Целый ряд исследований проводится, когда реклама уже готова, как до, так и после ее появления в масс-медиа. При этом пред-тесты позволяют оценить ситуацию до начала рекламной кампании, а пост-тесты — выявить, как изменилось положение с момента ее начала.
С помощью пред-тестов отвечают на вопросы:
1. Достигнет ли реклама своей цели?
2. Повысит ли спрос?
3. Повлияет ли на мнение потребителей?
С помощью пост-тестов можно оценить реальную отдачу (действенность) рекламы. Каждый тест надо проводить конкретным методом и с конкретной целью, охватывая тем самым весь комплекс проблем.
Тест на узнавание. Потребителю показывают рекламу и смотрят, узнал ли он ее. При этом неизвестно наверняка, где потребитель столкнулся с рекламой. Кроме того, иногда он путает одну рекламу с другой. В итоге полученная при тестировании информация искажена и неточна.
Среди тестов на узнавание давно известны и широко применяются тесты фирмы «Дэниэл Старч и К°». Предметом исследования тестов Старча является узнавание журнальных публикаций рекламного характера. При этом определяется, какой процент аудитории обращает внимание на конкретные детали печатной рекламы.
Тест Старча. На рекламное Объявление наклеиваются ярлычки с номерами и затем уточняется, какой процент читателей запоминает, что обратил внимание на ту или иную часть объявления.
При проведении исследований встают следующие проблемы:
необходимо определить количество и характеристики опрашиваемых людей;
ответы людей зависят как от самих задаваемых вопросов, так и от расположения альтернатив в общем целом (а также от соседства с более значимой величиной — «эффект контраста», когда непроизвольно завышаем или занижаем оценку);
употребление в вопросах тех или иных слов непроизвольно заставляет людей повторять их, что оказывает косвенное влияние на результаты опроса;
сам тон, которым задаются вопросы, играет большую роль в выборе оцениваемого.
Практически никогда нельзя определить полную эффективность рекламы, т.е. того, почему покупатель приобрел данный товар, какой канал подействовал сильнее. А может быть, это был совет более авторитетного знакомого? Или он уступил под натиском более расторопного продавца?
Тест на запоминание. Этот тест гораздо точнее, так как здесь потребителю необходимо доказать, что он действительно видел рекламу. В ходе его проведения тестируемый указывает, где было помещено данное рекламное объявление, а затем ему предлагают описать любой запомнившийся ему фрагмент рекламного материала.
Подобный тест может проводиться с вещательными средствами коммуникации. В этом случае исследователь называет телепрограмму и просит потребителя описать все увиденные им во время передачи рекламные материалы. Чаще всего здесь используется тест Берка «Вспомни назавтра».
Если потребителю, чтобы вспомнить, требуется подсказка, то это будет уже тест на запоминание с подсказкой. Тест на запоминание позволяет определить, не вводим ли мы потребителя в заблуждение, преувеличивая возможности нашей продукции или, наоборот, упуская их из виду. Для определения этого мы получаем сведения, о каких полезных качествах продукции узнали потребители из нашей рекламы, и соизмеряем их с имевшимися у нас намерениями. Широко применяется тест на запоминание фирмой «Гэллап и Робинсон».
Тест на осведомленность. Тест помогает уточнить, какая часть потребителей знала о продукции еще до появления рекламы, и сравнить с числом услышавших о ней после появления рекламы. Этот тест можно провести и после завершения рекламной кампании.
Из разновидностей теста на осведомленность чаще других используется тест на мгновенную реакцию. В этом случае исследователь спрашивает потребителя, какая марка приходит ему на ум в первую очередь, когда упоминается какой-либо вид продукции.
Тест на знание. Чтобы не просто определить, известно ли потребителю о данной продукции, но и уточнить, насколько хорошо он с ней знаком, проводится тест на знание. Вопросы ставятся так, чтобы выяснить, какое представление имеет покупатель о конкретных качествах товара и о магазинах, где он продается.
Ассоциативный тест. Это самый значимый из всех тестов, позволяющий узнать, связывает ли потребитель рекламу с продвигаемым товаром. Например, потребителю задается вопрос: «У какого местного магазина открытая стоянка расположена всего в 20 метрах от входа?»
Купонные и запросные тесты. Клиент откликается либо посредством купона, либо позвонив по кодовому телефону.
Метод пробного тестирования. Созданная реклама перед своим широким выходом опробуется на каком-то аналогичном «большому» пробном объекте.
Методпрерванного тиражирования. При этом методе одна часть тиража газеты идет с одним рекламным объявлением, а другая — с другим и анализируется полученный от каждого эффект.
Изучение перемен. При помощи метода можно проследить, как меняются мнения и предпочтения, как растут знания, как меняются рекламные объявления. Что бы потребитель воспринял содержащуюся в рекламе информацию, необходимо время. Тест помогает проследить развитие данного процесса.
ADD+Impact-тест. Этот вид теста является одним из самых перспективных при тестировании рекламной продукции. Он представляет собой международную количественно-качественную модель тестирования рекламы любого типа на любой стадии ее разработки. Был разработан в Австралии в 1991 г. Выделяется четыре основных элемента коммуникации:
внимание — способности рекламы привлекать и удерживать внимание потребителей;
коммуникация сообщения — скорость и полнота усвоения сообщения о рекламируемой марке;
связь потребителя с маркой — отождествление ассоциативных связей потребителя и предлагаемой ему продукции;
брендинг — запоминаемость названия рекламируемой марки и устойчивая связь именно этой марки с рекламным сообщением.
При этом вся работа ведется с фокус-группой, сохраняющей относительно - однородный состав во времени).