в возможность….
Мы верим в то, что наша страна…
Мы верим в то, что в нашей стране…
Россия будет великой страной!
3.
Мы верим в нашу молодежь, потому что …
Мы верим в нашу молодежь, потому что …
Мы верим в нашу молодежь, потому что …
Мы верим, что именно молодежь сделает нашу Россию великой страной!
4.
Нам надо опираться на…
Нам надо опираться на…
Нам надо опираться на…
Нам надо опираться на…
И тогда все у нас получится!
3. Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.
Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности.
У нас прекрасные ученые, которые …….
У нас замечательные….
У нас прекрасные…
У нас великолепные…
Наши … лучше американских.
Наши….
Наши….
Мы великолепно умеем собираться в решительный момент,
Мы прекрасно умеем…
Мы прекрасно можем…
Мы умеем отлично…
Мы умеем прекрасно…
…….
Да здравствует Россия!
19. Эпифора, как и анафора – сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.
Постройте свое выступление на эпифоре.
1.
Почему у нас за все надо платить?
… - плати,
….- плати,
….- плати,
…. - плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.
2.
Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника,
Хочешь … - спроси разрешения у чиновника,
Решил … - спроси разрешения у чиновника,
Понадобилось тебе … - спроси разрешения у чиновника.
Захотел … - спроси разрешения у чиновника,
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»
21. Градация - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.
Используйте градацию:
Образец: Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.
· Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно….., его надо …..
· Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она … , она … для нашего бюджета.
· Она не просто симпатичная, она …., она просто …
Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!
2. Я не просто ….. тексты современной поп-музыки, я их….. , я их ….. я их ….. я их просто …!
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!
3. Такое поведение депутата Думы не просто…, оно…., оно……, оно……., оно….!
( Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно)
Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!