Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речь как психический познавательный процесс



Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Этоисторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь – главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, так как делает доступными познанию те объекты, с которыми достижимо реальное взаимодействие.

Следовательно, речь – активный психический познавательный процесс индивидуального или группового использования вербальных знаний, умений и навыков для восприятия и передачи необходимой информации. Она тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Воздействие речи на другие психические процессы проявляется многогранно как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания. Обобщенный образ восприятия сопоставляется с названием, и тем самым предопределяет обратное влияние слова на последующее восприятие. Каждая зрительная картина воспринимается человеком в соответствии с тем, к какому понятию он относит конфигурацию.

Говоря об основных видах речи, необходимо подчеркнуть, что процесс обмена мыслями осуществляется в виде устной, письменной и внутренней речи, (мысли, чувство, когда говорят для себя или о себе). Устная речь – есть последовательное связывание слов, которые воспринимаются слуховым анализатором. На ее основе воссоздается коммуникативная (сообщающая) и семантическая (обозначающая) функции речи. Особенное значение имеет эмоциональность и выразительность устной речи как характеристика языковых способностей собеседника.

Письменная речь определяется буквами, символами, словами и знаками (в Китае - иероглифами) или графически, имеет смысловое и логическое построение. Важно постоянно совершенствовать навыки устной и письменной речи.

Внутреннюю речь произносят мысленно. Она служит для осуществления процесса мышления. Её основная особенность состоит как раз в том, что слова, как правило, не имеют звукового оформления. Она отличается от разговорной, внешней речи конспективностью, краткостью, носит отрывочный характер.

Этапы развития речи:

• фонетический – до 2-х лет

• грамматический – к 3-м годам

• семантический – до 16-ти лет

Речь имеет словесную функцию как побуждение человека с помощью слов показать наличие знаний или определенных мыслей, намерений, высказывания просьбы, проявления необходимой активности. Она реализуется с помощью языка, словами и зависит от вербальных навыков человека, которые могут постоянно совершенствоваться. Её можно охарактеризовать по содержанию, выразитель-ности и форме.

Слово – это озвученная мысль, вызывающая соответствующую реакцию. Вот почему академик И. П. Павлов назвал слово "сигнал сигналов" или речевая реакция. Основные требования к словесной речи: она должна быть всегда осознанной, логической, взвешенной, понятной, тактичной и семантической, то есть иметь содержательный смысл.

Требования к речи.

1. Простота и ясность изложения (следует избегать сленговых, а также слишком сложных предложений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).

2. Отчетливое произношение.

3. Нормальный и средний темп. Умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное.

4. Последовательность и четкость изложения.

5. Убедительность и логичность приводимых доводов.

6. Целенаправленное выступление (человек должен заранее знать, что он хочет сказать, и подбирать аргументы соответственно).

7. Богатый словарный запас. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.

Основные пути совершенствования речи:

▪ расширение познавательного кругозора человека;

▪ обогащение словарного запаса;

▪ контроль и самоконтроль эмоциональной и грамотной выразительности речи, интонации вещания;

▪ обучение точности и ясности устной и письменной речи;

▪ овладение специальной смысловой и профессиональной терминологией для выполнения деятельности;

▪ "редактирование" своей речи, продумывание того, что хотите сказать или написать.

Вопросы для проверки знаний

1. Что прдставляет собой мышление и какие функции оно выполняет?

2. Какими бывают умственные операции и процессы?

3. Что такое интеллект человека и можно ли его определить?

4. В чем сущность воображения?

5. Какие виды воображения Вы знаете?

6. Какую роль играет речь в жизни человека?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.