Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Поведение оратора в аудитории



Восприятие оратора аудиторией

 

Есть известная поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так... Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора.

Что надо знать о первом впечатлении?

 

Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться.

Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно.

В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора.

В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ.

В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

 

Ораторская индивидуальность

 

Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора.

 

Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор – понравится и то, что он проповедует.

 

В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других.

 

Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности.

 

Риторические позиции оратора в ходе выступления

 

В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию – то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

 

 

1. Позиция информатора

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора

Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

4. Позиция советчика

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

5. Позиция эмоционального лидера

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

 

Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства, которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

 

Внешний вид оратора

 

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

 

Манера выступления

 

П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в манере выступления оратора:

· оратор не должен выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.; избыточно возбужденным;

· оратор не должен демонстрировать: беспомощность, нерешительность;

· оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.

Энергичность изложения

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он.

Физическая бодрость, подвижность

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.

Уверенный внешний вид

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

Дружеский, интимный тон

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

 

Расположение в аудитории

 

Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Сопер.

 

Движение

 

Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться.

 

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей.

Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

 

Приближайтесь к слушателям.

 

Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

 

Взгляд

 

Смотрите на аудиторию.

 

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Можно дать следующие рекомендации по использованию взгляда в ходе выступления:

 

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

2. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

3. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

4. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

5. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

 

Позы и жесты

 

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности;

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Демонстрируйте открытые позы и жесты, то есть жесты и позы, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям (ладони оратора должны быть им видны).

Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:

 

 

· Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

· Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

· Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же) - это раздражает аудиторию.

· Жестикулируйте обеими руками.

· Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности, а такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной.

· Не делайте резких, порывистых движений локтями.

· Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца

· Не шевелите открыто пальцами.

· Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

 

Громкость, темп и интонация

 

Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.

Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования.

Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления.

Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам.

Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп.

Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную.

Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

 

Приемы борьбы с волнением во время выступления

 

Оратор может иметь три причины для волнения:

1. Боязнь незнакомой аудитории.

В таком случае рекомендуется несколько раз наедине произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать» и после этого выходить на трибуну. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем вы собирались - это тоже хорошо помогает справиться с волнением.

Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат.

2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо, что у вас написано в конспекте.

3. Творческая взволнованность (сумею ли хорошо выступить? поймут ли? как выступить наилучшим образом?).

Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

 

Несколько практических приемов борьбы с волнением:

 

· повысьте эмоциональность речи;

· повысьте громкость речи;

· повысьте энергичность и темп речи;

· дышите ртом и носом одновременно;

· шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

· возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

· зажмите в кулак монету;

· возьмите мел, указку;

· пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты);

 

Демонстрируйте сосредоточенность на содержании.

Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содержанием, и это облегчает оратору его задачу. «Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мысли до слушателя» (П. Сопер).

И еще: не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.

 

Реакция оратора на неполадки и помехи

в ходе выступления

 

Организационно-технические неполадки

1. В помещение доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, лучше всего среагировать тоже - как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь все время заглядывают посторонние.

Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, все время входят новые слушатели в аудиторию.

Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа - лучше переждать, пока они сядут, пригласить их пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. Можно допустить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали» Недовольства обнаруживать не следует.

4. В помещении стало душно.

В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 минут, меньшие перерывы эффекта не дают. Можно также просто сократить свое выступление.

5. Вышел из строя микрофон.

Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора выступления, сделав это через слушателей. Если починить невозможно, спуститься в зал или подойти к слушателям и закончить выступление за 2 - 3 минуты.

6.Погас свет.

Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление.

 

Неполадки в деятельности оратора

 

Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте - вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Если оговорка может исказить смысл - скажите: «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду...». Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки, сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории - это главное.

Если вы заметили, что какой-то пункт в вашем выступлении вы опустили, продолжайте дальше, не возвращайтесь немедленно назад, закончите мысль или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «0 чем я еще забыл упомянуть, так это о...» или «Я хочу вернуться сейчас к...». Но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте - нужно ли это делать? Раз по ходу выступления вам этот факт не понадобился, может быть, он был лишним?

 

Помехи в поведении слушателей

 

Со стороны слушателей оратор может ожидать целый ряд типовых помех, которые могут затруднить его работу. Что это за помехи?

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы.

Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на какие-то неожиданные события в помещении. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека», - справедливо отмечал Д. Карнеги.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Во-первых, не замечать, столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его «активные действия», сделать паузу - аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»- обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо.

В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям - это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой .

Не принимайте это сразу на свой счет - их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и, тем более, с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффективно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос – «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо.

Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие слушатели и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят

У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Товарищи, если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, только потихоньку, выходите». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия.

Если эти реплики тривиальные - сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял нашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше скажите: «Я вернусь к вашему замечанию, но если разрешите - немного позже» и обязательно сдержите обещание.

Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики.

В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»). Как вести себя с такими людьми?

Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить.

Если это невозможно, не показывайте, что эта реплика задела или обидела, всячески показывайте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить! (пауза). Ну, а мы все-таки пойдем дальше...»

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы... Но, простите, нам нужно идти дальше...» .

Третий прием: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...» Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете его.

Еще один способ - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но если позволите - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?» Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль...» Поговорив еще минуты 2 - 3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну, тогда мы пойдем дальше!»

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень грубая, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» Как правило, второй раз в оьстановке всеобщего внимания грубость он сказать не сможет. «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула, «Так что же, мужу, по-вашему, и вообще никаких замечаний делать нельзя?» «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

 

Задания

 

1. Какие утверждения правильные?

 

1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

2. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

3. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

4. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

5. Позиция советчика – лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

6. Позиция советчика – лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

7. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.

8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.

9. Очки снижают доверие к оратору.

10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.

11. Энергичными должными быть отдельные части выступления.

12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.

13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.

14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.

15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

16. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

 

17. Смотреть надо на отдельные сектора аудитории, не задерживая взгляд на отдельных людях.

18. Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.

20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

21. Наилучший темп речи в публичном выступлении – средний.

22. Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

 

2. Что надо делать в следующих случаях:

 

1. В аудиторию залетел воробей, забежала кошка.

2. В аудиторию все время заглядывают посторонние.

3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору.

4. Некоторые слушатели встают и уходят.

5. Слушатели зевают.

6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами.

7. С места раздаются громкие реплики несогласия.

8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики.

9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы.

10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить.

11. Стало душно.

12. Погас свет.

13. Выключился микрофон.

14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

 

3. Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории. Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оценивают, правильно ли вы ходите.

 

4. Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то.

 

5. Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет риторическими усилительными жестами. Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи.

 

 

6. Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем - напрягая голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конце счета.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.