Печ. по: Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество // ЭКО. 2008. № 8. С. 75-92; Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество (окончание) // ЭКО. 2008. № 9. С. 121-132.
Высшее образование и модернизация
При всей очевидности взаимосвязи развития высшего образования и общества их взаимовлияние в истории современной цивилизации редко становилось предметом анализа [1]. Однако он способен пролить свет на причины кризиса современного российского общества.
Для понимания этой взаимосвязи необходимо иметь в виду традиционные задачи высшего образования: формирование научных идей; подготовка наиболее квалифицированных кадров во всех областях жизни общества; приобретение в ходе обучения моральных ценностей. В результате их одновременного решения общество насыщается специалистами с высокими профессиональными и моральными качествами; из лучших выпускников вузов формируется элита общества. Ключевую роль здесь играют высокая квалификация, моральный облик и научный авторитет профессоров.
Мировая история высшего образования показывает, что процесс его развития чаще всего опережает развитие общества, являясь предпосылкой прогрессивных изменений в обществе. И наоборот, задержки в развитии высшей школы негативно сказываются на состоянии общества.
До XVI в. Европа по основным социально-экономическим показателям (ВВП на душу населения, урожайность зерновых культур, урбанизация, продолжительность жизни и грамотность населения) значительно уступала наиболее крупным странам Востока (Китаю и Индии). Тем не менее именно в Европе впервые возникли современные высшие учебные заведения - университеты. При этом Западная Европа намного опередила Восточную, а последняя - Россию.
Первые университеты появились в XI в. в Италии, в XII- XIII вв. - во Франции, Англии (Кембридж и Оксфорд), Испании и Португалии. В XIV веке университеты возникли в Центральной и Северной Европе (Чехии, Польше, Австрии, Германии, Швеции и Дании). И наконец, в 1569 г. был открыт самый восточный европейский университет - Виленский. Первые поселенцы в Северной Америке уже в XVII веке создали три колледжа, ставших позднее университетами [2].
Трудно не заметить взаимосвязь экономического, политического и культурного расцвета Европы в XI-XVII вв. с созданием высшей школы. Если влияние университетов на развитие техники еще можно оспаривать, то на развитие естественных и общественных наук, формирование церковной и светской элиты оно, несомненно, имело место. Запад благодаря высшей школе опередил Восток, где при большей грамотности населения она отсутствовала. А на Западе впереди оказались страны с лучше развитой системой высшего образования. Поистине: знание - сила.
Впрочем, не стоит идеализировать состояние высшего образования на Западе в тот период. Так, в середине XVII в. А. Смит писал (возможно, с некоторым преувеличением): «В Оксфордском университете большинство профессоров уже в течение многих лет совсем отказались даже от видимости преподавания». Возникновение академий наук и научных обществ в XVII- XVIII вв. стало ответом на отставание высшего образования от потребностей общества. Но появление альтернативной научной структуры вынудило западные университеты в XIX в. позаботиться о создании лучших условий для развития науки в рамках университетов, что способствовало их новому расцвету.
Высшее образование в дореволюционной России
В России основание высшей школы началось лишь через несколько веков в сравнении с Западной и Центральной Европой и даже с Великим княжеством Литовским. Решающую роль здесь играло не столько экономическое отставание, сколько подозрительное, если не враждебное отношение православной церкви и большей части правящего класса к просвещению. Поэтому Петру I, начавшему с огромной энергией борьбу с отставанием России, пришлось приглашать огромное количество квалифицированных специалистов из разных областей науки именно с Запада.
Первые университеты
С колоссальными трудностями столкнулась первая высшая школа в России - Академический университет при петербургской Академии наук, основанный в 1726 г. Приглашенным для преподавания немецким профессорам нечего было делать из- за отсутствия студентов [3]. В дальнейшем учащиеся появились, учебный процесс стал налаживаться, и университет просуществовал до 1766 г., подготовив несколько русских профессоров, но в конце концов был закрыт из-за недостатка учащихся. Наиболее известным учеником и впоследствии ректором этого университета стал М. В. Ломоносов. Однако он проучился там меньше года, а настоящее образование получал позже в течение пяти лет в двух германских университетах.
