Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бихевиористская детерминация поведения



В соответствии с этой теорией потребности людей можно создавать и видоизменять в интересах рекламодателя. Наиболее ярким сторонником данной теории выступил американский маркетолог Д. К. Гэлбрейт, который утверждает, что спрос является вполне управляемым инструментом при воздействии на потребителей. Потребители находятся в плену иллюзий, воображая себя свободными в выражении своих запросов на рынке. Рекламе приписывается определяющая роль в создании потребностей; потребители при этом являются объектами воздействия, реакция которых находится в зависимости от рекламных стимулов.

Сознание потребителей товаров рассматривается как некий “черный ящик”, содержимое которого неясно, но реакции достаточно предсказуемы и управляемы. И если реакции потребителя определяются стимуляцией извне, то поведение можно моделировать, надо только правильно подбирать наборы стимулов-воздействий. Так, если необходимо вызвать у потребителя реакцию “А”, то для этого нужно правильно выявить и применить стимул “В”, определяющий реакцию. Итак, согласно бихевиористскому подходу, каждому стимулу соответствует своя определенная реакция.

Соответственно исследовательская задача сводится к выяснению зависимостей между определенными реакциями и стимулами.

Один из важнейших механизмов поведенческой психологии, без которого невозможно управлять человеческим поведением — это принцип подкрепления. Заключается он в том, что определенные правильные реакции субъекта, выделенные из многообразного его поведения, подкрепляются положительно, а неправильные реакции — отрицательно. В рекламных целях такое подкрепление заключается. Например, в предоставлении определенных скидок, купонов, имеющих видимость снижения цены товара, если покупатель совершит покупку немедленно. Хорошо знаком практически всем прием “психологическая скидка”, когда вместо 20 дол. указывается цена в 19,99 дол. Прием отрицательного подкрепления также хорошо известен рекламистам, когда потребителю представляют отрицательные последствия для тех, кто не воспользовался услугами, не купил, не съел, и т.д.

Однако знание о субъекте не должно ограничиваться лишь представлением о его реакциях на стимулы, и необходимо ввести некоторые поправки, которые могли бы объяснить причины нарушения принципа соответствия (рис. 3). Эти поправки называли промежуточными переменными, и они должны были отражать половые, возрастные, культурные, темпераментные и другие отличия субъектов, непосредственно влияющие на различия в поведении и принятии решений.

Данная схема не отрицает возможность манипулирования сознанием потребителя, а лишь усложняет ее.

 

 

Рис.3 Необихевиористская модель воздействия на потребителей

 

Для рекламистов и маркетологов, работающих в рамках этой, необихевиористской теории, теперь необходимо не просто изучать зависимости между предлагаемыми рекламными стимулами, но и учитывать особенности субъекта, дополнительные факторы, влияющие на выбор и изменяющие покупательское поведение. Приведем примеры некоторых из них.

Культурные факторы. Так как человек — социальное существо, то при своем развитии он усваивает весь тот базовый набор ценностей, восприятии, предпочтений, манер, который характерен для его семьи и основных институтов общества.

Субкулътурные факторы. В крупных сообществах встречаются группы лиц той или иной национальности, проявляющие определенные эстетические пристрастия и интересы. Это относится к различным религиозным, расовым объединениям и т.д.

Социальное положение, и социальный статус. Потребительский выбор часто определяется поведением лиц данного круга. Наиболее полная методика определения социального статуса потребителей была разработана в конце 60-х гг. XX в. в Стэндфордском университете. Она получила название VALS (Values and Life Styles — человеческие ценности и стили жизни).. VALS представляет собой своеобразную классификацию различных типов людей в зависимости от их отношения к жизни и движущих ими стимулов. Всего было выделено четыре главные группы (категории потребителей), которые в соответствии с девятью стилями жизни представляют как бы двойную иерархию. Соотношения между группами не являются статичным. Многие люди с возрастом переходят из одной категории в другую, меняют свой жизненный стиль и уклад.. Но без понимания системы мотивации, жизненных ценностей и уклада каждой из выделенных выше категорий в современном маркетинге не обойтись. Поэтому рассмотрим подробнее описание каждой из них.

