Важно только, чтобы вопросы были простыми для ответа - то есть, они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы аудитория могла ответить просто «да» или «нет». Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит - в таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.
Организация дискуссии
Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, «заведите дискуссию» (О. Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.
Обращение к отдельным слушателям
Скажите кому-либо из слушателей: - Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?
Интересно, что вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.
Авансирование
Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: - Но об этом несколько позже; Об этом подробнее я расскажу потом и т. д.
Неожиданное краткое отвлечение от темы
Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользоваться многократно. Забавный пример использования этого приема приводит А. А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело вы слушать не желаете».
Демонстрация предмета
Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда; Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу...» и т. д.
Приближение к слушателям
Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слишком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал, как уже отмечалось выше – примерно треть длины зала.
Развлекательные элементы во второй части выступления
Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой вторую половину своего выступления, независимо от того, сколько времени длится само ваше выступление. Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки.
Закон края
Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было «провала», необходимо середину речи сделать более разнообразной, более эмоциональной и т. д.
Донесение главной мысли выступления
Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее иметь. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи - надо ее выразить словами, по возможности кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью».
Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.
П. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» - «Да кто его знает, - отвечает старик, - он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его».
«Расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать;
в то время, как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал».
Оптимальным является выступление по принципу
«один текст—одна мысль».
Две-три идеи в одном выступлении— это предел, и в любом случае рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую.
Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения.
Соблюдение регламента
Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.
Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой. Лучше, если выступление не будет выходить за пределы 10 минут. А будет еще короче – будет еще лучше.
Как уложиться в регламент?
Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти принципы таковы.
· Подготовиться к сокращению. Надо всегда иметь в плане своего выступления такие фрагменты, которые вы можете без ущерба сократить.
· Не опаздывать. Начинайте свое выступление вовремя.
· Идти навстречу аудитории. Если аудитория проявляет нетерпение, если слушатели по той или иной причине просят пораньше закончить, необходимо пойти им навстречу, не настаивая на своем праве изложить все до конца.
· Не увеличивайте темп речи, чтобы успеть. Это нарушает понимание и раздражает слушателей.
· Отвечая на вопрос, не превращайте ответ во вторую лекцию. Отвечайте на любой вопрос не более 1 -1,5 минуты.
· Поставьте себе задачу закончить немного раньше намеченного срока. Слушателям очень нравится такое завершение любой лекции или выступления. Сообщение, закончившееся чуть раньше намеченного срока, хорошо запоминается, положительно оценивается, а оратор получает высокий рейтинг у слушателей. Лучше заканчивать на 2 - 3 минуты до срока, не больше.
· И последний совет Д. Карнеги: «Прекращайте говорить тогда, когда слушателей еще хотят вас слушать».
Задания
1. Какие утверждения правильные?
1. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания.
2. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление.
3. Оратор в застегнутом пиджаке более убедителен, чем в расстегнутом.
4. Оптимальная длительность выступления – 10 мин.
5. Оптимальная длительность выступления 45 мин.
6. Обращение оратора к отдельным слушателям негативно воспринимается аудиторией.
7. Обращение оратора к отдельным слушателям активизирует аудиторию.
8. Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать первую половину выступления.
9. Наиболее увлекательной должна быть вторая половина выступления.
10. Чтобы слушатели запомнили середину выступления, ее надо сделать наиболее эмоциональной.
11. Максимальное время ответа на вопрос слушателя – 5 минут.
12. Максимальное время ответа на вопрос слушателя – 1, 5 мин.
13. Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы окончательно уяснить ее себе.
14. Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы она стала понятной аудитории.
15. Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них главную мысль.
16. Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была сформулирована для них оратором.
17. Оптимальное соотношение: одно выступление – одна мысль.
18. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли – ее неоднократное повторение в неизменном виде.
19. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли – ее неоднократное повторение в измененном виде.
20. Повтор основной мысли оратором раздражает аудиторию.
2. Вы выступаете перед студентами, анализируя их успеваемость. Аудитория заскучала. Заведите дискуссию. Какие дискуссионные вопросы могут «встряхнуть» аудиторию?
3. Используйте прием авансирования. Оформите как авансирование следующие мысли:
-Я знаю, кто виноват в случившемся.
-Уже известно, как будет реорганизована наша фирма.
- Решение о повышении пенсий уже принято.
-Результаты предварительного турнира уже известны.
-Статистические данные уже опубликованы в ведомственной печати.
-Я знаю, чем завершатся переговоры о Курильских островах.
4. Подумайте, как использовать прием демонстрации предмета. Что и когда можно показать, выступая на следующие темы:
Наша промышленность на подъеме.
Большинство импортных товаров пока лучше отечественных по качеству.