В середине XVIII в. в Германии училось еще несколько русских студентов, некоторые из них стали по окончании обучения профессорами. Именно они обеспечили чуть более благополучную, хотя и нелегкую судьбу Московского университета, открытого в 1755 г. Этот университет оставался единственным в России до конца XVIII в., в то время как в каждой стране Западной Европы, гораздо меньшей по численности населения, их было уже несколько. Только в начале XIX в. в России возникло еще три университета (Петербургский, Казанский и Харьковский), предназначенные главным образом для подготовки школьных учителей, а также высших и средних чинов административной службы - для них стали требовать наличие высшего образования. Впрочем, в 1808 г. в русских университетах было всего 257 студентов, а в 1824 г. - 1326 (большинство - в Московском университете). Влияние выпускников российских университетов на общественную и научную жизнь было незначительным; среди них можно упомянуть А. Н. Радищева и некоторых декабристов [4].
А. И. Герцен, учившийся на физико-математическом отделении Московского университета, не был слишком высокого мнения о качестве образования, но справедливо отметил: «Университет, впрочем, не должен оканчивать научное воспитание; его дело поставить человека, дать ему возможность продолжать на своих ногах; его дело - возбудить вопросы, научить спрашивать... Но больше лекций профессоров развивала студентов аудитория юным столкновением, обменом мыслей, чтений. Московский университет свое дело делал.» .
Заметное влияние на общественное развитие России в XIX в. оказал основанный в 1811г. Царскосельский лицей. Благодаря превосходному гуманитарному образованию, продуманной организации учебного процесса и удачному подбору студентов он прославился первоклассными литераторами и крупными государственными деятелями (например, дипломат А. М. Горчаков). За 33 первых года существования лицея его закончило всего 286 человек - менее 10 в год [5].
Плоды просвещения
Спустя столетие после создания в России первого высшего учебного заведения, наконец, проявились их осязаемые результаты. Наиболее ощутимым развитие научных исследований было в естественных науках. Здесь следует отметить величайшее открытие Н. И. Лобачевского (ректор Казанского университета, многое сделавший для его развития), долго, к сожалению, не признававшееся. Гораздо скромнее был вклад вузов в общественных науках, в том числе экономике. Большую роль в развитии высшего образования играло командирование десятков лучших выпускников в Дерптский и германские университеты.
В 1830-1840-е годы правительство, опасаясь оппозиционных настроений студенчества некоторых вузов (например, Московского университета), ликвидировало университетскую автономию и даже прекратило преподавание некоторых «опасных» дисциплин, а также ограничило в начале 1850-х годов число студентов до 3000 чел.
К середине XIX в. отмечается рост качества высшего образования и определенные успехи в обеспечении государственного аппарата кадрами высокой квалификации. Но налицо был низкий уровень образования и духовности элиты русского общества. Научные достижения были весьма незначительными, уступая западным вузам. Слабое развитие высшего образования сыграло немалую роль в усиливающемся экономическом, военном и культурном отставании России, что особенно ярко выявилось в ходе Крымской войны. Низкий престиж высшего образования отразился в крайне низкой оплате преподавательского состава. При этом Россия все еще была по развитию высшего образования впереди стран Востока (кроме Японии), где высшая школа еще не появилась.
Низкий уровень высшего образования в России в значительной степени был связан со слабым развитием общего образования, которое даже в 1913 г. отставало от развитых западных стран более чем на 200 лет. Сохранялись традиции пренебрежительного отношения к образованию. Большинство учащихся начальных и средних школ покидали их после 2-3 лет обучения. Планы одного из крупнейших государственных деятелей России И. И. Шувалова в середине XVIII в. покрыть всю Россию сетью учебных заведений так и остались неосуществленными. В 1840 г. по числу учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах на 1000 чел. населения Россия отставала от Германии в 25 раз; США, Великобритании и даже Австро- Венгрии - в 15 раз [6].
