Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Высшее образование и российское общество



Печ. по: Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество // ЭКО. 2008. № 8. С. 75-92; Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество (окончание) // ЭКО. 2008. № 9. С. 121-132.

Высшее образование и модернизация

При всей очевидности взаимосвязи развития высшего образования и общества их взаимовлияние в истории современной цивилизации редко становилось предметом анализа [1]. Однако он способен пролить свет на причины кризиса современного российского общества.

Для понимания этой взаимосвязи необходимо иметь в виду традиционные задачи высшего образования: формирование научных идей; подготовка наиболее квалифицированных кадров во всех областях жизни общества; приобретение в ходе обучения моральных ценностей. В результате их одновременного решения общество насыщается специалистами с высокими профессиональными и моральными качествами; из лучших выпускников вузов формируется элита общества. Ключевую роль здесь играют высокая квалификация, моральный облик и научный авторитет профессоров.

Мировая история высшего образования показывает, что процесс его развития чаще всего опережает развитие общества, являясь предпосылкой прогрессивных изменений в обществе. И наоборот, задержки в развитии высшей школы негативно сказываются на состоянии общества.

До XVI в. Европа по основным социально-экономическим показателям (ВВП на душу населения, урожайность зерновых культур, урбанизация, продолжительность жизни и грамотность населения) значительно уступала наиболее крупным странам Востока (Китаю и Индии). Тем не менее именно в Европе впервые возникли современные высшие учебные заведения - университеты. При этом Западная Европа намного опередила Восточную, а последняя - Россию.

Первые университеты появились в XI в. в Италии, в XII- XIII вв. - во Франции, Англии (Кембридж и Оксфорд), Испании и Португалии. В XIV веке университеты возникли в Центральной и Северной Европе (Чехии, Польше, Австрии, Германии, Швеции и Дании). И наконец, в 1569 г. был открыт самый восточный европейский университет - Виленский. Первые поселенцы в Северной Америке уже в XVII веке создали три колледжа, ставших позднее университетами [2].

Трудно не заметить взаимосвязь экономического, политического и культурного расцвета Европы в XI-XVII вв. с созданием высшей школы. Если влияние университетов на развитие техники еще можно оспаривать, то на развитие естественных и общественных наук, формирование церковной и светской элиты оно, несомненно, имело место. Запад благодаря высшей школе опередил Восток, где при большей грамотности населения она отсутствовала. А на Западе впереди оказались страны с лучше развитой системой высшего образования. Поистине: знание - сила.

Впрочем, не стоит идеализировать состояние высшего образования на Западе в тот период. Так, в середине XVII в. А. Смит писал (возможно, с некоторым преувеличением): «В Оксфордском университете большинство профессоров уже в течение многих лет совсем отказались даже от видимости преподавания». Возникновение академий наук и научных обществ в XVII- XVIII вв. стало ответом на отставание высшего образования от потребностей общества. Но появление альтернативной научной структуры вынудило западные университеты в XIX в. позаботиться о создании лучших условий для развития науки в рамках университетов, что способствовало их новому расцвету.

Высшее образование в дореволюционной России

В России основание высшей школы началось лишь через несколько веков в сравнении с Западной и Центральной Европой и даже с Великим княжеством Литовским. Решающую роль здесь играло не столько экономическое отставание, сколько подозрительное, если не враждебное отношение православной церкви и большей части правящего класса к просвещению. Поэтому Петру I, начавшему с огромной энергией борьбу с отставанием России, пришлось приглашать огромное количество квалифицированных специалистов из разных областей науки именно с Запада.

Первые университеты

С колоссальными трудностями столкнулась первая высшая школа в России - Академический университет при петербургской Академии наук, основанный в 1726 г. Приглашенным для преподавания немецким профессорам нечего было делать из- за отсутствия студентов [3]. В дальнейшем учащиеся появились, учебный процесс стал налаживаться, и университет просуществовал до 1766 г., подготовив несколько русских профессоров, но в конце концов был закрыт из-за недостатка учащихся. Наиболее известным учеником и впоследствии ректором этого университета стал М. В. Ломоносов. Однако он проучился там меньше года, а настоящее образование получал позже в течение пяти лет в двух германских университетах.