1. Движимые нуждой. Вся система их жизненных ценностей сконцентрирована вокруг борьбы за выживание, за обеспечение надежности и безопасности себе и своим близким. По складу характера эти люди подозрительны, всегда зависимы от других людей и от окружающих их обстоятельств. Они не планируют что-либо в своей жизни и заняты только одним — как выжить сегодня. Люди в рамках этой группы делятся на две подгруппы:

1.1. Борцы за выживание. Самые опустившиеся люди, часто не имеющие даже крыши над головой и дополнительной смены белья. Как правило, это беззащитные люди — больные или пожилого возраста, немощные и слабовольные. У них практически нет шанса самим изменить что-либо.

1.2. Борцы с нуждой. Это люди, как правило, более молодого возраста, не совсем утратившие надежду вырваться к более “сладкой” жизни.

2.Побуждаемые извне. Жизнь этих людей устроена так, что им приходится все время отвечать на вызов извне, даже если сами они придерживаются другого мнения. Сами о себе они думают иначе: что их мысли и поступки обусловлены какими-то внутренними побудительными мотивами, которыми они руководят сами. В составе данной группы выделяют три основные подгруппы:

2.1. Люди с выраженным чувством принадлежности к среднему классу. В своих взглядах эти люди склонны к консерватизму, ностальгии по прошлому, сентиментальности, пуританству и конформизму. Ключевым фактором для них является стремление подойти под какие-то стандарты.

2.2. Люди со стремлением к превосходству, готовые к состязательности. Они всячески стараются подняться на более высокий уровень жизненной иерархии, повысить свой социальный статус.

2.3. Люди, стремящиеся достичь как можно большего. Им свойственны приверженность к материализму, умение упорно работать, нацеленность на достижение успеха. Среди них много лидеров бизнеса, высокопоставленных правительственных чиновников.

3. Побуждаемые изнутри. В жизни они руководствуются в основном собственными ценностями, собственным жизненным опытом. Это люди, озабоченные своим внутренним ростом. Лица данной группы всегда знают качество и реальную стоимость приобретаемой ими вещи. Они делятся на три основные подгруппы:

3.1. Я — это я. В системе ценностей таких людей присутствуют ценности как почерпнутые изнутри, так и привнесенные снаружи. Обычно представитель данного стиля —молодой человек с ярко выраженной индивидуальностью по части саморекламы и самолюбования.

3.2. Люди, предпочитающие личный опыт. Обладают ярко выраженной индивидуальностью, но опираются в жизни лишь на ценности, почерпнутые из собственного опыта. Их часто привлекают экзотика (например, восточные религии), странные и загадочные вещи и явления (например, парапсихология), близость к живой природе.

3.3. Социально сознательные и ответственные люди. Особую активность проявляют в социальном отношении, не отделяют себя от конечных общественных интересов, хотя довольно часто ставят себя над обществом. Мыслят они космическими категориями. Эти люди стремятся быть активными и знать все об окружающем мире. Часто избегают излишней роскоши.

4. Интегрированные (комбинация ценностей, порождаемых мотивацией извне и изнутри). В психологическом отношении это наиболее развитая часть населения. Такие люди способны видеть все события и явления в комплексе. Могут повести за собой других, но ради интересов дела в случае необходимости остаться на вторых ролях. Они доводят до конца все начинания. Уверены в себе.

Половые различия. Различия в поведении мужчин и женщин обусловлены как физиологическими, так и психологическими причинами. Например, экспериментально установлено, что мужчины имеют гораздо меньший выбор обуви и гораздо быстрее ее снашивают. Женщины больше времени тратят на покупки и совершают их более осмотрительно, чем мужчины (имеются в виду покупки для дома). Естественно, женская реакция на побудительные стимулы отличается от мужской. Правда, в последние годы наметилось некоторое сближение норм поведения мужчин и женщин, особенно в развитых странах, связанное с бумом эмансипации; это касается моды, норм семейных отношений (бум брачных контрактов) и т.д. Но факт остается фактом: женщина, даже одетая как мужчина, остается женщиной, а значит — существом более чувственным, эмоциональным и т.п.

Возрастные различия. Возрастные различия, безусловно, можно проследить не только в ассортименте и выборе товаров и услуг, но и в изменении индивидуальных реакций. В первые годы жизни младенцу необходимы питание, пеленки, распашонки, памперсы. В годы взросления человеку нужны модная одежда и самые разнообразные продукты питания. В зрелые годы — очень качественная и дорогая одежда и обувь, диетические продукты питания. В период старости — забота и внимание, воспоминания о молодости, уважение окружающих и т.п. От возраста напрямую зависят характер потребления и возможные поведенческие реакции.