Подъем высшего образования в России начался после смерти Николая I. Во второй половине 1850-х годов были отменены многие ограничения на деятельность вузов и профессоров, а университетский устав 1863 г. вернул былую учебную и административную автономию. В 1860-1870-х годах возникают отраслевые учебные институты, многие из которых вскоре становятся образцовыми. Так, созданное в 1868 г. Московское высшее техническое училище уже в 1876 г. за свои научные и учебные достижения получило золотую медаль на Всемирной выставке в Филадельфии, став примером для многих американских технических университетов.
После отмены крепостного права с развитием капитализма в России начался рост числа студентов: в 1860г. их было 8,5 тыс. чел., в 1890 г. - 12,5 тыс. чел., в 1914 г. - 127 тыс. чел. Но по количеству студентов на 10 тыс. чел. населения в 1890 г. Россия отставала от Великобритании и Японии в 4 раза, Германии - в 6 раз, США - в 10 раз. Только в 1913 г. этот разрыв стал минимальным, что было очень крупным достижением. Быстрому развитию содействовал и быстрый рост общего образования. Нет сомнений в том, что бурный экономический подъем России в 1890-е годы и в 1909-1913 гг. в немалой степени объясняется успехами российского высшего образования. Речь идет не только о научных и инженерных кадрах; доля лиц с высшим образованием возросла и среди чиновников: в 1755 г. - 1,1%, в середине XIX века - 29,4%, в 1897 г. - 39,5%. Среди высокопоставленных чиновников эта доля была, конечно, намного выше [7].
Тем не менее колоссальное отставание России по образованию, накопившееся за века, преодолеть за короткий срок оказалось невозможным. И это во многом определило ее поражения в ходе первой мировой войны, крушение в 1917 г. царизма и Временного правительства. Впрочем, следует отметить, что в период первой мировой войны российская экономика смогла успешно решить сложные задачи развития многих отраслей оборонной промышленности, опираясь на свои инженерно-технические и научные кадры.
Качество обучения
В то время не было мировых рейтингов, но многие показатели (например, значительное количество научных работ и технических достижений преподавателей) говорят о достаточно высоком уровне образования в большинстве российских вузов. Этому содействовала широко распространенная практика 2-3-летней стажировки молодых преподавателей в западных (преимущественно немецких) вузах. И. И. Мечников и И. П. Павлов стали нобелевскими лауреатами. В конце XIX - начале XX века в вузах расцвели общественные науки, вышли замечательные труды русских историков и экономистов; некоторые из них оказали влияние и на мировую экономическую мысль (например, теория кризисов и циклов М. И. Туган-Барановского). Именно в этот период начали свой путь в большую науку такие выдающиеся российские экономисты, как Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский и С. Г. Струмилин. Российские вузы хотя и отставали от ведущих западных, но далеко опережали латиноамериканские и азиатские (включая японские). И, конечно, в вузах не было даже намека на коррупцию.
Российские ученые-эмигранты высоко оценивали качество обучения в российских вузах: «Старый русский университет - по крайней мере, в Москве и Петербурге - за последние годы не уступал лучшим в Германии»; «Требования на степень магистра в российских университетах значительно выше, чем требования на степень доктора философских наук в американских или немецких университетах» . А ведь степень магистра ниже степени доктора наук.
В начале ХХ в. престиж вузовского преподавателя был очень высок. Профессор получал оклад в размере 6-8 тыс. руб. в год, что примерно в 20-30 раз превышало среднюю заработную плату рабочего и было лишь незначительно меньше оклада министра. По одной этой причине должность преподавателя вуза была привлекательной для талантливой молодежи.
Отношения с властью
В этот период очень непросто складывались отношения власти и университетов. Значительная часть студенчества остро воспринимала архаичность общественных отношений в России, поэтому в вузах нередки были бурные студенческие волнения при сочувствии значительной части преподавателей. Ответом со стороны власти становились отмена университетской автономии (практически каждые 20 лет менялись уставы вузов - устанавливалась или ликвидировалась университетская автономия) и более строгие условия приема в вузы с точки зрения социального состава студентов. Тем не менее можно констатировать огромный прогресс высшего образования в последние 60 лет существования царской России. Начнись он на 50-100 лет раньше, судьба России в ХХ в. оказалась бы намного менее тяжелой.