Реклама в сети Интернет имеет двухступенчатый характер:
1. Внешняя (пассивная) реклама (под контролем пользователя): баннеры, текстовые блоки и другие рекламные носители, размещаемые на популярных и тематических сайтах, реклама с помощью поисковых систем и каталогов, реклама в списках рассылки, публикации на новостных сайтах и множество других способов. Пользователь видит рекламу как следствие взаимодействия с сайтом веб-издателя (его посещения), посещает новостной сервер www.rbc.ru, например, узнать курс валюты, и встречаете на первой странице баннер, рекламирующий страхование автомобилей(См. рис. 9):
Рис.9. Рекламные баннеры сервера РБК (www.rbc.ru)
Человек покупает журнал для того, чтобы почитать новости и статьи на интересующую его тему, а не ознакомиться с новым рекламным объявлением. Домохозяйка включает телевизор для просмотра сериала, а не рекламных роликов и т.д.
2. Активная реклама, (воздействующая на пользователя)то, что пользователь получает после взаимодействия с рекламой. Например, на баннере (использующем Cgi, Java или Flash технологии) пользователь может ответить на вопросы или подписаться на список рассылки. Баннер раскрывается и превращается в мини-сайт и так далее в результате того, что:
- реклама пользователя заинтриговала, он не до конца или неправильно понял, что его ожидает;
- реклама пользователя заинтересовала, и он отправляется на веб-сайт за более подробной информацией;
- пользователя заинтересовало конкретное предложение, и он идет на сайт для заполнения заявки, совершения покупки, получения обещанной информации, принятия участия в опросе или конкурсе и т.д.
Наиболее эффективными для рекламодателя будут вторая и третья причины.
Повторные посещения пользователей в большей степени зависят от качества сайта/продукции/сервиса, которыми они уже воспользовались. Никакая реклама не способна заставить пользователя повторно заказать товар, которым он остался недоволен.
Реклама на сайте
Баннер - один из основных элементов, работающих на формирование положительного имиджа фирмы. Он же является одним из основных элементов рекламной компании. Баннерная реклама является одним из самых популярных и эффективных способов наращивания трафика* Web-узла.
Как правило, он представляет собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG, хотя встречаются экземпляры, созданные с помощью JAVA*, ShockWave* и т.д. (См. рис.10). Баннер помещается на Web-странице и имеет гиперссылку на сервер Вашей фирмы. Наиболее распространенным является размер 468х60 и 88х31 пикселей. Так как необходимо, чтобы баннер загружался на страницу как можно быстрее, существует ограничение на размер баннера в килобайтах. Так, например, для баннера 468х60 максимальный размер обычно составляет 10 или 15 килобайт.
Рис. 10. Рекламный баннер сайта www.lenta.ru
При помощи рекламных сетей вы можете производить показ баннеров целевой аудитории: около 30 % опрошенных помнят увиденный баннер через семь дней.
Используя на баннере завлекающие, но мало относящиеся к делу текст и картинки возможно привлечь больше заинтригованных посетителей, но потеряеть действительно заинтересованных в Вашем сервисе, ценных для Вас посетителей. Не стоит сбрасывать со счетов и роль баннера как средства имиджевой рекламы. Эффективный баннер должен быть хорошо выполнен художественно и технически, что говорит о серьезности, солидности рекламируемого сервера/услуг. Он должен быть оригинальным (запоминаться), возможно, быть интригующим (пробуждать любопытство), но одновременно давать представление о характере рекламируемого сервера/услуг и создавать их положительный имидж.
Брэндинг в сети
Реклама – это не только способ продать «сегодня», но еще и способ накопить капитал в виде торговой марки, (имиджевый капитал). Поэтому расходы ведущих зарубежных компаний на Интернет-рекламу резко возросли (американских компаний в шесть раз по сравнению с 2000 годом).
Так по данным компании The Boston Consulting Group (BCG) покупатели и продавцы из ведущих европейских корпораций ожидают быстрого роста объема инвестиций, осуществляемых при помощи интернета:
Рис. 11. Рост электронной коммерции во всех отраслях
Аудитория в сети
Когда перед рекламодателем встает вопрос о том, где разместить свою рекламу (на телевидении, по радио, в Интернет), он начинает анализировать, что собой представляет аудитория выбранного средства, динамику ее развития, тенденций изменения демографического состава. Самое главное, в какой мере при данном выборе присутствует его целевая аудитория.
Приведу некоторые важные цифры, свидетельствующие о потенциальной привлекательности использования Интернет как средства рекламы.
С 1993-го по 2008 год число пользователей Интернета выросло с 3 миллионов до 1200 млн. человек. (Данные от Nua Internet Survey) и, продолжает стремительно расти.
Рис. 12. Числовая оценка пользователей интернета
Характеристика состава мирового интернет-сообщества:
- Пользователи сети отличаются высоким образовательным уровнем: 80,9% имеют образование на уровне колледжа, 50,1% имеют высшее образование (в России: - 68% имеют высшее образование, 28,5% - среднее, 3,2% - неполное среднее);
- Средний уровень доходов у пользователей сети составляет 52 500 долларов США в год на домохозяйство, что значительно выше, чем средний уровень доходов даже для США;
- Наиболее обширной является категория пользователей, занятых в сфере образования – 26.2%, за ней следует категория, деятельность которой связана с компьютерами – 22.3%, следом профессионалы в различных областях – 21.7% (по России: 31,1% являются квалифицированными специалистами с высшим образованием, 15,1% - руководителем высшего звена, 14,3% - технический и обслуживающий персонал, 7,0% - руководители среднего звена).
Согласно исследованию «Media Metrix» активные пользователи Интернет делятся на 6 категорий: Simplifiers (Любители простоты), Surfers (Серферы), Connectors (Любители общения), Bargainers (Дельцы), Routiners (Постоянные работники), Sportsters (Спортсмены).
Чтобы достичь успеха владельцы сайтов должны ориентироваться на одну-две из них, а не пытаться охватить всех разом.
Simplifiers хотят, чтобы интернет-шоппинг был удобным и быстрым, они проводят в сети в среднем 7 часов в месяц, но благодаря им, совершается половина всех трансакций в он-лайне. Торговцы розничным товаром должны обеспечить им комфорт на всех стадиях от заказа до доставки и в рекламе делать акцент на то, что покупатели их виртуальных магазинов экономят время.
Только 8% активных пользователей Интернет относятся к категории серферов, но они тратят 32% от общего количества времени, проводимого в сети пользователями, и просматривают в 4 раза больше веб-страниц, чем другие категории. Серферов привлекают постоянно обновляющиеся сайты с новаторским дизайном и какими-нибудь оригинальными особенностями.
Connectors – это, как правило, новички в Интернет, они больше любят посещать чаты и отсылать бесплатные виртуальные открытки, чем покупать что-то в он-лайновых магазинах. Новички, составляющие 37% аудитории, как правило, больше доверяют марке, с которой они уже знакомы в оффлайне.
Еще 8% составляют Bargainers, у этой категории безошибочный нюх на выгодные сделки. Больше половины посетителей eBay относятся именно к этой категории. Они наслаждаются самим процессом поиска выгодной сделки.
И Routiners и Sportsters используют Интернет в первую очередь из-за контента. Routiners больше тяготеют к новостным и финансовым сайтам, в то время, как Sportsters предпочитают спортивные и развлекательные сайты. Главная задача маркетологов в этом случае, обеспечить на этих сайтах высокий трафик и превратить посетителей в клиентов.