Данное пособие предназначено для всех, кто хочет улучшить свои коммуникативные навыки, овладеть приемами эффективного общения, научиться искусству речи и убеждения.
Может быть использовано в качестве самоучителя.
Для школьников, студентов, широкого круга читателей.
Рецензенты:
А.Г.Лапотько, доцент кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского ГУ
М.Е.Новичихина, доцент кафедры теории и практики коммуникации Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
И.А.Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. Воронеж, «Истоки», 2005. Тираж 500 экз. 7 п.л. 155 с.
От автора
Данное пособие представляет собой третье, переработанное издание «Риторики в объяснениях и упражнениях» (изд.1, Борисоглебск, 2002; изд.2, Борисоглебск, 2003). Основная переработка осуществлена в направлении усиления практической направленности пособия. По сравнению со вторым изданием сокращено количество теоретического материала, обновлены и доработаны задания и упражнения, направленные на выработку практических риторических навыков.
Ответы на некоторые вопросы и выполнение некоторых заданий в пособии предполагает обращение читателей к дополнительной литературе, указанной в списке, или к лекциям, читаемым преподавателем.
Пособие может использоваться при обучении практической риторике в школе, вузе, на специальных курсах риторики – как учебное пособие и как пособие для самостоятельного изучения.
И.Стернин
Январь 2005 г.
Тема 1. Понятие публичного выступления
Виды публичных выступлений
Что такое риторика?
Риторика - это наука об искусстве публичного выступления.
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.
Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» широко известен и сейчас. В ХХ веке риторика получает новый толчок к развитию - она входит в науку о речевом воздействии, то есть науку об эффективном общении.
Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов - от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй.
Современная риторика - этонаука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.
Публичное выступление - это официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Что значит официальное? Официальное выступление - это значит, что выступление заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения - кто он по профессии, должности, откуда и т.д.
Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.
Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора по размеру аудитория - 25-30 человек.
Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.
Виды публичных выступлений по цели
По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:
· Информационное
· Протокольно-этикетное
· Развлекательное
· Убеждающее
1. Цель - сообщить некоторую информацию.
Такая речь называется информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.
2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет.
В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.
3. Цель - развлечь собравшихся.
В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
4. Цель - убедить.
Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Виды публичных выступлений по форме
В риторике различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления):
· Доклад
· Сообщение
· Выступление
· Лекция
· Беседа
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).
Сообщение - небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.
Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).
Беседа - развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 20-30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.
Задания
1. Какие утверждения правильные?
1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.
2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.
3. Тост – это развлекательное выступление.
4. Речь на открытии нового учебного заведения – протокольно-этикетное выступление.
5. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление.
6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.
7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление.
8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – развлекательное выступление.
9. Доклад – всегда подготовленное выступление.
10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.
11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.
12. Лекция строится по строгому плану.
13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.
14. Лекции читаются в вузах, в сфере высшего образования.
15. В беседе слушатели отвечают по ходу лекции на вопросы оратора.
2. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели):
выступление кандидата на выборах перед избирателями;
объявление одноклассникам о завтрашней экскурсии;
разговор начальника с вами в его кабинете;
устный отчет о проделанной работе на собрании коллектива;
выступление на митинге;
рассказ студента родителям о делах в институте;
представление почетного гостя аудитории;
тост, который произносит отец на юбилее его начальника;
выступление на похоронах;
рассказ дворовым друзьям о происшествии во время экскурсии;
выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей;
поздравление ректором выпускников вуза;
объявление по радио;
анекдот для публики:
поздравление школьником учительницы с 8 марта от имени класса;
«Расскажу вам интересный случай» (выступление на занятии по риторике);
новости, которые читает диктор в программе «Время»;
инструкция, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха;
похвальное слово школе (на выпускном вечере);
речь учителя о необходимости организации летних оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании);
речь о вреде курения перед учащимися школы;
приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке;
реклама жевательной резинки (по телевизору);
аннотация книги для товарищей (на занятии по риторике);
речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов);
рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования)
3. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):
председатель Совета министров отчитывается о работе правительства за год;
речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге;
учитель объясняет материал на уроке;
получасовое выступление ученого на научной конференции;
десятиминутное выступление студента на научной конференции;
в ходе объяснения учителя по теме урока с подготовленными материалами выступают три ученика (по три минуты);
на классном часе выступает психолог, рассказывая о проблемах психологии, задавая вопросы учащимся и отвечая на их вопросы;
в группе выступает сотрудник библиотеки с обзором новых поступлений.