В середине XVIII в. в Германии училось еще несколько русских студентов, некоторые из них стали по окончании обучения профессорами. Именно они обеспечили чуть более благополучную, хотя и нелегкую судьбу Московского университета, открытого в 1755 г. Этот университет оставался единственным в России до конца XVIII в., в то время как в каждой стране Западной Европы, гораздо меньшей по численности населения, их было уже несколько. Только в начале XIX в. в России возникло еще три университета (Петербургский, Казанский и Харьковский), предназначенные главным образом для подготовки школьных учителей, а также высших и средних чинов административной службы - для них стали требовать наличие высшего образования. Впрочем, в 1808 г. в русских университетах было всего 257 студентов, а в 1824 г. - 1326 (большинство - в Московском университете). Влияние выпускников российских университетов на общественную и научную жизнь было незначительным; среди них можно упомянуть А. Н. Радищева и некоторых декабристов [4].

А. И. Герцен, учившийся на физико-математическом отделении Московского университета, не был слишком высокого мнения о качестве образования, но справедливо отметил: «Университет, впрочем, не должен оканчивать научное воспитание; его дело поставить человека, дать ему возможность продолжать на своих ногах; его дело - возбудить вопросы, научить спрашивать... Но больше лекций профессоров развивала студентов аудитория юным столкновением, обменом мыслей, чтений. Московский университет свое дело делал.» .

Заметное влияние на общественное развитие России в XIX в. оказал основанный в 1811г. Царскосельский лицей. Благодаря превосходному гуманитарному образованию, продуманной организации учебного процесса и удачному подбору студентов он прославился первоклассными литераторами и крупными государственными деятелями (например, дипломат А. М. Горчаков). За 33 первых года существования лицея его закончило всего 286 человек - менее 10 в год [5].

Плоды просвещения

Спустя столетие после создания в России первого высшего учебного заведения, наконец, проявились их осязаемые результаты. Наиболее ощутимым развитие научных исследований было в естественных науках. Здесь следует отметить величайшее открытие Н. И. Лобачевского (ректор Казанского университета, многое сделавший для его развития), долго, к сожалению, не признававшееся. Гораздо скромнее был вклад вузов в общественных науках, в том числе экономике. Большую роль в развитии высшего образования играло командирование десятков лучших выпускников в Дерптский и германские университеты.

В 1830-1840-е годы правительство, опасаясь оппозиционных настроений студенчества некоторых вузов (например, Московского университета), ликвидировало университетскую автономию и даже прекратило преподавание некоторых «опасных» дисциплин, а также ограничило в начале 1850-х годов число студентов до 3000 чел.

К середине XIX в. отмечается рост качества высшего образования и определенные успехи в обеспечении государственного аппарата кадрами высокой квалификации. Но налицо был низкий уровень образования и духовности элиты русского общества. Научные достижения были весьма незначительными, уступая западным вузам. Слабое развитие высшего образования сыграло немалую роль в усиливающемся экономическом, военном и культурном отставании России, что особенно ярко выявилось в ходе Крымской войны. Низкий престиж высшего образования отразился в крайне низкой оплате преподавательского состава. При этом Россия все еще была по развитию высшего образования впереди стран Востока (кроме Японии), где высшая школа еще не появилась.

Низкий уровень высшего образования в России в значительной степени был связан со слабым развитием общего образования, которое даже в 1913 г. отставало от развитых западных стран более чем на 200 лет. Сохранялись традиции пренебрежительного отношения к образованию. Большинство учащихся начальных и средних школ покидали их после 2-3 лет обучения. Планы одного из крупнейших государственных деятелей России И. И. Шувалова в середине XVIII в. покрыть всю Россию сетью учебных заведений так и остались неосуществленными. В 1840 г. по числу учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах на 1000 чел. населения Россия отставала от Германии в 25 раз; США, Великобритании и даже Австро- Венгрии - в 15 раз [6].