Индивидуальные психологические различия. Под индивидуальными психологическими различиями понимается дифференциация индивидов по особенностям темперамента, характера, личности. Темперамент, например, имеет влияние на скорость реагирования и приобретения определенной информации. Психические реакции холерика и флегматика на один и тот же раздражитель будут разными.

Для интроверта и экстраверта ситуации предпочтения и отторжения будут различны. Экстраверт будет стремиться в общество людей, где преобладает большое количество контактов, когда коммуникативная среда находится в постоянном движении. Для интроверта, наоборот, отсутствие большого числа поверхностных контактов, спокойная атмосфера, способствующая самоанализу, является предпочтительной и желательной. Соответствие и рекламные стимулы для таких людей при продвижении услуг в области отдыха, досуга и т.п. должны быть противоположными.

Набор промежуточных переменных, некоторые из которых были перечислены выше, позволяет отчасти решить проблему “несоответствия стимула и реакции”. Однако оно лишь усложняется, поскольку сразу встает вопрос о выборе промежуточных переменных, их количестве и обоснованности выбора.

Подходы к управлению покупательским поведением потребителей разбиты на три группы: объективный; субъективный; альтернативный (промежуточный) подходы.

Рассмотрим их более подробно.

Объективный подход допускает возможность манипулирования покупательским поведением, но и дает некоторые инструменты для такого манипулирования. Такой подход предполагает отрицание сознания субъекта для изучения, поскольку все, что с ним связано, является субъективным, а значит, не поддается строго научной интерпретации. Иначе говоря, сколько людей — столько умов, влиять на каждый из которых мы не имеем ни времени, ни возможности, ни средств.

Программирование поведения связано с изучением поведенческих реакций на определенные рекламные раздражители, установление которых лежит в цепочке “стимул — реакция” (рис. 4).

 

 

Рис.4 Объективный подход в рекламе

 

В этом случае создание товара может быть оторвано от потребностей покупателя, так как такими потребностями можно не только манипулировать, но и создавать новые. Потребитель рассматривается как пассивный приемник информации, формирующей его восприятие.

Субъективный подход, который можно также охарактеризовать как персонадистический, утверждает мотивационный потребностный приоритет личности при осуществлении экономического.выбора. Процесс продвижения и создания товара в этом случае должен быть связан с изучением потребностей покупателей. Потребитель в данном случае активен, он сам осуществляет выбор наиболее ценных для него продуктов на основе личных персонифицированных мотивационных устремлений, присущих ему вообще или в данный момент в частности. Процесс создания товара здесь вторичен и определяется самими потребностями потребителя. Схема взаимоотношения участников процесса, характеризующего субъективный подход, представлена на рис. 5.

 

Рис. 5. Субъективный подход в рекламе

 

Субъективный подход отдает предпочтение “сознательной” детерминации человеческого поведения.

Альтернативный подход не является механической конвергенцией двух перечисленных. Взаимодействие двух субъектов есть взаимный процесс совместной деятельности. В нашем случае субъектами будут производитель и покупатель, а предметом деятельности — товар, если он взаимовыгоден. При таком процессе практически исключается какое-либо манипулирование, проводимое одним из участников процесса с другим в своих определенных перманентных интересах. При этом главным является даже не сам товар, а взаимная деятельность участников, стремящихся к установлению долгосрочных отношений.

Показательным критерием эффективности производства и сбыта товара служит наличие или отсутствие манипулирования (переход к так называемому “социальному маркетингу” (по Ф. Котлеру). Там, где чаще всего нужно манипулировать экономическим поведением, отсутствует эффективность производства, а субъект производства превращается в объект.

В настоящее время, особенно в нашей стране, происходит доминирование манипулятивных тенденций в рекламе. Реклама у нас чаще всего агрессивна, навязчива и не соответствует характеристикам товара, искажает его свойства. Однако процесс взаимного действия потребителя и производителя является саморегулирующимся. Происходит разворачивание производства лицом к потребителю. Производится все больше товаров, действительно удовлетворяющих потребности людей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.