напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать».
Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.
Варианты концовок
Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.
Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость.
Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».
Обобщающий вывод
Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Обращение к слушателям
Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.
Подытоживающее повторение
Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.
Иллюстрация
Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. После нее ничего не надо добавлять.
Кульминация
Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.
Комплимент аудитории
Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».
Юмористическая концовка
Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.
Благодарность за внимание
Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет комплимент аудитории.
Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».
Как не надо заканчивать выступление
Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает.
Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.
Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано.
Нельзя обрывать речь без заключения и уходить.
Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.
Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.
Ответы на вопросы аудитории
Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а
иногда и «провоцировать». Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?
Отвечать надо на все вопросы.
Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...». Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве ( или после моего выступления), мы обсудим это с вами». Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.
Отвечать одинаково уважительно всем.
Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос, вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился» или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.
Отвечать кратко.
Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали выше: минута-полторы—предел для ответа на любой вопрос.
Задания
1. Какие утверждения правильные?
1. Концовка необходима только для больших выступлений.
2. Концовка необходима в любом публичном выступлении.
3. Вывод должен быть развернутым.
4. Вывод с перечислением (итак, во-первых, во-вторых…) неэффективен, плохо воспринимается аудиторией.
5. Концовка-кульминация всегда хорошо запоминается слушателями.
6. Юмористическая концовка эффективна в любой аудитории.
7. Благодарность за внимание эффективна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории.
8. Извиняясь перед аудиторией за то, что не смог все охватить, оратор улучшает впечатление аудитории об себе.
9. Если у слушателей нет вопросов, значит им все понятно и выступление было удачным.
10. Оратор имеет право некоторые вопросы по теме его выступления оставить без ответа.
11. Задавшему вопрос можно сказать «Вы не так меня поняли».
12. Задавшему вопрос можно сказать «Видимо, я недостаточно ясно выразился».
13. На частные вопросы можно ответить, пригласив задавших их подойти к оратору после того, как выступление завершилось.
14. На оскорбительные вопросы не надо отвечать.
15. На оскорбительные вопросы надо отвечать серьезно, как и на все остальные.
2. Прочитайте концовки выступления. Какие из них правильные, какие - неправильные?
Все. До свидания.
А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал...
Вот и все, что я хотел вам сказать. До свидания.
Я закончил.
Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.
До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная.
Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.
Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок.
Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго.
Итак, будем работать - и все у нас получится.
Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго!
Если есть вопросы, я готов на них ответить.
Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.
3. Вспомните басни, которые вы знаете. Сформулируйте обобщающий вывод из каждой басни.
Например: «Стрекоза и муравей» - Итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.
4. Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать? посоветовать?
Факты, которые можно использовать:
· то, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе;
· сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье;
· скоро наступают праздничные дни;
· приближается профессиональный праздник слушателей;
· состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время;
· рекомендации, содержащиеся в выступлении, можно использовать в повседневной жизни;
· приближаются каникулы;
· приближается лето;
· завершается учебный год;
· приближаются экзамены;
· приближается Новый год.
5. Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности за внимание.
Факты, которые можно использовать для расширения концовки:
· аудитория внимательно слушала;
· аудитория вас доброжелательно приняла;
· аудитория задавала интересные вопросы;
· аудитория охотно участвовала в дискуссии;
· аудитория продемонстрировала чувство юмора;
· слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованные;
· аудитория не всегда соглашалась с вами, но всегда аргументировано возражала;
· с аудиторией было приятно дискутировать;
· аудитория очень хорошо подготовлена в данной области.
6. Градация (риторический прием, заключающийся в усилении силы выражения от слова к слову: я хотел ее видеть, я страстно желал увидеть ее, я рвался к ней душой ежеминутно и ежесекундно) - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.
7. Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!
2. Я не просто ….. тексты современной поп-музыки, я их….. , я их ….. я их ….. я их просто …!
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!
3.Такое поведение депутата Думы не просто…, оно…., оно……, оно……., оно….!
( неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно)
Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!
8. Вы выступаете как представитель молодежи на конгрессе русской интеллигенции. Придумайте и произнесите взволнованно и выразительно заключительную фразу своей речи.
Образцы:
· Если наша молодая интеллигенция не поможет России, ей никто не поможет.
· Русский интеллигент во все времена отличался гуманизмом и благородством. Сейчас самое время нашей интеллигенции вновь проявить свои лучшие качества на благо России.
Постройте заключительную фразу вашего выступления по модели «Не надо…., лучше…», «Хватит…., пора…» ( «не учите меня жить, лучше помогите материально», «хватит ныть, пора работать»).
Хватит жаловаться…
Не надо объяснять, почему это трудно сделать…
Хватит быть добренькими…
Хватит осуждать других…
Не надо считать себя глупей других…
Хватит общих разговоров…
Тема 9. Аргументация
Тезис и аргументы
Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, то есть осуществляет аргументацию.
Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.
Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать..
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что».
Например:
«Телевизор смотреть полезно» - тезис нашего выступления. Почему?