Подъем высшего образования в России начался после смерти Николая I. Во второй половине 1850-х годов были отменены многие ограничения на деятельность вузов и профессоров, а университетский устав 1863 г. вернул былую учебную и административную автономию. В 1860-1870-х годах возникают отраслевые учебные институты, многие из которых вскоре становятся образцовыми. Так, созданное в 1868 г. Московское высшее техническое училище уже в 1876 г. за свои научные и учебные достижения получило золотую медаль на Всемирной выставке в Филадельфии, став примером для многих американских технических университетов.

После отмены крепостного права с развитием капитализма в России начался рост числа студентов: в 1860г. их было 8,5 тыс. чел., в 1890 г. - 12,5 тыс. чел., в 1914 г. - 127 тыс. чел. Но по количеству студентов на 10 тыс. чел. населения в 1890 г. Россия отставала от Великобритании и Японии в 4 раза, Германии - в 6 раз, США - в 10 раз. Только в 1913 г. этот разрыв стал минимальным, что было очень крупным достижением. Быстрому развитию содействовал и быстрый рост общего образования. Нет сомнений в том, что бурный экономический подъем России в 1890-е годы и в 1909-1913 гг. в немалой степени объясняется успехами российского высшего образования. Речь идет не только о научных и инженерных кадрах; доля лиц с высшим образованием возросла и среди чиновников: в 1755 г. - 1,1%, в середине XIX века - 29,4%, в 1897 г. - 39,5%. Среди высокопоставленных чиновников эта доля была, конечно, намного выше [7].

Тем не менее колоссальное отставание России по образованию, накопившееся за века, преодолеть за короткий срок оказалось невозможным. И это во многом определило ее поражения в ходе первой мировой войны, крушение в 1917 г. царизма и Временного правительства. Впрочем, следует отметить, что в период первой мировой войны российская экономика смогла успешно решить сложные задачи развития многих отраслей оборонной промышленности, опираясь на свои инженерно-технические и научные кадры.

Качество обучения

В то время не было мировых рейтингов, но многие показатели (например, значительное количество научных работ и технических достижений преподавателей) говорят о достаточно высоком уровне образования в большинстве российских вузов. Этому содействовала широко распространенная практика 2-3-летней стажировки молодых преподавателей в западных (преимущественно немецких) вузах. И. И. Мечников и И. П. Павлов стали нобелевскими лауреатами. В конце XIX - начале XX века в вузах расцвели общественные науки, вышли замечательные труды русских историков и экономистов; некоторые из них оказали влияние и на мировую экономическую мысль (например, теория кризисов и циклов М. И. Туган-Барановского). Именно в этот период начали свой путь в большую науку такие выдающиеся российские экономисты, как Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский и С. Г. Струмилин. Российские вузы хотя и отставали от ведущих западных, но далеко опережали латиноамериканские и азиатские (включая японские). И, конечно, в вузах не было даже намека на коррупцию.

Российские ученые-эмигранты высоко оценивали качество обучения в российских вузах: «Старый русский университет - по крайней мере, в Москве и Петербурге - за последние годы не уступал лучшим в Германии»; «Требования на степень магистра в российских университетах значительно выше, чем требования на степень доктора философских наук в американских или немецких университетах» . А ведь степень магистра ниже степени доктора наук.

В начале ХХ в. престиж вузовского преподавателя был очень высок. Профессор получал оклад в размере 6-8 тыс. руб. в год, что примерно в 20-30 раз превышало среднюю заработную плату рабочего и было лишь незначительно меньше оклада министра. По одной этой причине должность преподавателя вуза была привлекательной для талантливой молодежи.

Отношения с властью

В этот период очень непросто складывались отношения власти и университетов. Значительная часть студенчества остро воспринимала архаичность общественных отношений в России, поэтому в вузах нередки были бурные студенческие волнения при сочувствии значительной части преподавателей. Ответом со стороны власти становились отмена университетской автономии (практически каждые 20 лет менялись уставы вузов - устанавливалась или ликвидировалась университетская автономия) и более строгие условия приема в вузы с точки зрения социального состава студентов. Тем не менее можно констатировать огромный прогресс высшего образования в последние 60 лет существования царской России. Начнись он на 50-100 лет раньше, судьба России в ХХ в. оказалась бы намного менее тяжелой.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.