Аргументы - потому, что:
1. По телевизору мы узнаем новости.
2. По телевизору сообщают прогноз погоды.
3. По телевизору мы смотрим учебные передачи.
4. По телевизору показывают интересные фильмы и т.д.
Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы «за» ( за свой тезис) и аргументы «против» (против чужого тезиса).
Аргументы «за» должны быть:
· правдивыми, опираться на авторитетные источники;
· доступными, простыми и понятными;
· максимально близкими установившимся в аудитории мнениям,
· убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.
Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких аргументов начать, а какими закончить.
Убедительность аргументов
Аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми все соглашаются. Сила, убедительность аргумента - понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов - их пола, возраста, профессии и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.
К таким аргументам обычно относят:
· научные аксиомы,
· положения законов и официальных документов,
· законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально,
· заключения экспертов,
· ссылки на признанные авторитеты,
· цитаты из авторитетных источников,
· показания очевидцев,
· статистические данные.
В древности к таким аргументам относили показания, добытые под пыткой.
Необходимо также иметь в виду, что слабые аргументы при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации: как отмечают Е. А. Юнина и Г. М. Сагач, «если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения «сильных» (а не как относительно независимые), то степень их «слабости» понижается, и наоборот».
Иногда думают, что самое главное в аргументации - найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем как. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая пословица: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Самое главное - продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько оно серьезно.
Оптимальное число аргументов – три.
Начиная с четвертого аргумента, аудитория часто воспринимает аргументацию уже не как некоторую систему (первое, второе и, наконец, третье), а как «много» аргументов; при этом нередко возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает». Опять вспомним поговорку: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Так вот, «много» аргументов в устном выступлении обычно начинается с четвертого аргумента.
Правила аргументации
1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее.
Например: «Я хочу поговорить о.....», «Меня сегодня интересует вопрос о....», «Существует такая проблема -...» и т.д.
2. Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами.
Например: «Мне кажется, что...., и вот почему.»
3. Подберите аргументы в поддержку своего тезиса.
4. Приведите аргументы в систему - расположите их в определенном порядке: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.
5. Если необходимо, опровергните противоположный тезис, приведя аргументы против него.
6. Сделайте вывод.
Способы аргументации
Можно выделить несколько способов аргументации.
1. Нисходящая и восходящая аргументация .
Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.
Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем - менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. По такому принципу, например, будет построено заявление с просьбой помочь в решении квартирного вопроса: «Прошу обратить внимание на мое бедственное положение с жильем. Я живу... У меня... Прошу предоставить мне жилье».
Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. По такому принципу строится, к примеру, следующее выступление: « У нас в городе много старых людей... Они живут, как правило, на небольшие пенсии... Пенсии все время задерживают... Жизнь непрерывно дорожает ... Государство с оказанием помощи пенсионерам не справляется... Кто поможет старикам?... Множество престарелых нуждается сейчас в срочной помощи... Мы должны немедленно создать специальную службу, чтобы им помочь».
2. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
Односторонняя аргументация оратором своей позиции предполагает, что либо излагаются только аргументы «за», либо излагаются только аргументы «против». При двусторонней аргументации слушателю, излагая противоположные точки зрения, дают возможность сопоставить, выбрать одну из нескольких точек зрения. Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Например: «Говорят, что мы не умеем работать, не способны управлять... Что ж, давайте посмотрим на факты..» - и далее этот тезис опровергается.
3. Опровергающая и поддерживающая аргументация.
При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. При этом позитивные аргументы либо не приводятся совсем, либо им уделяется крайне мало внимания в процессе выступления. При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.
4. Дедуктивная - от вывода к аргументам и индуктивная - от аргументов к выводу.
Аргументация от вывода к аргументам - сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами.
Например: Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. В -четвертых.... и т.д.
Аргументация от аргументов к выводу - сначала аргументы, а потом вывод.
Например:
Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается грамотность школьников; у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие и т.д. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку.
В разных аудиториях эффективными оказываются разные типы аргументации.
Правила эффективной аргументации
Будьте эмоциональны
Эмоциональность оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила:
Обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции,
а не к самим эмоциям.
Не злоупотребляйте логическим давлением
Разумеется, логика должна присутствовать в аргументации, но логику нужно «скрывать» за эмоциональной формой изложения, конкретными примерами, юмором и т. д.
Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам
Выступая перед любой аудиторией, старайтесь найти и объяснить слушателям причину, по которой для них должно быть важно то, о чем вы сейчас будете им рассказывать: «болеть наркоманией будет сын соседа, а платить за лечение будете вы» и т. д.
Старайтесь показать реальную пользу для слушателей от ваших предположений или информации - что они смогут сделать, получить - вплоть до деталей: «это поможет вам обрести здоровье», «я научу вас сохранять спокойствие в критических ситуациях», «вы узнаете сегодня, как можно прожить на минимальную зарплату» и т. д. Перед выступлением надо хорошо продумать, какую практическую пользу должны получить слушатели от вашего выступления, и сообщить им об этом.